Александр
Семенович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С первых дней войны на Северо-Западном фронте. Тяжело ранен 04 сентября 1942г. на Брянском фронте.
После госпиталя направлен в 11 штурмовую инженерно-саперную бригаду.
К ноябрю 1944г. ефрейтор Прокофьев сапер-разведчик 11 отдельной инженерной мото-разведроты бригады (командир роты- капитан Иванов Петр Семенович).
В декабре находился в составе разведгруппы из 4 человек во главе со ст.сержанта Фатьянова Ивана Константиновича, действовавшей в тылу врага на территории Венгрии. Разведчики переплыли р.Дунай на рыбацкой лодке, пройдя линию фронта, углубились в тыл противника на 60 км. и провели разведку его инженерных сооружений на участке от озера Веленце до с.Батьян. Группа вернулась в полном составе, переплыв р.Дунай.
Приказом от 04 января 1945г. Александр Семенович награжден медалью «За боевые заслуги».
15 января 1945г. ефрейтор Прокофьев в составе группы младшего сержанта Юдина Константина Ильича перешел линию фронта с задачей- взорвать мост Эржебет через р.Дунай в г.Будапешт. Пробираясь к центру города, будучи не раз обнаруженной противником, группа к 02-00 18 января вышла к мосту. При осмотре моста была обнаружена электропроводка, детонирующий шнур в две линии, по которому нашли заряд взрывчатого вещества. Ефрейтор Никольский Аркадий Александрович, пробравшись по фермам моста к заряду, который находился в центре моста, вложил запальную шашку с зажигательной трубкой. Приведя в действие зажигательную трубку, вернулся к Юдину и Прокофьеву, которые прикрывали его в 10 метрах от моста. Когда разведчики отползли на 300м., произошел взрыв. В этот момент по мосту шло движение военной техники и солдат противника. Мост был подорван в 04-00. К утру группа достигла моста Харту, дождавшись наступления темноты, продолжила движение вдоль берега реки. Найдя у моста лодку, спустились вниз по течению за линию фронта.
31 января 1945г. командиром разведроты капитаном Ивановым Александр Семенович был представлен к званию Герой Советского Союза. Представление подписали командир бригады гвардии полковник Загребин Аполлон Григорьевич и начальник инженерных войск 3 Украинского фронта генерал-полковник инж.войск Котляр Леонтий Захарович. Приказом от 22 февраля 1945г. награжден орденом Красного Знамени.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.
Боевой путь
Декабрь 1944г.
01-рота в Бранин Врх. 7 РГ продолжают действовать в тылу врага. 02- рота в в Н.Харшань (Kisharsány, Венгрия). 04- рота в в г.Печ. 06- передислокация в г.Капошвар. С задания вернулись 2 РГ. В тыл врага заброшено еще 5 РГ. 07- в тылу противника действуют 10 РГ. Ведется офицерская инженерная разведка дорог по юго-восточному берегу оз.Балатон. 10- 9 РГ продолжают выполнять задание. Вернулась РГ, переправленная на задание 20 ноября. Разведкой устновлено отсутствие оборонительных сооружений на участке железной дороги Сексард- Вайта, на учатске Вайте- Цеце (Сесе) имеется противотанковый ров и траншеи. 11- 9 РГ продолжают выполнять задание. 12- в тыл противника переправлены 2 РГ. 13- в тыл противника переправлены 2 РГ. 14- 13 РГ действуют в тылу врага. 15- вернулась еще одна РГ, действовавшая с 20 ноября. Группа обнаружила 3 подорванных железнодорожных моста. В районе Эржебет разведчики встретились с группой противника из 10 человек, обезоружили их и передали партизанам. 16- вернулась РГ. В тылу врага действуют 11 РГ. 17- вернулась РГ. В тылу врага- 10 РГ. 18- вернулись 3 РГ. В тылу врага- 7 РГ. 21- РГ из 5 человек во главе со ст.сержантом Сидоровым Алексеем Алексеевичем возвратилась с задания. Уходя на задание по подрыву железнодорожных мостов в районе Копривница (Хорватия). Каждый разведчик был вооружен автоматом с 500 патронами, 5 гранатами, 4 кг. тола. В тылу врага разведчики встретили югославский партизанский отряд, узнав, что мосты на этом участке подорваны партизанами. По просьбе командира партизан, разведчики подорвали 4 моста. Возвратились без потерь. 22- 3 РГ возвратились с задания. Одна из них- 5 человек во главе с ефрейтором Путря Федором Николаевичем, переплыла на лодке р.Драва, связалась с командиром бригады Национальной освободительной армии Югославии. С помощью бойцов бригады беспрепятственно добралась до своего участка действий. На участке вывоза угля противником разведчики в 10 местах подорвали железнодорожное полотно. 23- вернулись РГ. В тылу врага- 2 РГ. 24-26 боевая подготовка. 2 РГ в тылу врага. 27- передислокация в г.Эрд (Венгрия). 28- в г.Тёрёкбалинт. 29 установлен НП для наблюдения за передним краем врага. 30-31 наблюдение за передним краем противника.
