ПЛОТНИКОВ (Дубровин) НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ
ПЛОТНИКОВ
(Дубровин)
НИКОЛАЙ
ФЕДОРОВИЧ
Старшина 2 статьи / командир отделения
1922 - 1980

История солдата

ИСТОРИЯ СОЛДАТА.

В первые же дни войны Плотников Николай пошёл в военкомат, чтобы записаться добровольцем на фронт. Его направили в учебный отряд Черноморского флота, а после короткого обучения послали служить на крейсер «Ворошилов».

Плотников Николай Федорович, который быстро разбирался в технике, сразу вызвал у товарищей уважение своей добросовестностью и обязательностью. Заметили его и командиры.

Как писал в своих мемуарах вице-адмирал Пётр Васильевич Уваров, который служил во время войны старпомом на «Ворошилове»: «Пройти службу на крейсере для моряка означает освоить всю энциклопедию морских наук». Вот такую энциклопедию и освоил матрос Плотников.

Великую отечественную войну он встретил на крей­сере  в со­ста­ве от­ря­да лёг­ких сил Черноморского флота. Крейсер «Во­ро­ши­лов» при­нял ак­тив­ное уча­стие в обороне Севастополя. Он со­вер­шал рейды и об­стре­ли­вал скоп­ле­ния немец­ких войск.

В конце сен­тяб­ря 1941 года крей­сер, на котором он служил, был пе­ре­ба­зи­ро­ван в Но­во­рос­сийск. В но­яб­ре ко­рабль под­верг­ся на­па­де­нию немец­кой авиа­ции и по­лу­чил зна­чи­тель­ные по­вре­жде­ния. После этого крей­сер был от­бук­си­ро­ван для ре­мон­та в Поти. В марте 1942 года «Во­ро­ши­лов» вер­нул­ся в строй.

В конце марте они об­стре­ли­вали по­зи­ции немец­ких войск в фе­о­до­сий­ском за­ли­ве, вы­пу­стил 190 сна­ря­дов глав­но­го калибра.

В мае он участвует в пе­ре­брос­ке бри­га­ды мор­ской пе­хо­ты в Севастополь.

Награжден медалью "За оборону Севастополя"

С де­каб­ря 1942 года по ян­варь 1943 года «Во­ро­ши­лов» на­хо­дил­ся на ремонте.

В фев­ра­ле 1943 крей­сер об­стре­ли­вал немец­кие вой­ска в рай­оне Но­во­рос­сий­ска, вы­пу­стил 240 сна­ря­дов глав­но­го калибра.

В ходе боев с противником получило большое развитие взаимодействие сухопутных войск с кораблями Черноморского флота. Корабли прикрывали сухопутные войска с флангов, поддерживали оборону и атаки огнем корабельной и береговой артиллерии, осуществляли противодесантные мероприятия. Кроме того они сыграли большую роль в доставке подкреплений и эвакуации раненых.

Награжден медалью «За оборону Кавказа»

17 февраля крейсер перешел из Поти в Батуми. После гибели 6 октября 1943 года от ударов немецкой авиации лидера "Харьков" и эсминцев "Беспощадный" и "Способный". Ставка Верховного Главнокомандования использование без ее ведома эсминцев и более крупных кораблей на Черном море запретила.

При подготовке десанта к захвату румынского флота потребовались специалисты знающие устройство кораблей. По этому на кораблях, которые в данный момент были не задействованы в операции, были отобраны добровольцы.

Так , Плотников Николай Федорович, со своей группой был переведен на эскадренный эсминец «ЖЕЛЕЗНЯКОВ» который был задействован в данной операции. На нем они изучали устройство эсминцев, расположение всех механизмов и основных узлов. Чтобы даже в полной темноте и задымленности  на корабле попасть в тот отсек, который было необходимо захватить.

Он принимает участие в Констанцском оперативном десанте советского Черноморского флота в ходе Ясско-Кишиневской операции Великой Отечественной войны, с целью занятия главной румынской военно-морской базы.

Всего в порту Констанцы, 29-30 августа 1944 года, были заняты советскими моряками 4 эсминца, 1 миноносец, 2 румынские подводные лодки, 4 малые итальянские подводные лодки, 1 плавбаза, 7 минных заградителей, несколько тральщиков и катеров.

После захвата румынского эсминца «МАРЕШТИ» и обучения личный состав своего отделения работе на захваченном оборудовании, он обеспечил безопасность перевода корабля в советскую базу.

              Награжден Орденом «Красной звезды»

И дальше продолжил службу в качестве командира отделения на эсминце «Марешти» который вошел в состав Черноморского флота под названием «ЛОВКИЙ».

              Награжден медалью «За победу над Германией»

Был демобилизован в 1947году, с Потийской военно-морской базы (г. Поти).

 

 

 

 

 

 

 

Регион Московская область
Воинское звание Старшина 2 статьи
Населенный пункт: Химки
Воинская специальность командир отделения
Место рождения РЯЗАНСКАЯ ОБЛ. СЕЛО НОВО - КРАСНОЕ
Годы службы 1941-1947
Дата рождения 1922
Дата смерти 1980

Боевой путь

Дата призыва 1941
Боевое подразделение Черноморский Флот, крейсер
Принимал участие ОБОРОНА СЕВОСТОПОЛЯ, оборона Кавказа, КОНСТАНЦСКИЙ ДЕСАНТ.

