Полозов Дмитрий Яковлевич
Полозов
Дмитрий
Яковлевич
рядовой / водитель
25.05.1910 - 20.01.1949

История солдата

Родился 25 мая  1910 года в с. Троицкое Прибайкальского района  Бурят-Монгольской автономной  Союзной Социалистической Республики в семье  волостного писаря. После окончания  4-х классов и водительских  курсов  работал  в колхозе шофером на полуторке.

 

Службу рядовой Дмитрий Полозов  начал в  августе 1941 года  шофером в  42-м автополку  1 Белорусского фронта.

42-й автополк Ставки Верховного Главнокомандования предназначался по штату для обслуживания перевозок боеприпасов, иных предметов снабжения, для обеспечения передислокации личного состава фронта и имел в своём составе 127 грузовиков «Форд» и 476 автомашин «Студебеккер».

  В начале войны создавались автомобильные бригады. Однако в ноябре 1941 года,  ввиду недостатка автомобилей и личного состава, бригады были упразднены и были созданы автомобильные полки. Такие полки зарекомендовали себя как мощный автомобильный резерв Ставки Верховного Главнокомандования и командующих фронтов при обороне Москвы, а также на Воронежском и Сталинградском фронтах.

Из служебной характеристики, написанной командиром подразделения  старшим лейтенантом  войсковой части  70923: «красноармеец  Дмитрий Полозов  один  из высококвалифицированных  специалистов, не имеет ни одного  случая нарушения  воинской дисциплины.  За время службы не имел ни одной поломки и аварии, непрерывно повышал свой технический  уровень».

Неоднократно приходилось молодому бойцу выполнять  правительственные задания, к  которым он относился добросовестно и  с  честью их исполнял. В первые месяцы войны в тяжелой обстановке маневренных оборонительных боев автотранспортные части широко привлекались для обеспечения маневра войск. В условиях тяжелой обстановки, сложившейся на железных дорогах в первый период войны, особенно в ее начале, их перегрузки оперативными и эвакуационными перевозками автотранспорт выполнял сложные задачи по обеспечению подвоза материальных средств и эвакуации. Снабженческие перевозки автомобильным транспортом росли с каждым месяцем. Большой объем составляли также эвакуационные перевозки больных и раненых, поврежденной боевой техники, вооружения, имущества и населения из прифронтовой зоны.

Напряжение в работе автотранспорта резко возросло с переходом фронтов в контрнаступление, а также в последующем наступлении, которое завершилось выходом войск на Днепр. Противник при отходе разрушал железные дороги. Войска армий в ходе наступления быстро отрывались от станций снабжения и тут на выручку приходили   военные водители.

Водитель Полозов Д.Я.  подвозил грузы со станций снабжения  к войсковым соединениям. Четкое и надежное управление  автомобилем обеспечивали быструю доставку грузов к месту назначения и возвращения автотранспорта.

 Огромную работу выполнили военные водители по подвозу материальных средств войскам в наступательных операциях летне-осенней кампании 1944 г., и особенно при подготовке и в ходе Белорусской наступательной операции.

Благодаря высоким темпам наступления, особенно в полосе 1-го Белорусского фронта, войскам удавалось отрываться от баз снабжения на 400–500 км. Рейс от фронтовых баз до войск занимал 4–5 суток. Восстановление железных дорог задерживалось, так как в центре полосы наступления была окружена и уничтожалась минская группировка противника. В этих условиях успех операции во многом зависел от четкой работы автотранспорта.   Среднесуточный пробег автомашин достигал 300–350 км. 

Красноармеец Дмитрий Полозов показал себя физически выносливым и дисциплинированным бойцом, чем заслужил  авторитет среди личного состава подразделения.

За период операции автотранспорт 1-го Белорусского фронта подвез 560 тыс. т материальных средств, перевез 63,3 тыс. человек. Всего в ходе Белорусской операции автотранспортом фронтов и армий подвезено войскам более 1,2 млн. тонн боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств и в этом есть большой вклад шофера 3 класса, военнослужащего Полозова Дмитрия Яковлевича

Героическим примером исполнения воинского долга водителей является Висло-Одерская наступательная операция, которая готовилась в очень короткие сроки, в условиях, когда еще не были полностью восстановлены железные дороги и мосты на Висле. Своевременная подготовка операции в столь сложных условиях стала возможной благодаря тому, что к этому времени фронты располагали довольно мощным автотранспортом.

 Подвоз материальных средств войскам в Висло-Одерской операции осуществлялся в сложной боевой обстановке. С 12 января по 3 февраля 1945  года в ходе Висло-Одерской операции от немецких войск была освобождена территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на левом берегу Одера, который  впоследствии использовался при наступлении на Берлин. Операция носила стремительный характер — на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день. За это время они преодолели семь укреплённых рубежей противника и две крупные водные преграды.

 Войска ударных группировок фронтов, особенно танковые армии, действовали в оперативной глубине, в условиях отсутствия сплошного фронта. В тылу наших войск отходили разрозненные части противника. Это требовало особо четкого управления автомобилем.  Несмотря на все трудности, автотранспорт в Висло-Одерской операции успешно справился со своими задачами.  Красноармеец Дмитрий Полозов был награжден медалью «За освобождение Варшавы».

16 апреля 1945 г. войска 1-го, 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов начали Берлинскую операцию, победоносно завершившую разгром немецко-фашистских вооруженных сил.

Победа в Берлинской операции была  невозможна  без своевременной доставки боеприпасов, горючего, продовольствия непосредственно на поле боя. Доставляя грузы в сложной боевой обстановке, днем и ночью, в распутицу и в тяжелых условиях снежных заносов, военные водители проявляли массовый героизм и мужество. За героический подвиг и самоотверженный труд   Д.Я. Полозов  получил медаль «За взятие Берлина».

Патриотизм и трудолюбие воина-автомобилиста проявлялось    в исключительно бережном и заботливом отношении к доверенной ему автомобильной технике. Несмотря на тяжелые условия эксплуатации, он сохранил свои автомобиль от начала и до конца войны. 

         После Победы не сразу возвратился домой Дмитрий Яковлевич, так как  автотранспорт Ставки Верховного Главнокомандования почти полностью переключился на обслуживание нужд народного хозяйства. Только в 1946 году пришел с  фронта  в родное село Троицкое Дмитрий Яковлевич,  с медалью на гимнастерке «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».   Дома его ждала жена Анна Семеновна и сын Виктор, который за время войны один из четверых детей уцелел,  и помогал  всем, чем мог помочь подросток матери и  родному колхозу.

 

Регион Республика Бурятия
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Улан-Удэ
Воинская специальность водитель
Место рождения село Троицкое, Прибайкальский район
Годы службы 1941 1946
Дата рождения 25.05.1910
Дата смерти 20.01.1949

Боевой путь

Место призыва с.Троицк, Прибайкальского района
Дата призыва 1941
Боевое подразделение Войсковая часть 70923, 42-й автополк Ставки Верховного Главнокомандования
Завершение боевого пути Берлин, Германия
Принимал участие за освобождение Варшавы, за взятие Берлина

Награды

Медаль "За освобождение Варшавы", медаль "За взятие Берлина", медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов"

Медаль "За освобождение Варшавы", медаль "За взятие Берлина", медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов"

Документы

Фотографии

Семья солдата

Виктор
Полозов Виктор Дмитриевич

Полозов Виктор Дмитриевич 1933 года рождения- сын Суворова Тамара Дмитриевна 1947 года рождения -дочь

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: