Дмитрий
Яковлевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 25 мая 1910 года в с. Троицкое Прибайкальского района Бурят-Монгольской автономной Союзной Социалистической Республики в семье волостного писаря. После окончания 4-х классов и водительских курсов работал в колхозе шофером на полуторке.
Службу рядовой Дмитрий Полозов начал в августе 1941 года шофером в 42-м автополку 1 Белорусского фронта.
42-й автополк Ставки Верховного Главнокомандования предназначался по штату для обслуживания перевозок боеприпасов, иных предметов снабжения, для обеспечения передислокации личного состава фронта и имел в своём составе 127 грузовиков «Форд» и 476 автомашин «Студебеккер».
В начале войны создавались автомобильные бригады. Однако в ноябре 1941 года, ввиду недостатка автомобилей и личного состава, бригады были упразднены и были созданы автомобильные полки. Такие полки зарекомендовали себя как мощный автомобильный резерв Ставки Верховного Главнокомандования и командующих фронтов при обороне Москвы, а также на Воронежском и Сталинградском фронтах.
Из служебной характеристики, написанной командиром подразделения старшим лейтенантом войсковой части 70923: «красноармеец Дмитрий Полозов один из высококвалифицированных специалистов, не имеет ни одного случая нарушения воинской дисциплины. За время службы не имел ни одной поломки и аварии, непрерывно повышал свой технический уровень».
Неоднократно приходилось молодому бойцу выполнять правительственные задания, к которым он относился добросовестно и с честью их исполнял. В первые месяцы войны в тяжелой обстановке маневренных оборонительных боев автотранспортные части широко привлекались для обеспечения маневра войск. В условиях тяжелой обстановки, сложившейся на железных дорогах в первый период войны, особенно в ее начале, их перегрузки оперативными и эвакуационными перевозками автотранспорт выполнял сложные задачи по обеспечению подвоза материальных средств и эвакуации. Снабженческие перевозки автомобильным транспортом росли с каждым месяцем. Большой объем составляли также эвакуационные перевозки больных и раненых, поврежденной боевой техники, вооружения, имущества и населения из прифронтовой зоны.
Напряжение в работе автотранспорта резко возросло с переходом фронтов в контрнаступление, а также в последующем наступлении, которое завершилось выходом войск на Днепр. Противник при отходе разрушал железные дороги. Войска армий в ходе наступления быстро отрывались от станций снабжения и тут на выручку приходили военные водители.
Водитель Полозов Д.Я. подвозил грузы со станций снабжения к войсковым соединениям. Четкое и надежное управление автомобилем обеспечивали быструю доставку грузов к месту назначения и возвращения автотранспорта.
Огромную работу выполнили военные водители по подвозу материальных средств войскам в наступательных операциях летне-осенней кампании 1944 г., и особенно при подготовке и в ходе Белорусской наступательной операции.
Благодаря высоким темпам наступления, особенно в полосе 1-го Белорусского фронта, войскам удавалось отрываться от баз снабжения на 400–500 км. Рейс от фронтовых баз до войск занимал 4–5 суток. Восстановление железных дорог задерживалось, так как в центре полосы наступления была окружена и уничтожалась минская группировка противника. В этих условиях успех операции во многом зависел от четкой работы автотранспорта. Среднесуточный пробег автомашин достигал 300–350 км.
Красноармеец Дмитрий Полозов показал себя физически выносливым и дисциплинированным бойцом, чем заслужил авторитет среди личного состава подразделения.
За период операции автотранспорт 1-го Белорусского фронта подвез 560 тыс. т материальных средств, перевез 63,3 тыс. человек. Всего в ходе Белорусской операции автотранспортом фронтов и армий подвезено войскам более 1,2 млн. тонн боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств и в этом есть большой вклад шофера 3 класса, военнослужащего Полозова Дмитрия Яковлевича
Героическим примером исполнения воинского долга водителей является Висло-Одерская наступательная операция, которая готовилась в очень короткие сроки, в условиях, когда еще не были полностью восстановлены железные дороги и мосты на Висле. Своевременная подготовка операции в столь сложных условиях стала возможной благодаря тому, что к этому времени фронты располагали довольно мощным автотранспортом.
Подвоз материальных средств войскам в Висло-Одерской операции осуществлялся в сложной боевой обстановке. С 12 января по 3 февраля 1945 года в ходе Висло-Одерской операции от немецких войск была освобождена территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на левом берегу Одера, который впоследствии использовался при наступлении на Берлин. Операция носила стремительный характер — на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день. За это время они преодолели семь укреплённых рубежей противника и две крупные водные преграды.
Войска ударных группировок фронтов, особенно танковые армии, действовали в оперативной глубине, в условиях отсутствия сплошного фронта. В тылу наших войск отходили разрозненные части противника. Это требовало особо четкого управления автомобилем. Несмотря на все трудности, автотранспорт в Висло-Одерской операции успешно справился со своими задачами. Красноармеец Дмитрий Полозов был награжден медалью «За освобождение Варшавы».
16 апреля 1945 г. войска 1-го, 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов начали Берлинскую операцию, победоносно завершившую разгром немецко-фашистских вооруженных сил.
Победа в Берлинской операции была невозможна без своевременной доставки боеприпасов, горючего, продовольствия непосредственно на поле боя. Доставляя грузы в сложной боевой обстановке, днем и ночью, в распутицу и в тяжелых условиях снежных заносов, военные водители проявляли массовый героизм и мужество. За героический подвиг и самоотверженный труд Д.Я. Полозов получил медаль «За взятие Берлина».
Патриотизм и трудолюбие воина-автомобилиста проявлялось в исключительно бережном и заботливом отношении к доверенной ему автомобильной технике. Несмотря на тяжелые условия эксплуатации, он сохранил свои автомобиль от начала и до конца войны.
После Победы не сразу возвратился домой Дмитрий Яковлевич, так как автотранспорт Ставки Верховного Главнокомандования почти полностью переключился на обслуживание нужд народного хозяйства. Только в 1946 году пришел с фронта в родное село Троицкое Дмитрий Яковлевич, с медалью на гимнастерке «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.». Дома его ждала жена Анна Семеновна и сын Виктор, который за время войны один из четверых детей уцелел, и помогал всем, чем мог помочь подросток матери и родному колхозу.