Николай
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В РККА с 1940 года. Место призыва: Красногвардейский РВК, Московская обл., г. Москва, Красногвардейский р-н.
Учеба: сентябрь 1940 – август 1941: Московское Краснознаменное военное авиационное техническое училище. После войны: Военно-юридическая академия, Военно-дипломатическая академия (с отличием).
Участие в Великой Отечественной войне: сентябрь 1941 (звание: гвардии сержант) – май 1945 (звание: гвардии техник-лейтенант).
Место службы (во время войны): 35 гвардейский бомбардировочный авиационный полк 15 воздушной армии. Воевал на Западном, Сталинградском, Донском, Северокавказском, 1-м и 2-м Прибалтийском, Ленинградском фронтах. Авиационный техник. Обслуживал бомбардировщики ПЕ-2. За время участия в Великой Отечественной войне обслужил 1200 боевых самолёто-вылетов.
Из училища отец и его однокурсники выпустились досрочно. Фронту были нужны специалисты. Поэтому им присвоиди звания сержантов. Это касалось не только техников, но и лётчиков. Были случаи, когда командир экипажа - пилот - носил звание сержанта, а штурман был офицером. Известны случаи конфликтов в экипаже на этой поочве: офицер отказывался выполнять приказ командира экипажа, который не просто был званием ниже, но вообще не был офицером. Некоторых приходилось ставить на место под угрозой применения личного оружия. Было ...
* * *
Отец начал войну сержантом после ускоренного выпуска из училища в августе 1941 года. А День Победы он встречал уже гвардии лейтенантом. Отец воевал в бомбардировочной авиации в частях, которыми командовал известный военный лётчик дважды Герой Советского Союза Иван Семёнович Полбин.
Николай Алексеевич редко и, кажется, не очень охотно рассказывал о войне, если только речь не шла о курьёзах, шутках, розыгрышах и прочих приключениях. Удивляться нечему. Когда закончилась Война, отцу было всего 23 года! Я помню себя: в 23 я вернулся из Эфиопии после их войны с Сомали. Кстати, тоже в авиации. А там мы немало покуролесили. Так и мой отец с однополчанами. Росли. Взрослели. Чудили. И воевали.
Об И.С. Полбине отец всегда говорил с глубоким уважением. Интересно, что мне пришлось непродолжительное время работать вместе с его дочерью. И только когда она увольнялась на пенсию, мы в разговоре поняли, что она дочь легендарного командира моего отца во время Войны.
Отец был техником самолёта по электроспециальному оборудованию. «Пешка» - пикирующий бомбардировщик Петлякова ПЕ-2 – был в определённой степени революционной машиной. Это был первый максимально электромеханизированный самолёт. Вклад этой машины в Победу нельзя переоценить.
Хотя отец не относился к лётному составу, при передислокации эскадрильи или полка ему приходилось пассажирить на Пешке. В один из таких перелётов их сбили под Сталинградом. Я запомнил короткое наблюдение отца: разница в цвете дыма от разыва советских и германских зенитных снарядов. Было плутание по лесам в течение нескольких суток, была похоронка, было чудесное «воскрешение» и уж совсем чудесное невнимание со стороны органов к временно пропавшим лётчикам. Наверное, в разгар боев решили не подводить под черту целый экипаж.
После войны отец закончи сначала Военно-юридическую (с одной четвёркой), а позже Военно-дипломатическую академию (с золотой медалью) и попал на свою вторую войну, про которую мало пишут и рассказывают.
По нынешним временам отец ушёл очень рано - в 64 года.
* * *
В Великой отечественной войне воевал также мой дядя, родной брат мамы Овсянников Борис Владимирович 1924 г.р. Фронтовой водитель. Имеет две медали за боевые заслуги.
Информация по ссылкам
http://podvignaroda.ru/?#id=35614901&tab=navDetailManAward
http://podvignaroda.ru/?#id=41849339&tab=navDetailManAward