
Алексей
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
- ПУСТЬ НАША ПАМЯТЬ, СВЕТЛОЙ ТЕНЬЮ МЕРЦАЯ НА НЕБЕ ЖИВЫХ, НЕ БУДЕТ ЧУЖДОЙ ПОКОЛЕНЬЮ, ГРЯДУЩИХ ПУТНИКОВ ЗЕМНЫХ ! (П.Вяземский)
Алексей Иванович Реутов, уроженец г. Харькова, родился в 1922 году ! После окончания в 1940 году полной средней школы в г. Харькове, в этом же году поступил учиться в Харьковское авиационно-техническое училище Гражданского Воздушного Флота (ХТУ), которое готовило технический персонал для гражданской авиации, проучился меньше года. Но перед войной, в начале 1941 года это училище расформировали ! В этом же году, у Алексея Реутова наступил призывной возраст 19 лет, в СССР призыв на срочную службу был с 19 лет. Зная об этом, он добился перевода в г. Серпухов на учёбу по своему профилю, и продолжил обучение в Серпуховской военной школе пилотов и авиамехаников (СОВШПИА). Здесь он был зачислен на военную службу, курсантом военной школы и продолжил обучение по военно-учётной специальности (ВУС) авиамеханик и авиатехник для военной авиации ! Проучившись всего чуть меньше года (1940 - 1941), с началом войны в июне 1941 года, учёба была прекращена, а курсанты были распределены по авиационным частям ! Алексей Реутов был направлен в г. Воронеж на авиационный завод, где формировались новые части бомбардировочной авиации. Здесь в августе 1941 года, был сформирован новый 421-й дальнебомбардировочный авиационный полк особого назначения, командир полка А.Гусев. Полк был укомплектован новыми самолётами, не прошедшими лётных испытаний, бомбардировщиками "ЕР-2" и входил в состав 81-й авиационной дивизии дальнего действия, под командованием комбрига Водопьянова М.В.! Полк базировался на аэродроме Ундол, в дальнейшем перебазировался в район Ростова на Дону, затем в г. Сальск. В сентябре 1941 года, полк был подчинён ВГК и приступил к боевым вылетам. Базировался во Владимирской области аэродромы Ундол, Кратово и другие. Цели бомбардировок были Берлин, Данциг, Кёнигсберг и другие города Германии. Алексей Реутов служил техником по ремонту и обслуживанию бомбардировщиков "ЕР-2". Всю войну, он прошёл в авиации дальнего действия, техником по ремонту самолётов в подразделениях аэродромно-технической службы. Аэродромы этого рода авиации базировались в тыловых районах страны, дислокация менялась по мере изменения театра военных действий (ТВД)! Во время боевых действий на территории Польши, Алексей Реутов случайно встретился с отцом Иваном Реутовым, офицером, который был здесь по делам службы. Войну закончил в победном 1945 году в возрасте всего 23 года. Имеет боевые награды. После войны, Алексей Реутов остался служить в авиации, закончил академию им. Жуковского и Дипломатическую академию в г. Москве, проходил службу в военно-дипломатической сфере, позже в Генеральном Штабе ВС СССР ! Уволился из ВС СССР в звании полковник ! Похоронен в г. Москве !
Боевой путь
Алексей Иванович Реутов, в начале войны, в июне 1941 года был курсантом Серпуховской военной школы авиатехников (СОВШПИА) в г. Серпухове ! С началом войны, курсантов военной школы, незакончивших курс обучения и проучившихся всего менее года, в срочном порядке распределили на военную службу в авиационные части страны.
Курсант Алексей Реутов был направлен в г. Воронеж на Воронежский авиационный завод, где формировались новые авиационные части. Прибыв по месту назначения, в августе 1941 года, Алексей был зачислен в технический состав формировавшегося 421-го дальнебомбардировочного авиационного полка особого назначения, командир полка А.Гусев.
Полк формировался на аэродроме Ундол и входил в состав 81-й авиационной дивизии дальнего действия под командованием известного лётчика, комбрига Водопьянова М.В., в дивизию входили четыре таких полка !
На вооружение 81-й авиадивизии и входящего в её состав 421-го дбап поступали новые, неизвестные и ещё неиспытанные боевые самолёты бомбардировщики "ЕР-2" ! Эти самолёты, из-за войны не успели ещё пройти полную программу лётных боевых испытаний ! Неожиданно начавшаяся война, не позволила это сделать, поэтому самолёты поступали в авиаполки с большим количеством конструктивных и инженерных недоработок различных систем. Было много поломок и аварий даже на аэродромах, при взлётах, посадках и вначале полётов. Неопытный авиационно-технический персонал 421-го авиаполка, где служил Алексей Реутов, не всегда справлялся с ремонтом и устранением не выявленных технических и конструктивных дефектов и неисправностей. Много проблем было с несовершенством топливной и вентиляционной систем двигателя, механизмов шасси и многих других.
