Георгий
Никанорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка - Потапов Георгий Никанорович родился в 1913 году. Рано потерял отца - рабочего Авзяно-Петровского завода, поэтому, подрастая, вынужден был батрачить в хозяйствах кулаков. А затем работал в промартели "Заря пятилетки" слесарем-жестянщиком. В 1930 году вступил в комсомол, а в 1932 году его избирают секретарем комитета ВЛКСМ Авзяно-Узянской зоны. В этом же году он вступает в партию. В 1935 году закончил Белорецкую межрайонную партийную школу, был направлен в Белорецкий РОНО инструктором по политпросветработе, Потом - призыв в Красную Армию.
Начало войны застает Потапова в Карпатах, в то время, когда его воинская часть, 79 особый строительно-путевой железнодорожный батальон пятой железнодорожной бригады, находилась в летних лагерях. 22 июня 1941 года в пять часов утра фашистская авиация бомбила палаточный город бригады. Красная Армия под натиском превосходящих сил противника с ожесточенными боями начала отход. Подразделение, в котором Потапов был политруком роты, получило приказ минировать и подрывать мосты на железнодорожных и шоссейных дорогах, взрывать станции и другие сооружения, всякими средствами задерживать продвижение противника и его воинской техники. В своих воспоминаниях Георгий Никанорович пишет: «…Выполняя долг перед Родиной, наша часть с боями отходила к старой границе, и 6 июля 1941 года мы оказались в районе железнодорожной стации Гусятино окруженными, и нас фашисты встретили ливнем огня. Завязался напряженный бой, фашисты направили против нас танки и принимали все меры, вплоть до просачивания в наши подразделения лазутчиков, переодетых в красноармейскую форму чтобы разбить нас и остатки пленить. При помощи артиллерии и двух бронепоездов нам удалось прорвать окружение и выйти из боя победителями».
В июле 1941 года 77 и 79 батальоны пятой железнодорожной бригады совместно с другими полевыми частями Красной Армии участвовали в оборонительных боях за город Фастов, который находился юго-западней Киева. Было отбито несколько атак противника и уничтожено при этом шесть вражеских танков. По истечении одиннадцати суток части Красной Армии отступили от Фастова, прорвав окружение противника. Теперь на здании вокзала станции Фастова установлена мемориальная доска, на которой золотыми буквами записаны подвиги 77 и 79 батальонов пятой железнодорожной бригады.
14 сентября 1941 года подошли к реке Лохвице, единственный мост через которую охранялся немцами. Прорываться было бессмысленно, слишком не равны силы – плохо вооружены и поддержать огнем было некому. Командир третьей роты, командиры четырех взводов и политрук Потапов Г.Н. посоветовались и решили обойти фашистов, перейдя р.Лохвицу этой же ночью, но командир первой роты предложил заночевать на берегу, а на рассвете перейти реку вброд и выйти к своим, так как люди не спали несколько ночей и были истощены физически и морально. Решили разделиться. Пожилой украинец показал брод и на следующий день третья рота вышла из окружения, встретилась под Харьковом со своей частью. А судьба первой роты оказалась трагичной. Немцы на рассвете бесшумно сняли спящих часовых и подожгли сараи, в которых расположились на ночлег измученные бойцы. Выбегающих из горящих сараев красноармейцев, фашисты расстреливали в упор из автоматов и забрасывали гранатами. В то утро погиб весь личный состав третьей роты. Трагедию на Лохвице Потапов Г.Н. считал для себя одним из самых страшных событий той войны.
По воспоминаниям ветеранов 79-го батальона пятой железнодорожной бригады, Потапов был «замполитом от бога». Его очень любили красноармейцы и командиры. Во время войны Георгий Никанорович постоянно получал письма из госпиталей - от раненых воинов. Отношения и атмосфера службы в подразделении были таковы, что после излечения все старались попасть обратно в свой батальон, под начало Потапова. Ветеран войны офицер Нефедов В.Г. писал о Потапове: «Он был очень уважаемым человеком в нашей части. И он всегда был впереди». Ветеран войны офицер Бусов Г.Н. в своих воспоминаниях пишет: «Потапов Г.Н. пользовался очень большим авторитетом у личного состава части. Его очень любили солдаты и командиры. В тяжелые годы войны он самоотверженно выполнял свой долг, был смелым, не щадил себя, когда требовала военная обстановка и вместе с тем проявлял заботу о каждом солдате, сержанте и офицере. Поэтому его уважали и любили боевые товарищи".
Боевой путь
Путь отступления пятой железнодорожной бригады: Тернополь, Шепетовка, Новгород-Волынский, Коростень, Киев, Конотоп, Сумы, Харьков, Валуйки, Алексеевка, Лиски, Воронеж.
Путь наступления: Воронеж, Курск, Белополье, Конотоп, Бахмач, Нежин, Киев, Чернигов, Гомель, Калиновичи, Мозырь, Овруч, Сарны, Ковель;
По Польше: Холм, Люблин, Демблин, Варшава, Родом, Гомашув, Лодзь, Калиш, Яроцик, Познань;
По Германии: Франкфурт (на Одере), Берлин.
После войны
После демобилизации из рядов Советской Армии поступает работать на завод Строительных машин, где работает фрезеровщиком, воспитателем в ЖКО завода, заместителем инженера завода по технике безопасности и охраны труда, освобождённым секретарем партбюро завода, начальником отдела капитального строительства. В 1953 году избирается депутатом горсовета и Исполком горсовета назначает Потапова заведующим Городским отделом коммунального хозяйства. В 1955 году на городской партконференции избирается членом бюро горкома. Горком КПСС поручает Потапову Г.Н. заведывание орготделом горкома КПСС, а в 1959 году его утверждают заведующим промышленно-транспортным отделом горкома партии.
С 1960 года работает освобожденным секретарем партбюро первичной парторганизации завода Синтетического каучука, а затем заместителем главного механика завода СК. В 1963 году избирается председателем завкома завода Синтетического каучука, где он и работал до последних дней своей жизни. За доблестный труд в народном хозяйстве Потапов Г.Н. награжден орденами «Знак Почета» и "Октябрьской Революции".