Александр
Дмитриевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Наш дедушка - Александр Дмитриевич Радченко - участник 2х войн - Гражданской и Великой Отечественной.В 1918г. после смерти своей мамы совсем юным вступил в отряд Красной Армии как помощник механика автомашин. Сохранились фотографии: на одной дедушка с револьвером на боку с товарищами по службе Бочаровым и Ключкиным в 1923г. в городе Нальчик. На второй дедушка стоит в шинели - г.Краснодар 12 декабря 1923г. После окончания Гражданской войны наш дедушка жил в городе Прохладном Кабардино-Балкарии, работал на Прохладненском моторемонтном заводе. Он был хорошим специалистом, работал в отделе технического контроля. Когда началась Великая Отечественная война Прохладненский моторемонтный завод, имея оснащенную базу по ремонту автомобилей и двигателей, восстанавливал бронетанковую технику для фронта, и наш дедушка работал там до 1943г. Линия фронта приближалась к городу Прохладный и в марте 1943 Александр Дмитриевич Радченко ушел на фронт.
Боевой путь
Сохранилась дедушкина красноармейская книжка и ее дубликат. Рядовой шофер Радченко А.Д возил на знаменитой полуторке продукты по Дороге Жизни в блокадный Ленинград. Иногда ему приходилось находиться в ледяной воде, поэтому он попал в госпиталь, его хотели комиссовать, но он отказался. Дедушка был направлен в Иран в составе 127 отдельного автотранспортного батальона особого назначения 2-я рота. Нам ничего толком дедушка не рассказывал, может быть, потому, что служил в батальоне особого назначения, может быть, так надо было молчать. Все, что мы знаем - это то, что он принимал участие в ленд-лизовском перегоне военной техники из Ирана в Советский Союз. Только сейчас мы узнали, что Трансиранский основной маршрут поставок пролегал через Иран, откуда американцы и англичане поставляли оружие и военные материалы в г.Баку. Специально для ленд-лизы в Иране было построенно несколько автомобильных заводов. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран - Ашхабад, Тегеран - Астара - Баку, Джульфа - Ордженикидзе. Автомобили шли своим ходом, причем их загружали ленд-лизовскими же грузами. Советские войска стояли в Иране до мая 1946г. для парирования возможного удара со стороны Турции. Оккупация Ирана англо-советскими войсками избавила страну от перспективы военных действий, способствовала экономическому развитию благодоря интенсивной добыче нефти для нужд антигитлеровской коалиции, транспортировке грузов по ленд-лизу в СССР.
После войны
День Победы наш дедушка Радченко Александр Дмитриевич встретил в составе 127 отд.автотранспортного батальона особого назначения, демобилизован на основании закона Верховного Совета ССР от 26 июля 1945г. Он вернулся на "Прохладненский моторемонтный завод", где проработал до пенсии. Его фотография была на доске почета ударников труда завода. Дедушка получил от завода благоустроенную квартиру по адресу: ул.Свободы 240 кв.64