Георгий
Константинович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1936г. окончил среднюю школу.
В 1938г. окончил 2 курса института.
С 25 ноября 1938г. курсант Мелитопольского военного авиационного училища летчиков наблюдателей (летнабов). 23 февраля 1939г. принял военную присягу.
22 февраля 1940г. награжден знаком «Отличник РККА».
По окончанию училища, в апреле 1940г., присвоено звание лейтенант.
Вместе с выпускниками училища- лейтенантами Лордкипанидзе Георгием Евсеевичем ,Назаренко Григорием Николаевичем, Поздняковым Алексеем Петровичем Пора-Леонович Евгением Александровичем, Эммануиловым Виктором Григорьевичем с 25 апреля 1940г. назначен младшим летнабом формировавшегося в г.Могилев 125 скоростного бомбардировочного авиаполка. Командир полка- майор Кобец Александр Иванович.
17 декабря 1940г. полк перебазировался на аэродром Быхов.
05 мая 1941г. полк перебазировался на аэродром Миньков.
22 июня 1941г. с аэродрома Миньков 27 самолетов СБ полка, ведомые командиром полка майором Кобец Александр Иванович, с высоты 1200м. бомбардировали аэродромы противника Рыгалы и Сернетка (район Сувалки). Посадка на аэродроме Н.Гудково. Экипаж Буйбарова- посадка Миньков.
23 июня 1941г. 18 экипажей совершили 27 боевых вылетов. Бомбардировали войска противника в районе Сапоцкин-Липск. Посадка- аэродром Солон.
24 июня 1941г.- 30 боевых вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в районе Пружаны, дороги Ивацкевичи- Картуз-Берёза. При бомбардировке аэродрома Солон был смертельно ранен майор Кобец. Командование полком принял капитан Алпатов Владимир Яковлевич.
26 июня 6 самолетов полка и 3 самолета 130 СБАП, ведущий- капитан Коломийченко Иван Петрович (130 СБАП) бомбардировали колонну противника в районе Слуцк. Вторым вылетом 9 самолетов бомбили станцию Филипповичи. Сбиты 2 бомбардировщика СБ- военкома эскадрильи старшего политрука Пономарева Василия Ивановича и заместителя командира эскадрильи лейтенанта Кубышкина Евгения Константиновича (стрелок-бомбардир лейтенант Правосудов Георгий Константинович, стрелок-радист младший сержант Голиков Иван Тарасович).
Лейтенанты Кубышкин и Правосудов выбросились с парашютами, младший сержант Голиков погиб.
27 июня 1941г. Григорий Константинович был исключен из списка, как пропавший без вести.
Вернулся в полк.
За две недели боев полк потерял 36 самолетов.
05 июля 1941г. завершился первый этап боевой деятельности полка. Личный состав полка начал перебазирование в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2.
С 17 сентября 1941г. 125 бомбардировочный авиаполк перебазировался на самолетах Пе-2 с аэродрома Быково (г.Москва) на аэродром Углово (г.Ленинград). Командир полка- майор Сандалов Владимир Александрович
22 сентября полк перелетел на аэродром Сарожа.
24 сентября звено 2-й авиаэскадрильи бомбардировало южную окраину д.Константновка. В районе цели встречены девятью истребителями Ме-109 (Мессершмитт). У ведущего самолета звена перебита стойка дутика. У левого ведомого самолета №5/42, экипаж- старший лейтенант Колясников Федор Миронович, стрелок-бомбардир старший лейтенант Правосудов Георгий Константинович, стрелок-радист младший сержант Шахлин Александр Иванович, повержден мотор. Самолет был доведен до аэродрома Углово и произвел посадку. Пилот и стрелок-бомбардир легко ранены.
11 октября все самолеты полка перелетели на аэродром Левашово.
15 декабря 1941г. командиром полка назначен майор Свинин Александр Васильевич.
31 декабря 1941г. Георгию Константиновичу присвоено звание старший лейтенант.
К 08 января 1942г. в полку осталось 3 исправных самолета Пе-2.
08 января 1941г. три самолета Пе-2 в сопровождении пяти истребителей МиГ-3, взлетев в 10-30 с аэродрома Левашово, бомбардировали железнодорожные эшелоны на станции Новолисино. Экипажи наблюдали прямые попадания. Истребители сопровождения, потеряв бомбардировщики из виду, ушли на свой аэродром. При возвращении, в районе Колпино, над своей территорией самолеты Пе-2 из-за облаков были атакованы пятью истребителями Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою сбит один истребитель. Один Пе-2 был сбит. Второй самолет №6/8, экипаж- летчик лейтенант Арсеньев Виктор Николаевич, стрелок-бомбардир старший лейтенант Правосудов Георгий Константинович, стрелок-радист младший сержант Жирнов Константин Алексеевич, был подбит и совершил вынужденную посадку. В воздушном бою Георгий Константинович получил ранение.