БОЕВОЙ ПУТЬ ПЛОТНИКОВА Н.Ф.

 

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ.

КРЕЙСЕР «ВОРОШИЛОВ» 1941-1944года.

Оборона Севастополя

Доставка из Батуми в Севастополь 9-й бригады морской пехоты

 Битва за Кавказ.

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ЖЕЛЕЗНЯКОВ» 1944год.

Констанцский десант.

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «ЛОВКИЙ» («МАРЕШТИ») 1944-1947года.

 

Воспоминания

вице-адмирал Пётр Васильевич Уваров

КРЕЙСЕР «ВОРОШИЛОВ».
Водоизмещение: 7 756 т.
Размеры: длина - 191,4 м, ширина - 17,7 м, осадка - 7,2 м.
Скорость хода максимальная: 36 узлов.
Дальность плавания: 3680 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 турбозубчатых агрегата мощностью 122500 л.с.
Бронирование: бортовой пояс - 50 мм, палуба, боковые стенки и крыши башен - 50 мм, стенки боевой рубки - 150 мм, крыша боевой рубки - 100 мм.
Вооружение:
артиллерийское: 3х3 180-мм орудий МК-3-180, 6 100-мм орудий Б-34, 9 45-мм орудий 21-К, 4 12,7-мм пулемета ДШК
минно-торпедное: 2х3 торпедных аппарата 1-Н, 164 мины, 50 глубинных бомб
авиационное: 1 самолет Бе-2, 1 катапульта ЗК-1а.
Экипаж: 881 чел.



