Евгений
Валентинович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Окончил Молотовскую военную авиационную школу пилотов.
Окончил военное авиационное училище разведчиков ВВС Красной Армии (ВАУР), г.Давлеканово (Башкирия).
Служил в составе 15 отдельного разведывательного запасного авиационного полка.
К августу 1943г. летчик самолета Пе-2 511 отдельного разведывательного авиаполка (командир полка подполковник Бабанов Анатолий Александрович). Летнаб (летчик-наблюдаль) Садыков Хаким Султанович.
С января 1944г. приступил к боевой работе.
07 января 1944г. произвел разведку дорог Голованевск- Умань, аэродрома Умань и станции Райгород.
09 января 1944г.- аэродромов Умань, Ротмистровка., Апостолово и дорог по маршруту полета.
15 января 1944г.- разведку дорог Кривой Рог- Казанка, Лозоватка- Кривой Рог.
23 января 1944г.- разведку дорог Казанка- Березнеговатое, Береслав- Давыдов Брод, Малеевка- Владимировка.
04 марта 1944г. при плохих метеоусловиях произвел разведку аэродрома и станции Николаев, дорог Николаев- Бодяно Ларино, Херсон- Николаев, Бобринец- Устиновка.
В марте 1944г. командование полком принял подполковник Берман Семен Давидович.
05 апреля 1944г. экипаж в составе: летчик Протасов Евгений Валентинович, летнаб Садыков и стрелок-радист старший сержант Заусалин Василий Яковлевич произвел полет по маршруту Яссы, Хуши, Котовское, Оргеев, Рыбница и сфотографировал аэродром Яссы. В результате обнаружены: 42500 автомашин, на аэродроме под Кишиневом до 50 самолетов, на железнодорожных станциях 7 составов и до 1060 вагонов. В районе Скумпия на высоте 2500м. экипаж был атакован истребителем Ме-109 (Мессершмитт). Экипаж Пе-2 скрылся в облачности. В районе Оргеев на высоте 1500м. Пе-2 был атакован двумя истребителями Ме-109. Экипаж разведчиков со снижением ушел от атаки и перешел на бреющий полет. Обо всех передвижениях автоколонн стрелок-радист передавал данные в штаб.
К средине апреля младший лейтенант Протасов произвел 13 успешных боевых вылетов на разведку, был представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 05 июня 1944г. награжден орденом Отечественной войны I степени.
Летом 1944г. полк участвовал в Ясско-Кишиневской операции.
К концу августа 1944г. Евгений Валентинович совершил 53 успешных боевых вылетов на разведку. Приказом от 06 ноября 1944г. был награжден орденом Красного Знамени.
13 ноября 1944г. экипаж самолета Пе-2 вел разведку в районах Секешфехервар, Дер, Яношхаза, Веспрем, Демшед с фотографированием аэродромов Секешфехервар, Бэргенд, Веспрем. По результатам дешифровки обнаружено 95 самолетов, 3 эшелона и 2 состава.
В январе 1945г. полк перебазировался на аэродром Кечкемет (Венгрия).
Лейтенант Протасов 23 января 1945г. был представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 25 апреля 1945г.
Назначен командиром звена.
08 февраля 1945г. самолет Пе-2 лейтенанта Протасова Евгения Валентиновича был подбит в воздушном бою и произвел вынужденную посадку вблизи линии фронта. Попаданием снаряда был разбит пулемет штурмана и турель.
04 марта самолет лейтенанта Протасова получил повреждения гидросистемы шасси. Ремонт проходил в ночное время, и к утру самолет был готов к вылету.
11 марта 1945г. экипаж лейтенант Протасов, лейтенант Садыков и старший сержант Заусалин выполнил разведку войск противника в районах Калница, Нитра, Трнава, Новы Замки, Комарно и фотографирование эародрома Нитра. И всех крупных железнодорожных станций по маршруту полета.
К конце войны Евгений Валентинович произвел 101 успешный боевой вылет. Приказом от 16 июня 1945г. старший лейтенант Протасов был награжден третьим орденом Красного Знамени
Награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
За долголетнюю и безупречную службу в 1950г. был награжден медалью «За боевые заслуги», в 1956г.- орденом Красной Звезды.
Полковник-инженер Протасов вышел в отставку 13 мая 1972г.