Иван
Викторович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Иван Викторович Пятяри родился 4 марта 1921 г. в селе Енисейск, ныне Шушенский район Красноярского края. В семье было пятеро детей – три брата и две сестры: Николай, Иван, Евгений, Елизавета и Мария.[1] Отец Ивана Виктор Иванович работал заведующим складом строительных материалов на стекольном заводе. Мать Прасковья Павловна – домохозяйка. Младенец Иван появился в тот период времени, когда в нашей стране была нестабильность, только что произошёл государственный переворот, шла Гражданская война. Народ не знал – чему или кому можно верить. Еще ребенком, вместе с родителями, Иван переехал в поселок Красноусольский Гафурийского района республики Башкортостан. В 1938 г. Иван закончил 8 классов Красноусольской средней школы и поступил в кооперативный техникум г. Уфы. [2] Одновременно с учебой в техникуме он посещал аэроклуб. Три года Иван проходил обучение в учебных заведениях и достиг определенных успехов в учебе. Особенно ему было интересно посещать аэроклуб. Ведь авиация, как считала молодежь довоенного времени – это настоящее и будущее страны. А Иван всегда мечтал о полетах и подвигах.
[1] http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp- герои страны.
[2] Славные сыны Башкирии: Муниципальное бюджетное учреждение Централизованная система массовых библиотек Городского округа город Уфа РБ Справочно-библиографический отдел ЦГБ М.М. Шаймуратов, Т.Т. Кусимов, М.М. Матросов А.М.- биобиблиографический дайджест Уфа – 1979г.
Боевой путь
В 1942 г., когда враг стремительно продвигался по нашей Родине, рвался к Крыму, Кавказу, и не было уже больше сил для сопротивления, вышел жесткий Приказ № 227 «Ни шагу назад»[1]. В июле этого года Пятяри И.В. был отправлен на фронт Великой Отечественной войны. Сначала – пилотом 690 ночного бомбардировочного авиационного полка, затем 272-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии на Сталинградском фронте. В начале июля 1942 г. начинается Сталинградская битва, продолжавшаяся непрерывно 200 дней и ночей. Фашистам необходимо было захватить Сталинград, потому что именно здесь производились и ремонтировались танки, артиллерийские орудия, суда, минометы. Также Сталинград являлся транспортным объектом, соединяющую магистрали Средней Азии и Урала. Волга не давала покоя немцам как транспортный узел, снабжающий Советский Союз кавказской нефтью и другими грузами.
Именно здесь Ивану Викторовичу пришлось показать свои способности как пилоту авиации. В декабре 1942 г. Пятяри стал пилотом 61 Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, 2 Гвардейской ночной бомбардировочной артиллерийской дивизии Южного фронта. В период Сталинградской битвы Иван совершил 141 боевой вылет на самолете У-2 на бомбардировку переднего края обороны немцев.
Первую награду младший лейтенант Пятяри получил в Сталинграде, ею стала медаль «За оборону Сталинграда».
В марте 1943 г. Иван Викторович пересел на штурмовой самолет Ил-2, для этого ему пришлось переучиваться, так как штурмовики являлись другим типом самолетов и выполняли более сложные задачи. Люфтваффе с особым страхом относились к советским штурмовикам Ил-2, они называли их «Черная смерть», за их способность высоко и быстро летать.
В июле 1943 г. Пятяри был отправлен служить старшим летчиком 76 Гвардейского авиационного полка, 1 Гвардейской авиационной дивизии. И опять перед молодым офицером стояла сложная задача, только за 15 дней на Южном фронте им было совершено 6 боевых вылетов на штурм танков, автомашин и пехоты фашистских захватчиков. За этот небольшой срок молодому офицеру удалось уничтожить три машины, цистерну с горючим, вагон с боевыми припасами, миномет и две зенитки.
20 августа 1943 г. Пятяри И.В. был награжден боевым орденом Красного Знамени.[2] Впоследствии, отличившегося гвардейца направили на 4 Украинский фронт для защиты Украины от иноземных захватчиков. И здесь герой отличился своей отвагой и рвением к победе.
В районе города Мелитополь находилась укрепленная полоса немцев, которую штурмовикам приходилось неоднократно атаковать, за декабрь 1943 г. на реке Миус, им лично было уничтожено 17 танков, за один только боевой вылет в Саур-Могильский Пятяри уничтожил 3 танка.
24 декабря 1943 г. Иван Викторович был удостоен во второй раз боевым орденом Красного Знамени и званием лейтенанта.
2 февраля 1944 г. за особые успехи в штурмовых атаках на фашистских захватчиков герой получил третий орден Красного Знамени.
В марте 1944 г. гвардии лейтенант Пятяри стал заместителем командира эскадрильи 136 Гвардейского штурмового авиационного полка. И опять направился в бой.
В апреле 1944 г. перед летчиками-штурмовиками стояла тяжёлая задача по защите Украины, Белоруссии, Крыма. 8 апреля Иван, в составе группы штурмовиков, несколько раз вылетал на штурм укрепленной линии фашистов в районе Перекопа (Крым). Здесь немцы сражались с особой яростью, так как это был их последний шанс реванша за Сталинград и Курскую дугу. Многие советские летчики пали геройски за освобождение Крыма. Казалась, гибель неминуема, но все же лейтенанту Пятяри удалось выйти на цель, уничтожить танки противника и зенитную батарею. За выполнение боевого задания 19 мая 1944 г. лейтенанта Пятяри наградили орденом Отечественной войны I степени и удостоили звания старший лейтенант.