По указанным техническим причинам, некоторые самолёты, без боя загорались в воздухе и не всегда могли выполнять боевые задания командования ! За это, пострадал командир 81-й авиадивизии комбриг Водопьянов М.В., приказом НКО от 17 августа 1941 года, он был снят с должности командира дивизии и назначен воевать обычным пилотом в должности командира экипажа бомбардировщика "ТБ-7" . Командиром 81-й авиадивизии был назначен Голованов А.Е., будущий маршал авиации СССР !
В конце года, 3 декабря 1941 года, 81-я авиадивизия был переформирована в 3-ю авиадивизию дальнего действия ВГК, её авиаполки также были переформированы с новыми наименованиями, 421-й полк, стал 747-й авиационный полк дальнего действия (апдд), с дислокацией в Монино под Москвой. Дивизия была подчинена Ставке ВГК.
Общие потери боевых самолётов в авиаполках, в октябре 1941 года, составляли до 70 %, а в 421-м полку до 50 % !
В составе 421-го авиаполка, в условиях часто меняющихся мест дислокации и аэродромов базирования тяжёлых бомбардировщиков, больших потерь нашей авиации , Алексей Реутов участвовал в выполнении боевых заданий ВГК по бомбардировкам городов Германии, в том числе Берлина, Кёнигсберга, Данцига и других. В ходе войны он принимал самое активное участие в подготовке к полётам тяжёлых бомбардировщиков "ЕР-2", которые совершали успешные налёты на важные промышленные объекты Германии и наносили им большой урон и разрушения !
По его воспоминаниям, в начале войны наши самолёты имели очень много конструктивных и технических недоработок и недостатков, которые часто приводили к поломкам и повреждениям техники и штатного вооружения, это сказывалось на готовности техники к выполнению боевых заданий командования. Всё это ложилось на плечи молодых и неопытных техников, механиков и инженерного состава авиаполка.
В тяжелейших условиях войны, особенно в зимнее время, без сна, днём и ночью совсем молодой техник Алексей Реутов, вчерашний курсант, в составе группы готовили самолёты к полётам, выполняли сложные работы по ликвидации заводских недоработок и недостатков ! Оперативно, в установленные сроки в составе группы техников и механиков, он активно и профессионально осуществлял сложные ремонты и устранение повреждений самолётов и их вооружений, полученных ими в ходе боевых вылетов на большие расстояния на территорию врага.
Чтобы представить себе общую картину трагедии нашей авиации во время войны, мы обратимся к нашему источнику, изданию ГШ ВС РФ "Книга потерь" : "В авиации большая доля потерь (свыше половины) составляют не боевые потери. Они связаны с плохим обучением лётчиков, с сокращением сроков их подготовки, особенно с освоением новой техники, а также с недисциплинированностью лётного состава и руководителей полётов при выполнении лётно-учебных задач. Количество небоевых потерь зависело и от конструктивных, производственных недостатков боевых машин." По этим данным, общие потери наших самолётов составляли 65,1 %, а боевые потери только 31,8 % . В количественном выражении, эти данные составляют: общие потери самолётов - 88.300 ед., боевые потери только 43.100 ед. ! Для сравнения, в Германии безвозвратные потери боевых самолётов (с 22.06.1941 - 9.05.1945 гг.) составили 56.800 единиц (табл. 83) ! В таких, очень сложных боевых условиях, приходилось воевать нашей авиации и её личному составу, включая авиатехника Алексея Реутова !
В подтверждение этого, здесь уместно отметить и другие достоверные источники ! Кроме указанных, огромных небоевых потерь наших самолётов, отмечаются также очень большие боевые потери наших самолётов (сбиты в бою), связаны они с очень низким уровнем боевой подготовки наших лётчиков и не высоким качеством техники !
При этом, отмечаются, очень высокий уровень боевой и лётной подготовки немецких лётчиков и боевые качества немецкой техники. Для сравнения, имеются такие данные, в ходе войны в воздушных боях, только 100 немецких лётчиков-асов, сбили более 10.000 наших самолётов, при этом один Эрих Хартман сбил 352 наших самолёта, другие сбивали по 100 и даже более 200 самолётов каждый ! Заметим, наш выдающийся ас и трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб сбил 62 немецких самолёта !