Январь 1945г.
01-ведется наблюдение с установленных НП, опрос пленных в лагере военнопленных. 02- 2 РГ, находившиеся в тылу врага с 06 декабря, возвратились. Одна группа ведет инженерную разведку сооружений противника в г.Будапешт. 03- РГ проведена разведка железнодорожной насыпи в районе ул.Будафока. 04- приведение в порядок ротного хозяйства. 05-06 2 РГ ведут инженерную разведку за линией обороны. 07 разведгруппы возвратились. Не сумев переправиться через р.Драу из-за ледохода, чтобы выйти к железной дороге на Чаковец, разведчики подорвали шоссейную догу Копривница-Вараждин (Хорватия). 08-16 боевая подготовка. 11- РГ из 8 человек выехала для выполнения спецзадания. 12- РГ трижды пыталась перейти линию обороны противника с целью- пробраться к железнодорожному мосту через р.Дунай в г.Будапешт и подорвать его. Была обнаружена и обстреляна. 13- РГ из 4 человек сумела пересечь линию обороны с задачей- подорвать мост Эрджебедт в г.Будапешт. 14- РГ возвратилась, не достигнув моста из-за большого количества заслонов противника. 15- другая РГ из 4 человек перешла передний край противника в районе действий 55 батальона бригады с той же целью- подорвать мост Эрджебедт. 17- ведется сбор разведданных с установленных НП. 18- боевая подготовка. Возвратилась РГ. 15 января под прикрытием группы 83 бригады морской пехоты разведчики пересекли линию фронта. За ночь добраться до места назначения не удалось. Противник обнаружил группу и преследовал. Разведчики скрылись под мостом Харту, который немцы подорвали 15 января. Пробыв там день 17 января, с наступлением темноты продолжили движение. К мосту Эрджебедт подошли 18 января около 2 часов ночи. Мост охранялся с обоих берегов, по нему шло движение транспорта и пехоты противника из Пешт в Буда. Старший группы мл.сержант Юдин Константин Ильич направил ефрейтора Никольского Аркадия Александрович пройти по фермам моста, отыскать заряды взрывчатого вещества и при их наличии, произвести подрыв. Ефрейтор Никольский, подполз к береговой опоре и влез на нижний пояс фермы моста. Ощупью обнаружил телефонную линию, рядом с ней 2 линии детонирующего шнура. По этой лини он в 80м от опоры обнаружил около 100кг взрывчатого вещества. Заложив и активировав запальную шашку, он стал возвращаться к группе. Когда группа удалилась от моста на 300м. раздался мощный взрыв, по реке пошли большие волны. На обратном пути группа укрылась под мостом Харту. Примерно в 22-00 на лодке поплыла вниз по течению, где и достигла нашего переднего края (Согласно наградным листам, один из разведчиков был отсечен огнем противника на пути к мосту и вернулся назад. Третьим в группе был ефрейтор Прокофьев Александр Семенович. Разведчики Юдин, Никольский, Прокофьев были представлены к званию Герой Советского Союза, согласно приказа от 22 февраля 1945г. награждены орденами Красного Знамени).