
(Коваленко)
Валентина
Ивановна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В годы Великой отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев.
Большую помощь оказывали нам в ту пору радисты. Радисты попеременно несли круглосуточные вахты у своих аппаратов, обслуживали военное командование: держали надежную связь с военными базами, боевыми кораблями и самолетами, летавшими в Заполярье. Радисты круглосуточно слушали эфир и старались уловить незнакомые позывные или подозрительные передачи. Многие наши специалисты, в совершенстве владевшие техникой радиодела, могли быстро и безошибочно не только поймать работу чужой станции, но по характеру передачи и по «почерку» радиста определить мощность передатчика и примерное расстояние до него. Эти сведения, переданные военному командованию, были ценным материалом для нашей военной разведки и помогали ей лучше ориентироваться в тактической обстановке на том или ином участке Северного морского пути.
С огромной гордостью отмечаю, что одной из тех отважных радисток, приближавших Победу, была и моя дорогая бабушка Валентина Ивановна. В Игарском радиобюро она проработала радистом с октября 1943 года по ноябрь 1945 года.