Иван Викторович уже был опытный летчик-штурмовик, поэтому в августе 1944 г. он был назначен на должность начальника воздушно-стрелковой службы полка. Обязанности у молодого офицера возросли, так как он не только совершал боевые вылеты, но и являлся ответственным за подготовку воздушных стрелков. Иван Викторович с большим удовольствием передавал свой опыт молодому поколению летчиков-штурмовиков и дальше продолжал громить фашистов. 6 октября 1944 г. перед летчиком-героем была поставлена задача – в качестве ведущего боевой группы Ил-2 уничтожить два эшелона противника на станции Видкули. Пятяри с группой удалось обнаружить железнодорожные эшелоны противника с танками и самоходной артиллерий. Путем прямого попадания в цель поставленная задача была решена. Вся станция была охвачена огнем, немецкая пехота была в растерянности. Спасаясь бегством, немцы бросили всю технику и провиант.
За очередной героической поступок 5 ноября 1944 г. Пятяри Иван Викторович был награжден орденом Александра Невского. А в декабре 1944 г. ему было присвоено звание капитана[3].
От Сталинграда до Черного моря, от Белоруссии до Кёнигсберга Иван прошел свой героический путь боевой славы. И всегда, благодаря его терпению и неумолимой отваге, ему сопутствовала удача. В 1945 г. капитан Пятяри был направлен на 3 Белорусский фронт по освобождению Западной Европы от иноземных захватчиков. Перед советским командованием стояла первоочередная задача по полному уничтожению фашизма в Западной Европе. К февралю 1945 г. Иваном Викторовичем было совершено 276 отличных боевых вылетов по уничтожению объектов противника, только за февраль, в 15 воздушных боях, капитан сбил три бомбардировщика противника Ю-87 и истребитель Ме-109. Фашисты долго не могли прийти в себя от такой героической отваги советских летчиков. Так отважно и решительно советские войска вошли в Восточную Пруссию. Гитлер не ожидал такого яростного удара от советской армии, им были предприняты решительные меры для защиты, но было уже поздно. Советский солдат продвигался по Европе.
5 февраля 1945 г. в Восточной Пруссии, в районе Цинтен, Пятяри дважды приходилось вылетать на штурм пехоты и техники противника. И, как всегда, ведущему группы летчиков удалось сжечь: 55 автомашин, 55 повозок с грузом, подавить огонь зениток неприятеля, сжечь батарею полевой артиллерии и пехоту, на станции уничтожить15 вагонов и платформ. Только за три дня им было совершено 7 боевых вылетов, при которых противник нес большие потери[4].
22 февраля 1945 г, командир полка представил капитана Пятяри к высокому званию Героя Советского Союза. Несмотря на полученное звание, Иван Викторович продолжал бить фашистов с такой же неумолимой отвагой, как и в начале войны. 27 марта он трижды водил свою группу для выполнения боевого задания в районе местности Бальга, 6 апреля в районе Кёнигсберга штурмовал артиллерию, танки и пехоту неприятеля.
Его желание и отвага при освобождении своей Родины от фашистов тронула немало людских сердец, на Ивана Викторовича Пятяри равнялись и мечтали быть похожими огромное количество его учеников новобранцев-летчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 г. за отличное выполнение всех боевых заданий летчику-штурмовику Пятяри Ивану Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»[5]. 8 апреля 1945 г. Ивану Викторовичу присвоено звание майора авиации. После победы советских войск в Великой Отечественной войне 30 мая 1945 г. полковник Прутков вручил старшему офицеру Пятяри четвертый орден Красного знамени и медаль «За взятие Кенигсберга». И так, на завершающим этапе войны, Иван стал героем.
За годы жестокой войны гвардии майор Иван Викторович Пятяри, по военным подсчетам, совершил 140 боевых вылетов на У-2 и 174 вылета на штурмовике Ил-2, а подвиги его безграничны.
[1] http://www. oliverweber96.ru/hucoevtionakliost/- вспотевший портал.
[2] http://pomnipro.ru/memorypage69832/biography- Помни. Про электронный мемориал.
[3] http://www. Oliverweber 96.ru/hucoevtionakliost/- вспотевший портал.
[4] http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp- герои страны.
[5] http://pomnipro.ru/memorypage69832/biography- Помни. Про электронный мемориал.
После войны
Война закончилась, но Иван Викторович остался на службе в ВВС. В августе 1945 г. майор Пятяри был направлен в Брестскую область для дальнейшего несения службы в 75 ГСАП на должность заместителя командира эскадрильи. Конечно, герою с огромным стажем боевых вылетов было сложно привыкать к гражданской авиации. Ведь, после таких заслуг перед Родиной, боевому офицеру, ведущему бригады летчиков, трудно свыкнуться с мирной жизнью. О чем тогда думал и размышлял герой, мы уже никогда не узнаем.
В Белоруссии Иван Пятяри женился, вместе с женой жил в г. Лунинец в Брестской области. Казалось, жизнь только продолжается.
Иван вместе с молодой женой приезжал домой к родителям в Красноусольск, встречался со своими друзьями, одноклассниками. Они также шутили, веселились, вспоминали былые времена, некто не думал, что эта встреча происходит в последний раз.
В воскресенье 5 июня 1949 г., как вспоминала его жена, Ивана вызвали на аэродром совершить незапланированный полет. В воздухе с самолетом произошла необъяснимая поломка, самолет загорелся и разбился. Так погиб прославленный Герой Советского Союза. Похоронили Ивана Викторовича в городе Лунинец. На фотографиях друзей и одноклассников он так и остался молодым и веселым мальчишкой, широкоплечий, с копной русых волос[1].
В городе Лунинец и Красноярске именем Ивана Пятяри названы улицы, в башкирском Красноусольске в школе № 2, где он получал образование, Ивану установлена мемориальная доска.
[1] Газета «Минусинский край», «Бесстрашный Ас». №7-8 сентябрь-октябрь 2015г.