Виктор
Марьянович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дед - Раевский Виктор Марьяноович- всю жизнь посвятил авиации. Вбежал из дому, сказался беспризорным, чтобы скрыть дворянское происхождение и получить образование. Выучился на авиационного техника и поступил в Гражданский Воздушный Флот. В годы Великой Отечественной войны вся работа гражданской авиации была подчинена интересам фронта. Для этого из подразделений Аэрофлота были созданы специальные воинские части под командованием опытных командиров, летных коллективов гражданского воздушного флота. В числе первых боевое крещение получила Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН) ГВФ, которая уже 23 июня 1941 года начала выполнять специальные задания командования РККА : бомбили немецкие позиции на подступах к Москве, Ленинграду, Севастополю, летали во вражеский тыл, доставляя грузы партизанам, перебрасывая боеприпасы, выбрасывали дессанты во вражеский тыл. Большая часть полетов была в сложных ночных условиях. Позднее, деда перевели на Север, работать на Ленд-лизе.
Боевой путь
Говоря о ленд-лизе, мы привычно понимаем в первую очередь арктические конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск грузы из США и Великобритании. Знающие люди в курсе трансиранского маршрута, через иракский порт Басра, территорию Ирана, на юг СССР. И далеко не всем (особенно в европейской части страны) известно об еще одном маршруте, который назвался «АлСиб». Сокращенно от «Аляска — Сибирь». По заданию Государственного комитета обороны СССР (ГКО) специалисты ГВФ, ВВС и полярной авиации изучили различные варианты направления воздушной трассы с Аляски. Выбрали маршрут через Чукотку, Колыму и Якутию до Красноярска. Там были крупные узловые пункты и сравнительно устойчивая погода... В ЯКУТИИ... Это там, где полюс холода.... Из США перегоняли и истребителий и транспортников и бомбардировщиков.... А так же перевозили грузы и пассажиров, в том числе видных политических деятелей. Между тем «АлСиб» все больше становился и дипломатической авиалинией. 4 июня 1943 года на основании директивы Генштаба приказом начальника КВТ был сформирован 8-й транспортный авиаполк, базировавшийся в Якутске (личный состав 102 человека). Он должен был перегонять поступавшие по ленд-лизу "Дугласы", перевозить авиаторов перегоночных полков и импортные грузы из США, а также выполнять спецзадания по доставке "отечественных пассажиров" из Москвы до Вашингтона и обратно и другие правительственные задания. Для чего в полку была создана оперативная эскадрилья. Этим и занимался Виктор Марьянович, в составе своего экипажа - он перегонял знаменитые Дугласы и перевозил важных пассажиров. Техническому составу на трассе особенно туго приходилось зимой. Все работы — на открытом воздухе, в сильные морозы и ветры, ночью при свете прожекторов или с карманным фонариком.
Инженеры и техники умудрялись с помощью простейших приспособлений ремонтировать и готовить к полетам самолеты. Моторы нередко приходилось запускать по старинке — резиновыми амортизаторами с помощью лошади. Разогревали моторы железными печками, которые топили дровами по два-три часа и больше.Из отчетного доклада о работе дивизии за 1944 год: "Техсостав в обстановке низких температур, до минус 50 градусов, при отсутствии специального обмундирования, приспособленного к северным условиям, высоко квалифицированно готовит матчасть самолетов к полетам". Всего за три года, как записано в историческом формуляре дивизии, по трассе перегнали 8094 американских самолета. https://topwar.ru/119723-alsib-desyat-tysyach-kilometrov-muzhestva-k-75-letiyu-trassy-alyaska-sibir.html
Из наградного листа Раевского Виктора Марьяновича: В РККА с 1941 из ГВФ. На фронте: с 10.1942 по 01.1943 – борттехник МАГОН. На трассе: с 07.1943 – борттехник 8 ТАП, ТАО ВТКУ. Техник-лейтенант.
Из наградного листа от 11.09.1945 г.: «На фронте в МАГОН совершил 9 боевых вылетов. В 8 ТАП с июля 1943 борттехником выполнил 452 рейса, перевез 492 тонны грузов, 3350 человек пассажиров».
За боевой труд на трассе АлСиба дед был награжден :
орден Отечественной войны 2 ст. (14.09.1945)
орден Отечественной войны 2 ст. (6.04.1985)
медаль «За боевые заслуги» (30.04.1945)
Воспоминания
Дед не любил говорить о войне. А я была еще мала. Зато любил говорить о самолетах.
После войны
Дед летал, пока позволяло здоровье, потом работал диспечером и был замечательным дедом - большим, сильным и надежным. Я варасла без отца, зато дед прочно занимает в моей памяти место самого сильного и надежного человека.