
Михаил
Ильич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой прадед - Потрохов Михаил Ильич.
Родился в селе Чемлыж, Чемлыжской волости, Севского уезда, Орловской губернии, Российской Империи (позднее - Севский р-н, Брянской обл., РСФСР, СССР), в семье крестьян-бедняков – Потрохова Ильи и его жены Ефросиньи Петровны. Был младшим сыном в семье.
С детства занимался домашним хозяйством, помогал родителям. Закончил 4 класса сельской школы в 1918 году. В 1927 г. женился.
В 1930 г. был призван служить срочную в ряды Красной Армии. Служил в Средней Азии, участвовал в ликвидации остатков басмаческих банд. В армии проявил большой интерес к механике и технике, обучился водительской специальности и стал военным шофером.
В 1932 году демобилизовался и вернулся в родное село. 1932-1933 годы оказались очень тяжелыми, настал сильный голод, и Михаил Ильич уехал в Донбасс на заработки. После знакомства в армии с техникой и механикой, интерес к крестьянскому труду у Михаила пропал, и он решил и дальше работать на машине. Рабочие руки Донбассу всегда были нужны, и Михаил Ильич обустраивается в Будёновском районе г. Сталино (ныне Донецк), на станции Чумаково, где начинает свой трудовой путь водителем грузовой машины на строящейся Центральной углеобогатительной фабрике (Чумаковская ЦОФ, построена в 1935 году). Позднее стал возить директора фабрики на легковой служебной машине до самой войны.
А боевой путь судьба уготовила Михаилу Ильичу очень долгий. Не одну войну пришлось пройти.
Боевой путь
Судьба уготовила Михилу Ильичу долгий боевой путь. И не одну войну.
ЛИКВИДАЦИЯ БАСМАЧЕСТВА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В 1930-х.
В 1930 г. Михаил Ильич был призван в армию, и был зачислен рядовым красноармейцем в 30-ю отдельную стрелковую роту. Службу проходил в Средней Азии. В начале 30-х в тех районах еще слышались отголоски Гражданской войны в виде недобитых мелких басмаческих банд, совершавших редкие налеты на кишлаки и мелкие местные городки. И хотя основные и наиболее крупные скопления басмачей были давно разгромлены еще в 20-х годах, периодические столкновения с частями Красной Армии еще кое-где происходили. Михаил Ильич принимал непосредственное участие в окончательной ликвидации остатков этих бандитских формирований.
В 1932 году демобилизовался и вернулся в родное село.
ПОЛЬСКИЙ ПОХОД РККА (17-29 сентября 1939 г.).
С началом Польского похода, Михаил Ильич, как военный водитель, был призван в действующую армию и участвовал во вторжении в Польшу. Служил на военном грузовике. Армия продвигалась вперёд очень стремительно. Работы автобатам по подвозу личного состава, вооружения и боеприпасов для стремительно идущих вперёд частям, хватало с избытком. Поляки сопротивления практически не оказывали, и главными проблемами для советских войск были отсутствие дорог и непролазная грязь. Для СССР эта кампания стала очень быстрой и удачной. Красная Армия прошлась по Польше победным маршем, быстро разоружила встречаемые на её пути польские формирования, жандармерию, отступающие и прочие разрозненные части, захватила огромное (ок. 400 тыс.) количество пленных и завершила раздел Польши между СССР и Германией, с последующим присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии к соответствующим республикам СССР. Завершив участие в этой скоротечной кампании, Михаил демобилизовался и вернулся домой.
СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА (13.11.1939 – 12.03.1940).