Лечился в клиническом госпитале Военно-медицинской академии им.Кирова. Выписан 16 января 1942г.
23 января группа, базировавшаяся в Левашово, закончив боевую работу на Ленинградском фронте, убыла на автомашинах через Ладожское озеро на станцию Волховстрой.
В Левашево остался экипаж-пилот младший лейтенант Рязанцев Георгий Никитович, штурман старший лейтенант Правосудов Георгий Константинович и стрелок-радист сержант Шахлин Александр Иванович.
27 января с 13-00 до 15-07 экипаж выполнил разведывательный полет на участке Луга- Псков- Нарва.
28 февраля 1942г. Георгию Никитовичу присвоено звание лейтенант.
До апреля экипаж действовал, как самостоятельная боевая единица. В апреле 1942г. включен в состав 117 отдельной армейской разведывательной авиаэскадрильи. Командир- капитан Гладченко Александр Аркадьевич, начальник штаба майор Марценюк Антон Мартынович.
06 апреля с 13-20 до 14-10 произвели разведку коммуникаций противника в районе Нарва- Кингисепп- Луга- Красногвардейск (Гатчина).
07 апреля с 14-45 до 15-20 в паре с самолетом АР-2 под прикрытием трех истребителей И-15бис вели фотографирование оборонительных сооружений в районе Рауту. Вторым вылетом с 18-30 до 19-35 экипаж вел визуальную разведку в районе Рауту.
16 апреля при возвращении с разведки у южного берега Финского залива были атакованы парой истребителей Ме-109. Совместным огнем штурман и стрелок-радист отбили атаки противника, при этом один истребитель с дымом ушел со снижением, второй прекратил атаки.
17 апреля с 07-45 до 09-30 с высоты 3000-3200м. вели визуальную разведку войск противника по дорогам Красное Село- Кингисепп- Красногвардейск, одновременно фотографировали аэродромы противника: Котлы, Клопицы, Пушкин, Красногвардейск, Смверская. Задачи по фотографированию не выполнены- в районах Сиверская, Красногвардейск, Пушкин противник вел огонь зенитной артиллерии.
19 апреля в период с 09-43 до 15-00 экипаж совершил два вылета на фотографирование аэродромов Красногвардейск, Котлы, Клопиц и районов Веймарн, Майсниеми, Саккода, железнодорожных станций Цунус и Вейхмайнен.
20 апреля с 11-30 до 12-27 экипаж произвел разведку войск противника в районе Рауту, Бол.Кайдалово, Райвола. Вторым вылетом с 15-16 до 17-42 экипаж провел разведку участка железной дороги Нарва- Кингисепп- Красногвардейск.
23 апреля с 13-55 до 14-30 произвели разведку с фотографированием огневых позиций артиллерии противника в районе Володарского- Новополье и аэродрома Красногвардейское.
24 апреля с 15-15 до 16-35 с высоты 4100м. вели разведку аэродромов Красногвардейск, Сиверская, Коростовичи, Торошковичи, Городец, сфотографированы аэродромы Сиверская и Красногвардейск.
25 апреля, взлетев в 11-40, из-за неисправности в материальной части вынуждены были возвратиться.
02 мая с 01-34 до 03-07 провели разведку войск противника в районе Волосово- Красногвардейск- Сиверская- станция Педла.
03 мая. Взлетев в 12-25, вынуждены были возвратиться из-за ухудшения метеоусловий.
02 мая с 11-05 до 12-25 произвели разведку железной дороги на участке Нарва- Красногвардейск. Из районов Красногвардейск и Володарского обстреляны зенитной артиллерией.
05 мая в период с 09-45 до 19-38 экипаж совершил два вылета на разведку передвижения войск противника в район Красной Село- Кингисепп- Красногвардейск- Нарва. Задачу не выполнили- в первом вылете из-за низкой облачности, второй из-за противодействия истребителей противника.
06 мая с 12-30 до 13-10 произвели разведку с фотографированием аэродромов Липиля, Майсниеми.
10 мая в период с 10-55 до 15-35 произвели два вылета на разведку железнодорожных перевозок на участке Красногвардейск- Кингисепп- Нарва- Псков- Луга.
