Дмитрий
Филиппович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Романовский Дмитрий Филиппович, мой дед, был машинистом паровоза в городе Осиповичи, Могилевской обл. Это большая узловая станция. Началась война, железнодорожников не демобилизовывали. Немцы очень быстро продвигались - уже 30 июня 1941 г. они вошли в город. Продолжая работать на оккупированной территории, железнодорожники создавали группы сопротивления. Занимались саботажем. Писали листовки. Постоянно искали выход на партизан.
Во всей этой цепочке люди не знали друг друга. Однако, имея возможность находиться на станции, наш дед, Романовский Дмитрий Филиппович, вел учет составов, грузов и передавал эту информацию дальше по цепочке. Дед частенько перевозил гранаты, пряча их под углем. Это тоже был риск, т.к. в кабине паровоза всегда находился немецкий солдат, который следил за передвижением данного состава. Мы, внуки деда, спрашивали его, Было ли страшно? дед всегда говорил, что Да, было страшно. Ведь дома у него была жена и двое детей маленьких.
Наш дед особо не любил вспоминать и говорить про эти годы. Но победу нашу партизаны приближали как могли! И тому есть масса примеров. По узловой станции в г.Осиповичи есть документальная информация о самой масштабной наземной транспортной диверсии в истории ВОВ. В ночь на 31 июля 1943 года двумя магнитными минами был заминирован состав с горючим. Взрыв этого эшелона повлек к взрыву еще двух эшелонов с боеприпасами и чрезвычайно ценного эшелона с танками "Тигр". Именно в этом узловом депо во время войны трудился наш дед. Об этой диверсии в своей книге написал Эйке Миддельдорф, во время войны референт генерального штаба сухопутных войск Германии. /Э.Миддельдорф. Тактика в русской компании. Москва,1958, с.344/
Награжден Романовский Дмитрий Филиппович орденом Отечественной войны II степени, имеет медали за храбрость.
Мы, дети, внуки, правнуки не вправе забывать наших отцов, дедов и то великое дело, которое они делали в годы войны!