После польского похода, долго дома побыть не довелось. Началась война с Финляндией. Михаил Ильич, как человек уже имевший за плечами боевой опыт, снова был призван на фронт и снова был записан военным водителем в автобат. В отличие от Польского похода, эта война велась в крайне трудных и морозных зимних условиях. Морозы стояли страшные, под -40 градусов. Сугробы были огромные, больше метра в высоту, а в некоторых местах и больше. Постоянно подвозить личный состав, боеприпасы и грузы на передовую для наступающих и громящих финские доты и укрепления частей по заснеженным, разбитым, заледенелым, а зачастую и непролазным дорогам, в условиях столь суровой зимы было крайне сложно. Бывали ситуации, когда приходилось сидеть с оружием в сугробах вместе с пехотинцами. Однако, по рассказам Михаила Ильича, особо интенсивных боевых действий в той войне не велось. Финны открытых боев избегали, сидели в дотах в промерзлой земле, ни о каких атаках и не думали, и лишь беспокоили красноармейцев своими одиночными снайперами-смертниками и редкими засадами. В ответ бойцы РККА организовывали отряды по выявлению и уничтожению этих одиночек. Тем не менее, и эта война была тоже быстро закончена. РККА хоть и медленно, но уверенно наступала. Откатываясь назад, финны наконец, запросили мира. После победы в Зимней войне, Михаил демобилизовался и вернулся домой в Чумаково. Однако и на этот раз долго побыть дома с семьей не удалось. Началась Великая Отечественная война.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (22.06.1941 – 09.05.1945).
В связи с очень быстрым наступлением немецко-фашистских войск, в первые месяцы войны и неразберихи как на фронте, так и в тылу, сложилась очень тяжелая обстановка. Уже осенью 1941 года, немецкие части вошли в Донбасс. В этих условиях, перед самым подходом немцев, Чумаковская ЦОФ (как и многие другие заводы и фабрики Союза) начала экстренную эвакуацию на Урал. В срочном порядке вывозили всё что могли. То, что вывезти не удавалось –портилось и уничтожалось. Взрывались рельсовые пути, подвозы, технические и складские помещения и т.д. В стремительно меняющейся обстановке перед наступавшими немцами, работники фабрики так же эвакуировались на Восток всеми доступными методами, кто как мог – на эшелонах, на автотранспорте, своим ходом. Царила суета и неразбериха. Михаил на машине попытался эвакуировать директора фабрики, но уже по пути, в районе Енакиево (Донецк. обл.), неожиданно напоролись на немецкие разъезды. Пришлось срочно разворачиваться и ехать объездными путями. Успели доехать до железнодорожной станции, где директор успел заскочить в последние вагоны эшелона, уходящего на Урал, а Михаил Ильич так и остался с машиной, в которой уже почти не было бензина. В экстренных условиях, машину пришлось бросить, а самому присоединиться к одной из отступающих воинских частей Красной Армии. В общем сложившемся военном хаосе, в стремительно отступающих частях в то время оказывалось много отставших, потерявшихся и отбившихся гражданских, кто отходил попутно вместе с армией.
В части у новоприбывших потребовали, чтобы все, кто был водителями, или имел отношения к автоделу – сделать шаг вперед. Шоферов в армии было мало, и водители-специалисты были очень сильно востребованы. Михаил Ильич уже был опытным шофером, прошедшим две войны. Спросив про специальность, и узнав, что он опытный водитель-ветеран, участвовавший в польской и финской кампаниях, часть взяла его к себе в состав. Так Михаил попал на фронт до самого 1945 года. Домой ни разу не приезжал. Вместе с частью прошел и отступления и перелом в ходе войны.
23 сентября 1943 года, когда Красная армия уже освобождала Донбасс, Михаил Ильич, Синельниковским РВК был зачислен в действующую армию рядовым шофером в автотранспортный батальон, 47-й гвардейской стрелковой Нижнеднепровской дивизии, 8-й Гвардейской Армии, 4 Гв. стрелкового корпуса, 3 Украинского фронта (позднее – 1 Белорусского фронта), с которыми прошел до конца войны, закончив её под Берлином.
Боевой путь в составе 47-й Гв. сд, 8-й Гв. Армии, 3 Украинского фронта :
До конца Великой Отечественной войны 47-я гвардейская стрелковая дивизия воевала в составе 4 гвардейского стрелкового корпуса 8-й гвардейской армии.
После освобождения Донбасса, наступление пошло на Правобережную Украину. Далее, развивая наступление, дивизия вела бои за освобождение Польши. Шла на Центральном направлении и затем участвовала в штурме Берлина.
