Александр
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
1942 год. Был разведывательный полёт в направлении города Орёл. Жестокий воздушный бой. Экипаж самолёта ПЕ-2, управляемый капитаном А.В.Богомоловым, терял высоту. Штурман, старший лейтенант И.К.Тихомиров, доложил:
- Машина горит.
Это подтвердил и стрелок-радист А.А.Потапов.
Внизу был враг. Надо дотянуть до своих! Надо! Ещё чуть-чуть, ещё! И вот самолёт перетянул за линию фронта.
- Командир, в районе Архангельского есть наш аэродром. Дотянем?
Экипаж боролся за машину до последнего. И когда все поняли, что ничего нельзя сделать (самолёт шёл очень низко), стали выбрасывать самое ценное – документы. Верили, что они попадут в надёжные руки. Внизу была очищенная от оккупантов советская земля.
Как вспоминают очевидцы, самолёт сначала дымил, а потом сразу вспыхнул и рухнул на землю. Экипаж погиб в районе деревни Мясищево Каменского района.
Прошли годы, но имена героев свято хранятся в памяти народной.
Боевой путь
Потапов Александр Алексеевич
Год рождения: __.__.1918
сержант
в РККА с года
место рождения:
№ записи: 1378523797
Перечень наград
30.10.1941
Орден Ленина
Воспоминания
И.А.Мацнева, командир поискового отряда "Священное войско" Каменского района Тульской области
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия Потапов
Имя Александр
Отчество Алексеевич
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Место рождения Тульская обл.
Дата и место призыва Тульский РВК, Тульская обл., Тульский р-н
Последнее место службы Брянский фр. 24 КББАП
Воинское звание старшина
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 10.03.1942
Первичное место захоронения Тульская обл., Каменский р-н, с/з Петровский
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 1235
Е.П.Абросимова (Потапова) - племянница Потапова А.А.
Я очень долго искала могилу дяди - Потапова Александра Алексеевича. В 2015 году я наконец-то её нашла в селе Архангельском Каменского района Тульской области. 9 мая встретилась там с родственниками Тихомирова Ильи Кузьмича. Какое это было счастье! Найти бы теперь ещё и родственников командира экипажа самолёта ПЕ-2 Богомолова Анатолия Васильевича. Публикую фотографии моего дяди и мои документы в надежде найти дополнительные сведения о нём. Хочу уточнить, что А.А.Потапов родился не в Дедилово, я в Дедлово - сейчас это Дедиловские Выселки, а Дедилово расположено неподалеку.
И.А.Мацнева, командир поискового отряда "Священное войско" Каменского района Тульской области
Информация о захоронении
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Тульская обл.
Номер захоронения в ВМЦ 71-129/2014
Первичное место захоронения Каменский р-н, с. Архангельское, братская могила
Дата создания современного места захоронения 06.07.1953
Дата последнего захоронения 06.07.1953
Вид захоронения братская могила
Состояние захоронения удовлетворительное
Количество могил 1
Захоронено всего 306
Захоронено известных 160
Захоронено неизвестных 146
Кто шефствует над захоронением МУП ЖКХ Каменского р-на, ООО АКС, образовательная организация МКОУ "Архангельская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Кудрявцева", муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства
Откуда производились перезахоронения д. Анино; д. Барково; д. Богословка; д. Верхний Изрог; д. Галица; д. Галицы; д. Дмитриевка; д. Елашка; д. Ереминка; д. Жидково; д. Закопы; д. Изрог; д. Каменка; д. Красное; д. Кресты; д. Могилки; д. Нижний Изрог; д. Новый Хутор; д. Овечьи Воды; д. Павловка; д. Присады; д. Раевка; д. Свистовка; д. Синие Камни; д. Синий Камень; д. Ситово; д. Цветкова; д. Цветковка; д. Цветково; д. Цыгановка; д. Яблонево; д. Яцково; Красная Каменка; п. Красный; с. Архангельское; с. Бабушкино; с. Воронцовка; с. Каменское; с. Красновка; с. Новопетровский; с. Соклаково; с. Черкасы; с. Языково; с/з Красный Богатырь
Е.П.Абросимова (Потапова) - племянница Потапова А.А.
Пе-2 (имел в армии СССР прозвище "Пешка") — советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР. Разработка была начата силами конструкторов и инженеров специального КБ НКВД, СКБ-29 в середине 1938 года.
Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года и начал выпускаться серийно в конце1940 года.
Пе-2 послужил также летающей лабораторией для испытания ракетных ускорителей. Первый полёт с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года. Скорость увеличилась на 92 км/ч. Эксперименты с различными вариантами Пе-2 с ракетными установками продолжались до 1945 года. Главным конструктором ускорителей был С. П. Королёв.
Удачная конструкция кабины предоставляла лётчику и штурману отличный обзор вперёд и вниз. Для снижения скорости при пикировании самолёт был оснащён решётчатыми тормозными щитками, прижатыми к нижней поверхности крыла. Во время торможения щитки устанавливались навстречу потоку.
На Пе-2 впервые в СССР применено электрическое управление многими механизмами. Это было связано с тем, что у прародителя-истребителя планировались гермокабины, из которых тяжело вывести подвижные тяги. Электродистанционное управление стало причиной многочисленных случаев самовозгорания самолёта в воздухе, образовывавшиеся при работе искры могли поджечь бензиновые пары.
Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией.
Начиная с 1943 года Пе-2 стал опытными экипажами использоваться «по профилю», как пикирующий бомбардировщик. Боевое применение Пе-2 с пикирования вполне успешно освоили лётчики под руководством И. С. Полбина, в дальнейшем командира 6-го авиационного корпуса.[4] Благодаря установке более мощных двигателей и замены пулемёта ШКАС у штурмана пулемётом Березина эффективность Пе-2 значительно возросла. В некоторых случаях, например при низкой облачности, Пе-2 могли выходить на штурмовку автоколонн противника[3].
Практически, применение Пе-2 всю войну сводилось к площадным ударам с горизонтального полёта или с пологого пикирования. Только после окончания Второй мировой войны на Пе-2 стали проводиться полномасштабные исследования по бомбометанию с глубокого пикирования, при том, что самолёт не имел для этого никакого специального оборудования и большая часть парка машин уже была сильно изношена и имела ограничения по манёвренности. Примеры боевого применения Пе-2 можно увидеть в советском фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика».
И.А.Мацнева - командир поискового отряда "Священное войско" Каменского района Тульской области
Поиск увенчался успехом.
С момента гибели экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 при выполнении боевого задания в воздушном бою над территорией Каменского района Тульской области (в районе д.Мясищево) с 10 марта 1942 года прошло немало лет. В юбилейный год 70-летия Победы на возложении венков к Братской могиле мне посчастливилось познакомиться и с дружной многочисленной семьей Героя Советского Союза И.К.Тихомирова, и с Екатериной Петровной Абросимовой - племянницей стрелка-радиста А.А.Потапова. С того момента и начался поиск сведений и фотографий. Хочется сказать слова глубочайшей признательности Екатерине Петровне, которая, будучи инвалидом 2 группы, провела огромнейшую работу по сбору материалов о своем дяде, по своим многочисленным родственникам. Дело в том, что Александру Потапову на момент гибели было всего 23 года, прямых потомков у него, к сожалению, не осталось. А семья Потаповых очень большая, пришлось собирать сведения о нём буквально по крупинкам. Безусловно, это огромное напряжение, но пожилая женщина неустанно двигалась в своем душевном порыве дальше. Три месяца мы были с Екатериной Петровной на связи, в тесном общении. Так от мысли к мысли, от находки к находке дело и продвигалось. Но в какой-то момент возникло предложение найти сведения и о командире экипажа самолета - капитане Богомолове. Екатерина Петровна к тому моменту уже вышла на ЦАМО, но документы из архива предоставляются только родственникам. Нам посоветовали взять официальное письмо, и я предложила обратиться за помощью к куратору школьного музея Боевой славы – директору Архангельской средней школы им. А.А.Кудрявцева О.Н.Иванчиковой, которая необходимое обращение сразу же подготовила. Со всеми полученными данными Екатерина Петровна поехала в Подольск, получила сведения, благодаря чему мы все теперь имеем возможность узнать о боевом пути всех членов экипажа боевого самолета, а главное – увидеть их лица. И теперь на Братской могиле в с. Архангельском рядом с портретом Ильи Кузьмича Тихомирова будут мраморные портреты Анатолия Васильевича Богомолова и Александра Алексеевича Потапова. Вечная память героям! Низкий поклон Екатерине Петровне Абросимовой (Потаповой) за величайшее движение её души по увековечиванию памяти героев Великой Отечественной. Это достойный пример для подражания.