Еши
Санжиевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В РККА с 1939 года. Воздушный стрелок-радист. Проходил службу в/части в 5 Гвардейском авиационном полку Дальнего Действия (5 гв. бап 11 гв. бад 1 гв. бак 18 ВА ВВС).
Воспоминания
В 1939 году был призван в Красную Армию, где начал учиться в Рязанской высшей школе летчиков. Здесь его и застала война.
Июль 1941 года . Немцы уже на Днепре… « Силы были неравные, -вспоминал Еши Санжиевич. Наши самолеты фашисты пренебрежительно называли « этажерками», но летчики развеяли этот миф. В тяжелых боях советские«соколы» проявляли беспримерное мужество и стойкость, бились насмерть с врагом».
Бои на Днепре… Немцы строили переправы, наводили мост. По три-четыре вылета в день совершали наши летчики-штурмовики, истребители, бомбардировщики. Стрелок-радист Еши Ринчиндоржиев состоял в штурмовой авиации. Только за один август летчики из его части совершили 12500 боевых вылетов сбросили на врага тысячи тонн бомб.
Еши Санжиевич навсегда запомнил свой первый бой. Приказ был один: как можно дольше задержать немцев, всеми силами помешать им форсировать Днепр. Самолет Еши шел в тройке, где ведущим был Гаманенко. Наши самолеты попали в зону зенитного огня. Еши видел, как самолет Гаманенко загорелся и факелом врезался в мост через Днепр. Продвижение немцев было задержано на три часа.
Рассказывал ветеран и о ночных дальних вылетах, когда двухмоторные тяжелые бомбардировщики совершали полеты на Кенигсберг, бомбили Берлин. Полгода летали наши самолеты над Керчью, где «засели» немцы в надежде на нефть Северного Кавказа. Немецкие базы тогда бомбили и днем, и ночью. Фашисты поднимали в воздух целые эскадрильи, поэтому нашим летчикам по 12 часом каждый день.
- Пожалуй, не легче было под Курском, - вспоминал Еши Ринчиндоржиев. Зато после Курской битвы мы стали хозяевами неба. У нас уже появились другие самолеты – мощные, послушные. замечательными были «Яки».
Сам Еши Санжиевич летал на «Иле». Он хорошо запомнил 10 августа 1943 года, когда под Курском сбил немецкий «мессершмидт». Не мог он забыть и таллиннскую эпопею. Город Таллин был базой немцев в Прибалтике. Летчики – балтийцы и моряки сражались, не щадя своей жизни. Еши тогда летал пилотом, а командиром экипажа был Василий Михайлович Карташов.
Задание было такое – уничтожить крупнейший бензосклад немцев, расположенный под Таллином. Экипаж был под руководством Карташова прямым попаданием уничтожил вражеский объект. От полыхающего склада ночью стало светлее, чем днем. За эту операцию весь экипаж самолета представили к наградам. В.М. Карташов был награжден орденом Ленина, а Е.С. Ринчиндоржиев – орденом Красного Знамени.
Война еще полыхала на Западе. Еши Санжиевич летал в чужом небе – над Бухарестом и Будапештом, над Прагой и Люблином. Шли бои в Восточной Померании. Немцы из последних сил пытались сохранить связь с морскими портами, через которые держали связь с Курляндской и Восточно-Прусской группировками. Нужно было во что бы ни стало нарушить эту связь. Советские самолеты помогали нашим морякам громить немецкий флот, топить их транспорт от Вентспилса до Свинемюнде. Немцы лишились возможности вывозить танки, автомашины, орудия. На «кладбище» немецких судов были и те, которые уничтожили Еши Ринчиндоржиев с товарищами. А в начале мая наши летчики уже кружились в небе над Берлином.
Август 1945 года… Для Еши Санжиевича и многих его товарищей война продолжалась. Они бомбили Харбин, Чанчунь, уничтожали военные склады и транспорт противника. участник Западного и Восточного фронтов Е.С.Ринчиндоржиев награжден орденами боевого Красного Знамени и Красной Звезды. Также имеет медали за победу над Германией и Японией, за оборону Ленинграда, Кавказа. О заслугах нашего земляка говорят благодарности от Верховного Главнокомандующего за отличные боевые действия при освобождении городов: Будапешт, Данциг, Кенигсберг, Свинемюнде, Берлин и другие.
После ухода из жизни ветерана войны жители села Кусоты единогласно решили переименовать улицу, где он проживал. Теперь большие заслуги перед Родиной и память о нашем земляке увековечены в названии улицы имени Е.С. Ринчиндоржиева.