20 октября 1943 года 8-я Гв. Армия была включена в состав 3 Украинского фронта. В ноябре её войска вели наступление на криворожском направлении, затем занимали оборону севернее Никополя.
Зимой и весной 1944 г. 8-я Гв. Армия участвовала в разгроме противника на Правобережной Украине, наступала на направлении главного удара фронта в Никопольско-Криворожской (30 января — 29 февраля), Березнеговато-Снигиревской (6-18 марта) и Одесской операциях (26 марта — 14 апреля). 10 апреля войска армии во взаимодействии с соединениями 5-й ударной, 6-й армиями и конно-механизированной группой освободили Одессу и вышли к Днестровскому лиману.
8 июня 1944 года армия была выведена в резерв Ставки ВГК.
Боевой путь в составе 47-й Гв. сд, 8-й Гв. Армии, 1 Белорусского фронта:
15 июня 1944 года 8-ю Гв. Армию включили в состав 1 Белорусского фронта 2-го формирования и выдвинули на ковельское направление.
В июле — августе 1944 г. соединения армии форсировали Западный Буг в ходе Люблин-Брестской операции (18 июля — 2 августа) и участвовали в освобождении Люблина (24 июля). Затем её войска форсировали Вислу и овладели Магнушевским плацдармом. Оборона плацдарма продолжалась до середины января 1945 г.
13 сентября 1944 года армии было вручено гвардейское Красное знамя.
С 14 января 1945 г. войска армии принимали участие в Висло-Одерской стратегической операции (12 января — 3 февраля). Во взаимодействии с другими войсками они освободили г. Лодзь (19 января). Соединения армии с ходу форсировали реку Одер.
23 февраля, во взаимодействии с войсками 69-й и 1-й гвардейской танковой армиями, войска армии штурмом взяли блокированный город-крепость Познань, 30 марта — крепостью Кюстрин (Костшин). Путь на Берлин был открыт.
Войну Михаил Ильич Потрохов закончил в составе 156-го отдельного автотранспортного батальона в составе 47-й Гв.сд, 8-й Гв. Армии под Берлином.
28.05.1945 Приказом №658/н от имени Президиума Верховного совета Союза ССР, за отличное выполнение боевых задач на фронте, за образцовую работу военным водителем, Михаил Ильич Потрохов был награжден медалью «За боевые заслуги» (№ 2 368 524).
После окончания войны был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».
После войны
Так, приняв участие в долгих 3-х войнах, в 1945 году, Михаил Ильич наконец, демобилизовался, и вернулся с фронта.
С приходом немцев на Донбасс, семья Михаила Потрохова оказалась в оккупации. Было очень тяжело с продуктами и голодно. Жена, Мария Александровна, выменивала вещи на хлеб, но скоро они кончились. Немцы местные колхозы не разрушали, но обчищали их дочиста. В этих условиях выживать было очень сложно, и семьей было принято решение уехать с Донбасса. Вместе с родственниками решили уехать поближе к какому-нибудь другому колхозу, так как именно при колхозах можно было выжить. Поехали в соседнюю Днепропетровскую область. Преодолев ок. 200 км, осели на время там, в брошенной деревне.
Прийдя с фронта, и разыскав семью, Михаил Ильич принял решение вернуться в Донбасс, так как имея техническую специальность, там легко можно было найти работу. Осев в г. Макеевке, Донецкой обл. Михаил устраивается работать водителем на хлебозавод. Вскоре забрал туда и всю семью, построил дом, вырастил 3 детей.
Михаил Ильич Потрохов так и работал водителем на хлебозаводе до самой смерти 16.10.1973 года. Умер от рака желудка после осложнений, которые возникли после операции. Был очень добрым, спокойным, выдержанным и уравновешенным человеком. Любил гостей, встречи и компании родственников, никогда не отказывал в гостеприимстве. Очень любил военную «Песенку фронтового шофера», которая напоминала военные годы и службу в автобате во время войны.
Похоронен вместе с женой Марией Александровной на кладбище гор. Макеевки на Батмане.
Правительственные награды:
1. «За боевые заслуги» - 28.05.1945 (№ 2 368 524)
2. «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» – 1945-46.
3. «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» - 1965.