11 мая с 13-35 до 15-10 экипаж вел разведку железных дорог и аэродромов в районах Красногвардейск, Кингисепп, Луга, Псков.
12 мая с 13-25 вел разведку вдоль железной дороги на участке Красногвардейск- Волосово- Нарва- Гдов- Луга, фотографировал мосты на р.Нарва. Вторым вылетом с 18-35 до 20-15 – разведку с фотографированием аэродромов на Карельском перешейке- Утти и Сурьмериски. Из района Нарва обстреляны зенитной артиллерией.
К 12 мая экипаж произвел 21 боевой вылет на разведку. Обеспечил разведданными об основных коммуникациях и дислокации ВВС противника. Работал в направлениях Нарва, Псков, Выборг, Раути.
13 мая 1942г. командованием эскадрильи старший лейтенант Правосудов был представлен к ордену Красного Знамени. Приказ о награждении от 16 августа 1942г.
29 мая 1942г. в 12-45 экипаж вылетел на разведку аэродрома Нарва. Из-за отказа мотора в районе Копорье, самолет вернулся с задания. В 13-17 из-за ошибки в технике пилотирования, самолет свалился на крыло и упал. Погибли лейтенант Рязанцев Георгий Никитович и сержант Шахлин Александр Иванович. летчик-наблюдатель старший лейтенант Правосудов Григорий Константинович получил тяжелые ранения.
18 июля 1942г. Георгию Константиновичу присвоено звание капитан. Назначен штурманом авиаэскадрильи.
01 августа 1942г. в 18-10 самолет Пе-2, экипаж- летчик сержант Сергеев Валентин Алексеевич, штурман капитан Правосудов Георгий Константинович, стрелок-радист сержант Давыдов Сергей Емельянович, вылетел на разведку аэродромов Котлы, Коростовичи и железнодорожных станций Кингисепп, Веймарн. Разведданные экипаж передавал по радио. После пролета аэродрома Коростовичи связь была потеряна. Самолет с задания не возвратился. Летчик и стрелок-радист были взяты в плен. Капитан Правосудов, получив тяжелые ушибы, сумел перейти линию фронта и вернулся в часть.
К 17 сентября 1942г. совершил еще 25 боевых разведывательных вылетов. Командованием авиаэскадрильи представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. Командованием ВВС Ленинградского фронта- к награждению орденом Ленина. Приказом от 29 ноября 1942г. награжден вторым орденом Красной Звезды.
В ноябре 1942г. эскадрилья была переформирована в отдельный разведывательный авиационный полк ВВС Ленинградского фронта, командир полка- майор Гладченко Александр Аркадьевич.
Полк выполнял задания по разведке, доставке грузов в партизанские отряды, выброской диверсионно- разведывательных групп в тылу врага.
С 30 ноября 1942г. отдельный разведывательный авиаполк переформирован в 5 отдельную дальнеразведывательную авиаэскадрилью. Командир- майор Гладченко Александр Аркадьевич, начальник штаба майор Марценюк Антон Мартынович.
Григорий Константинович назначен штурманом авиаэскадрильи.
Эпизоды боевой работы авиаэскадрильи:
08, 09, 10, 12, 16 декабря фотографирование обороны противника в районе Шлиссельбург- Синявино.
29 декабря разведка железнодорожных перевозок на участке Кингисепп- Красногвардейск- Луга.
30 декабря фоторазведка аэродромов Городец, Торошковичи, станции Луга.
06 января 1943г. фотографирование обороны противника на учатске Шлиссельбург- Синявино.
23 января фотографирование обороны противника на участке Петрушино- оз.Синявское.
09 февраля фотографирование обороны противника перед фронтом 55 армии.
21 февраля разведка железнодорожных перевозок на участке Луга- Красногвардейск.
28 февраля 1943г. в 16-05 самолет Пе-2, экипаж лейтенант Волошенко Борис Петрович, капитан Правосудов Григорий Константинович, стрелок-радист сержант Якименко Александр Платонович, вылетел на разведку аэродромов противника Тарошковичи, Городец, Сиверская, Красногвардейск. При возвращении из глубокой разведки в 17-35 в районе Петергофф атакован истребителями противника. Пе-2 был сбит. Пилот сумел выброситься на парашюте, приземлился на территории, занятой противником. Был взят в плен.
Правосудов Григорий Константинович был похоронен в д.Коровино, Ораниенбаумский р-н, Ленинградская обл.