Воспоминания
Воспоминания Реутова А.И., авиатехника бомбардировочной авиации дальнего действия в 1941-1945 гг.
Алексей Иванович Реутов, как участник войны, не любил вспоминать и особенно рассказывать о войне. Однако, на склоне лет, он оставил небольшие свои воспоминания о жизни и отдельно совсем немного о войне, где он был непосредственным участником.
Всю войну с начала 1941 по 1945 гг., Алексей Иванович прошёл в бомбардировочной авиации дальнего действия. Он как техник и механик, непосредственно отвечал за подготовку самолётов бомбардировщиков к боевым вылетам на большие расстояния более 3 тыс. км.
Он вспоминал, как особенно в начале войны, наши самолёты были мало совершенны и имели очень много конструктивных и технических недоработок, т.е. самолёты были очень низкого технического качества и несовершенства.
По этим причинам, они очень часто ломались и выходили из строя, всё это ложилось на плечи техников, механиков и инженерного состава. Особенно большие трудности в авиации начались в начале зимы 1941 года, когда выпал снег и ударили сильные морозы, в этих условиях техника не подчинялась людям, ремонты проводились в жутких условиях, когда руки от мороза липли к металлу, притом работы проводились в любое время дня и ночи, а в ночное время механики работали без света в темноте, так как освещение строго запрещалось в целях маскировки от противника.
Были случаи, когда техников и инженеров за всякие аварии и поломки самолётов от них не зависящих, привлекали к ответственности и предавали суду военного трибунала и даже расстреливали. Время было очень тяжёлое и сложное, немцы воевали очень хорошо и техника у них была значительно лучше нашей. Поэтому было много потерь наших самолётов.
Что касается питания и других бытовых условий, то в Авиации всегда кормили хорошо с подбором самых необходимых продуктов ! Для питания личного состава Авиации были установлены повышенные пайки питания, притом самый лучший был паёк для лётного состава, потом для лс. инженерно-технического состава полка ВВС, потом для аэродромно-технического состава полка ВВС ! Так что в питании и бытовом обеспечении частей ВВС, всё было по лучшему разряду !
В воспоминаниях Алексей Ивановича, приводятся интересные и малоизвестные случаи, когда наши лётчики просто боялись летать на трудные и опасные задания. Но делали это скрытно, находили причины чтобы уклониться от полёта, причиной чаще всего были поломки самолётов и их оснащения, а за это привлекали к ответственности техников, механиков и инженеров полка.
И не случайно, в этих жутких зимних условиях у Алексея Ивановича были сильно отморожены щёки лица, пальцы рук и ног, с чем он прожил всю жизнь, лечения никакого не было, шла война ни на жизнь, а насмерть !
Были случаи, когда из-за плохой организации оповещения "я свой самолёт", наши самолёты были сбиты нашими же истребителями или зенитками. Он приводит рассказ лётчика Гайворонского, его самолёт несмотря на все сигналы, в том числе из кабины, всё же был сбит нашими, но экипаж спасся, выпрыгнув на парашютах !
Это всё, по причине слабой подготовленности к войне, где наскоро обученные лётчики истребители "взлёт посадка" и наша малопродуманная система оповещения, а в целом низкая организация лётного дела и подготовки лётного состава.
Именно поэтому, хорошо подготовленные немецкие лётчики сбивали каждый по сотне наших самолётов, а выдающийся ас Эрих Хартман один сбил 352 наших самолёта, кстати он был ровесник Алексея Ивановича т.к. родился в том же 1922 году.
Имеется много других случаев и историй из прошедшей войны !
После войны
От героев былых времён, не осталось порой имён ! Те кто приняли смертный бой, стали просто землёй, травой ! Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...!
После войны, военный авиатехник Алексей Реутов в силу молодого возраста 23 года решил продолжить военную службу в авиации, через какое-то время поступил в авиационную Военно-инженерную Академию ВВС им. Жуковского, упешно её закончил и продолжил военную службу в авиационных частях ВВС СССР ! В дальнейшем ему предложили обучение в Дипломатической Академии, которую он также успешно закончил и перешёл на службу в военно-дипломатической сфере.
В дальнейшем он несколько лет проходил службу за границей в Австрии . После окончания срока службы за границей, Алексей Реутов продолжил военную службу в одном из управлений Генерального Штаба ВС СССР. После окончания установленного предельного срока пребывания на военной службе он уволился в запас в звании полковник.