(Шувалова)
Елизавета
Ивановна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Моя Бабушка, Полещук (Шувалова) Елизавета Ивановна, родилась 5 февраля 1923г. в деревне Мартьяновка (Судайского района), ныне Чухломского района, Костромской области.
С 1931г. по 1939г. училась в школе, окончив 8 классов поступила на работу в качестве старшего лаборанта в контрольно-семенную лабораторию Судайского районного земельного отдела.
1 июня 1942г. была призвана на военную службу в 78 Батальон аэродромного обслуживания. Окончила курсы шоферов и работала в течение более трёх лет на машине ЗИС-5. За хорошую работу, дисциплину и учёбу присвоено воинское звание ефрейтор. Весь свой боевой путь, с 1 июня 1942г. по 9 мая 1945г., прошла в составе 78 Батальона аэродромного обслуживания.
За образцовое выполнение боевых задач на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками награждена медалью «За боевые заслуги», согласно Приказа №328 Истребительно Авиационной дивизии ВВС 3 ФПВО №03/VI от 21 февраля 1944г. Войну закончила в городе Смоленске 9 мая 1945г. Моя Бабушка, Елизавета Ивановна, была демобилизована 17 июля 1945г. на основании закона Верховного Совета СССР от 23 июня 1945г. В мае 1946г. была награждена Медалью «За победу над Германией» в Великой Отечественной войне.
После демобилизации вернулась на свою малую Родину, где и была снята с воинского учёта 30 июля 1945г. в Судайском РВК.
Во время своей воинской службы она подружилась с девушкой, имя и фамилию которой, к сожалению, я не знаю, но в семейном фотоальбоме сохранилась их совместная фотография. В послевоенное время они вели переписку. По приглашению своей фронтовой подруги моя бабушка поехала к ней в гости в село Махаринцы Казатинского района Винницкой области. Там она поступила на работу на Махаренецкий сахарный завод на должность статистика сырьевого отдела, где проработала до 1948г. Но, как говориться, ничего в жизни не бывает случайно. Проживая и работая в селе Махаринцы, тогда ещё Шувалова Елизавета Ивановна познакомилась со своим будущим мужем, моим дедушкой Полещук Иваном Лукьяновичем, который в это время гостил у своих родственников в этом же селе. Бабушка с дедушкой поженились. И как положено жене, переехала жить в дом родителей мужа, в город-герой Севастополь.
Переехав в город Севастополь, моя бабушка не смогла остаться равнодушной к состоянию города, который был разрушен во время Великой Отечественной войны. Воодушевленная общими идеями восстановления города, в декабре 1952г. она поступила на работу в Управление главного архитектора г.Севастополя. В дальнейшем, данное Управление будет переименовано в отдел по делам строительства и архитектуры Севастопольского Горисполкома. В должности техника отдела по делам строительства и архитектуры Севастопольского Горисполкома, моя бабушка проработала 30 лет. За долголетний добросовестный труд была награжден медалью «Ветеран Труда». В августе 1983 года освобождена от занимаемой должности, в связи с выходом на пенсию.
15 января 2006 года моей бабушки, Полещук (Шуваловой) Елизаветы Ивановны, не стало, похоронена в г.Севастополе.
Боевой путь
Весь свой боевой путь с 1 июня 1942г. по 9 мая 1945г. прошла в составе 78 Батальона аэродромного обслуживания.
Войну закончила в городе Смоленске 9 мая 1945 года
Воспоминания
Пустильник Сергей Владимирович, внук
Моя бабушка, Полещук (Шувалова) Елизавета Ивановна, была смелой, решительной женщиной. Один только тот факт, что молодая девушка во время войны не побоялась, закончила курсы и стала шофером на машине ЗИС-5. Эту машину еще назвали «трёхтонка» — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны. На своём автомобиле моя бабушка возила боеприпасы и другое снабжение к самолётам. Как и многие фронтовики, бабушка мало рассказывала о своей войне, но один из случаев мне запомнился хорошо. Во время одного из боевых заданий машина вышла из строя, попросту заглохла и она, хрупкая молодая девушка, попыталась завести её «кривым стартером», поскольку необходимо было довести важный груз на аэродром. Конечно она торопилась, и при очередной попытке завести машину, ей это удалось. Но данная попытка чуть не стоила ей жизни, поскольку загруженная тяжелая машина покатилась на неё. В последнюю секунду она чудом успела выскочить из-под автомобиля, получила травму кисти, но, не смотря на всё, моя Елизавета Ивановна сумела доставить груз вовремя.
Но это была военная жизнь моего дорогого человека! Однако с нами, внуками, это был совершенно другой человек. Да она была требовательна к нам, иногда даже строга, но и в тоже время, очень доброй и любящей бабушкой.
В детстве они с дедушкой часто выезжали в поездки по Крыму. У них был собственный автомобиль ЗАЗ 968 синего цвета, правда бабушка никогда его не водила, и часто брали меня с собой. В основном мы ездили в гости к их друзьям в село «Поляну» Куйбышевский район, где ходили за грибами, ягодами, на рыбалку.
Первый раз в своей жизни я путешествовал на поезде со своей бабушкой, она повезла меня в гости к своим родственникам в Ленинград. Поездка была очень интересной и потом когда я пошел в первый класс, я об этом рассказывал своим приятелям в школе.
Когда я уже окончил школу и время пришло идти в армию, она очень переживала и ждала меня с военной службы.
Моей основной весенней и осенней обязанностью была перекопка огорода. И моя бабушка хваля меня за это всегда говорила, что лучше чем я, это никто не сделает.
Не смотря на, свои больные ноги, последнее время она передвигалась только с палочкой, активности ее духа можно было позавидовать. Она принимала участие во всех избирательных компаниях, которые были в нашем городе. Всегда просила меня отвести их с дедушкой на избирательный участок, чтоб быть уверенной, что ее голос отдан тем, кто достоин по ее мнению.
В нашей семье бабушку никто и не называл бабушкой, все ее всегда звали бабулечкой, потому что она была для нас всех очень светлым человечком.