Павел
Фёдорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
История моего прадеда Попова Павлв Фёдоровича.
Подвиг.
На севере воевать всегда было сложно. После Сталинградской и Курской битв с наступлением коренного перелома в ходе войны, немецкие войска стали еще более упорно сопротивляться наступлению Красной армии.
После полярной зимы, в начале апреля 1943 г, немцы участили свои налёты на Кировскую железную дорогу. Это жизненно важная коммуникация стала работать с перебоями. Во второй половине апреля были случаи, когда по 3 — 4 суток не отправлялось ни одного состава. Особенно активно действовала неприятельская авиация на участке дороги от станции Кандалакша до станции Лоухи протяженностью 164 км.
В то время немецкая авиация, в виду своей малочисленности, перешла к минированию железнодорожного полотна Кировской железной дороги. Тактика минирования заключалась в следующем. За 30 — 40 минут до наступления темноты группа из 6 — 8 бомбардировщиков Ю-87 на высоте 300 — 400 метров в обход постов наземного оповещения, маскируясь складками местности, проникала к железной дороге.
Здесь группа делилась на пары, которые самостоятельно выходили на заранее намеченные перегоны. Фашистские пилоты, пролетая вдоль железнодорожного полотна на высоте 30 — 40 метров, сбрасывали на него бомбы замедленного действия с вибрационными взрывателями. Бомбы падали, как правило, в 1 — 8 метрах от полотна и взрывались от вибрации проходящего поезда. Улетали вражеские самолёты на высоте бреющего полета.
Так же, чтобы дезориентировать советскую противовоздушную оборону и распылить силы советской истребительной авиации, немцы стали производить нападения мелкими группами бомбардировщиков под прикрытием истребителей по нескольким участкам и объектам сразу. Вражеская авиация прибегала к методу «закупорки» наших аэродромов к моменту действия своих бомбардировщиков. В таких операциях участвовали не только бомбардировщики, но и истребители.
Поэтому в начале марта 1943 года перед командованием 261 смешанной авиадивизии была поставлена задача нанести бомбовые удары по аэродромам противника — Алакуртти, Луостари и Кемиярви.
Однако, на подготовку воздушной операции не дали достаточно времени, сил и средств. Малейшее же упущение в организации подобных вылетов приводило к тому, что налёты оказывались неэффективными и сопровождались большими потерями нашей авиации. При этом в боях над аэродромами, как следует из опыта войны, терялись не только самолеты, но и в 70-80% случаев погибали летные экипажи. В то же время восстановление боеспособности частей именно в летных экипажах являлось весьма сложной задачей и занимало продолжительное время.
Если противнику давалось время, хотя бы в четверть часа, после обнаружения самолетом-разведчиком скопления самолетов на его аэродроме, то это означало обречь удар на неудачу - после пролета разведчика немцы успевали подготовиться, рассредоточить самолеты по полевым площадкам и другим аэродромам и т.д. В марте 1943 года эскадрилья под командованием Павла Попова вылетает на задание в район населенного пункта Алакуртти, где находится вражеский аэродром. При подходе к цели эскадрилья была встречена сильным зенитным огнем противника. Завязался воздушный бой с истребителями противника. «Командир маневрировал, зашел на цель и удачно отбомбился. Когда же самолет лег на обратный курс, его атаковали вражеские истребители. Несколько вражеских самолетов было сбито, но в воздух все поднимались и поднимались новые. В результате налета были сожжены семь самолетов противника и взорван склад боеприпасов. Силы были неравны. Вернулся из боя только один наш самолет, экипаж которого и рассказал о бое. Среди не вернувшихся на аэродром в тот день был и экипаж командира эскадрильи Павла Попова. Бомбардировщик Пе-2 с экипажем в составе летчика П. Ф. Попова, штурмана К. Н. Попова, и стрелка – радиста Б.С. Брыжатюка, предположительно, был подбит зенитной артиллерией над самой целью.
Боевой путь
Мой прадедушка Павел Федорович Попов родился 19 ноября 1914 года в Нижнем Тагиле. Закончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и поступил на Высокогорский механический завод, где несколько лет проработал токарем. Павел Федорович был общительным человеком и за это его все любили. Комсомольцы избрали его членом комитета. Также он увлекался и спортом играл в футбол и хоккей, бегал на лыжах и коньках. Во время работы на заводе и позднее, когда перешел в орготдел исполкома горсовета, он занимался в аэроклубе, со временем увлечение стало профессией.
В августе 1935 года Павел поступил в Оренбургскую военную школу летчиков и летнабов, которую закончил в 37-м. В учетно-послужной карточке значится, что военная служба пилота Попова началась в июне того же года в 50-й СБАЭ. Далее указан 51-й скоростной бомбардировочный авиаполк, входивший в состав АОН-2 (армия особого назначения), который формировался в Курске.
О жизни Павла Федоровича до войны в одной из газет также рассказывает его жена Вера Григорьевна: «Мы были вместе всего год. Приехала я к нему в Архангельск осенью сорокового налегке, с одним чемоданчиком. До островка Ягодник, где жили летчики, добираться надо было через северную Двину. Река еще не стала: где лед блестит, где полынья чернеет. Прыгаем с льдины на льдину, сердце обмирает: «Куда заехала!». А Павел только смеется. Он веселый, быстрый был, любил музыку, сам пел цыганские песни, с упоением слушал Русланову, Шульженко, имел патефон. Отпуск провели в Сочи. А потом грянула война». В октябре 41-го Павел настоял, чтобы Вера эвакуировалась в Нижний Тагил к родным, ведь она уже ждала ребенка.
«….они увидятся еще раз, Павел Федорович подержит на руках десятимесячную дочку, не переставая удивляться, что она родилась в один день с ним..19 ноября, а Нэлли Павловна будет знать отца только по портрету, на котором изображен курсант в буденовке, да фотографии летчика у крыла самолета, по рассказам матери».