15 октября 1935 года, на стапеле № 1 завода № 198 имени А.Марти в Николаеве заложили "заказ № 297" - крейсер "Ворошилов". Спущен на воду он был 28 июня 1937-го. Стапельные работы длились 20 месяцев, и еще 30 месяцев корабль достраивался на плаву. Поскольку на "Ворошилов" устанавливались механизмы только отечественного производства, многие фундаменты под них пришлось переделывать. Кроме того, на крейсер не были своевременно поставлены ПУС ГК "Молния", МПУАЗО "Горизонт" и СПН, а также 180-мм башни.
4 декабря 1939 года корабль был предъявлен на испытания, которые закончились 27 мая следующего года. На ходовых испытаниях в апреле крейсер развил максимальную скорость 36,72 узла при мощности механизмов 122 500 л.с. 20 июня, "Ворошилов" вступил в состав ЧФ. Общие недостатки, отмеченные госкомиссией при приемке кораблей: громоздкость и сложность эксплуатации испарителей, применение для заливки вкладышей дейдвудных подшипников баббита вместо привычного бакаута, отсутствие защиты от магнитных мин, размещение 100-мм орудий с открытыми щитами, неудачная конструкция самолето-барказных кранов и бензохранилища, отсутствие деревянного покрытия палубы.
Корабль на практике имел небольшой дифферент на нос, колебавшийся в пределах 0,5-1,5 м в зависимости от наличия запасов (по мере расхода топлива он увеличивался). Для корпуса была применена сталь двух марок: для связей, обеспечивающих общую прочность (в наружной обшивке и во втором дне, в главных переборках, в верхней палубе и ее наборе и других конструкциях - марганцовистая сталь, для оконечностей и второстепенных конструкций - обыкновенная углеродистая (сталь 3). Непотопляемость обеспечивалась наличием 19 главных водонепроницаемых отсеков и отсутствием дверей или каких-либо лазов в главных водонепроницаемых переборках под нижней (броневой) палубой. Корабль держался на плаву при затоплении трех любых отсеков.
Броневая защита корабля состояла из бортового броневого пояса гомогенной брони толщиной 50 мм, шириной 3,4 м (с погружением в воду на 1,3 м). Вместе с броневыми траверзами на 61-м и 219-м шп. и броневой (нижней) палубой также толщиной 50 мм этот пояс образовывал 121-м цитадель (64,5% длины корпуса). Под ее защитой находились главные механизмы, агрегаты и центральные посты управления артиллерией, энергоустановкой, штурманский пост, погреба боезапаса. Броней 50-150 мм защищалась также боевая рубка, башни главного калибра, рулевое и румпельное отделения (20 мм), а также посты наводки торпедных аппаратов (14 мм), КДП главного калибра (8 мм), стабилизированные посты наводки и щиты 100-мм орудий (7 мм). Конструктивная противоминная защита проектом не предусматривалась, хотя каким-то ее подобием можно считать двойное дно на протяжении 61-224-го шп., а также продольные переборки, образующие коридоры электропроводов в районе машинно-котельных отделений и другие бортовые отсеки ниже ватерлинии.
После вступления в строй крейсер "Ворошилов" вошел в состав ОЛС ЧФ в качестве флагманского корабля, на нем держал свой флаг контр-адмирал Т.А.Новиков. Корабль отрабатывал задачи боевой подготовки, как одиночные, так и в составе отряда. С 14 по 20 июня 1941 года участвовал в больших учениях флота, проводимых совместно с войсками Одесского военного округа. К началу войны крейсер прошел 16 892 мили за 1494 ходовых часа.
Уже 23 июня 1941 года Верховное Главнокомандование поставило перед черноморцами задачу ударами авиации и набеговыми действиями кораблей разрушить портовые сооружения и уничтожить запасы нефти в главной базе противника - Констанце. Решение этой задачи Военный совет флота возложил на ОЛС. Артиллерийский удар по Констанце должна была наносить ударная группа - лидеры "Москва" и "Харьков", в группу корабельной поддержки вошли крейсер "Ворошилов", эсминцы "Сообразительный" и "Смышленый". Операцией руководил командир Отряда легких сил контр-адмирал Т.А.Новиков (флаг на "Ворошилове"). В случае встречи "Москвы" и "Харькова" с миноносцами противника ей надлежало отходить к группе корабельной поддержки, которая должна была маневрировать в 50 милях восточнее Констанцы.
"Ворошилов" вышел из Севастополя 25 июня 1941 года в 22.41, на 2,5 часа позже лидеров. В темноте, в условиях радиомолчания, корабли потеряли друг друга, и всю ночь крейсер шел один, без охранения. "Смышленый" на Инкерманском фарватере зацепил параваном за грунт и так долго разбирался в случившемся, что до 3.00 не мог выйти за минное заграждение и встретил крейсер лишь утром, в 7.25, когда тот уже возвращался в Севастополь. "Ворошилов" и "Сообразительный" в 0.33 вышли за минное заграждение, и крейсер развил скорость 28 узлов. Эсминец в темноте отстал от флагмана и догнал его только на рассвете. При подходе к Констанце лидеры из-за большой скорости хода потеряли параваны.
В 5.02 26 июня ударная группа на скорости 28 узлов открыла огонь по порту. Румынские эсминцы и другие цели были плохо различимы в дымке на фоне берега, наши же корабли четко вырисовывались на светлом горизонте. По ним открыли огонь румынские корабли и береговая батарея; в воздух были подняты самолеты. В 5.10, выпустив 350 130-мм снарядов, лидеры легли на курс отхода и увеличили скорость до 30 узлов.
В 5.21 мощный подводный взрыв разломил корпус лидера "Москва" на две части. Через несколько минут "Харьков" был накрыт залпом 280-мм береговой батареи. От сотрясений вышел из строя главный котел и скорость упала до 6 узлов. Тяжелые снаряды ложились в 5- 7 кбт от кормы, в это же время лидер атаковали бомбардировщики противника. В 5.36 с "Харькова" отправили радиограмму командиру Отряда легких сил: "Обстрелял нефтебаки, нуждаюсь помощи".
Крейсер в это время, находясь в 50 милях от Констанцы, маневрировал противолодочным зигзагом на скорости 27-30 узлов. Т.А.Новиков приказал командиру эсминца "Сообразительный" немедленно следовать к лидеру. В 5.50 командир отряда получил с "Харькова" вторую радиограмму, но она оказалась искаженной, и о гибели "Москвы" Новиков узнал только в Севастополе. В 6.12 он обратился к команду¬ющему флотом с просьбой выслать для прикрытия "Москвы" и "Харькова" авиацию. В ответ поступило приказание: "Ворошилову" отходить полным ходом в Севастополь. Возвращавшийся в главную базу крейсер был встречен тральщиками, в охранение его вступили эсминцы "Беспощадный" и "Бодрый", с воздуха прикрывали истребители. В 13.41 26 июня он вошел в Севастополь.
Здесь стоит отметить, что первая боевая операция ЧФ была спланирована штабом поспешно, без учета мнения командования эскадрой и ОЛС, и имела ряд существенных недоработок. Группа прикрытия намного превосходила по артиллерийскому вооружению и ударную группу, и потенциального противника (4 румынских эсминца). Но в то же время непонятно, какую поддержку могли оказать лидерам корабли поддержки, находясь от них на расстоянии 50 миль - ведь крейсер мог преодолеть этот путь лишь за 1,5 часа при скорости 32 узла. Когда же эта поддержка потребовалась, крейсер по приказу командования флотом полным ходом пошел в главную базу, хотя ему реально ни корабли, ни авиация врага не угрожали.
Почти три месяца крейсер простоял в главной базе у Угольной пристани, а затем у пристани Совторгфлота. Экипаж занимался учениями и тренировками, дважды корабль выходил на рейд.
В середине сентября в связи с сосредоточением крупных сил немецко-фашистской пехоты и техники на подступах к Перекопу Военный совет ЧФ принял решение нанести по ним удар с моря, из Каркинитского залива, используя дальнобойные 180-мм орудия новых крейсеров. Крейсеру "Ворошилов» был отдан приказ обстрелять скопления противника в Алексеевке, Хорлы и Скадовске. Задача осложнялась тем, что стрельба должна была производиться в светлое время суток, и, кроме того, штаб флота не мог выделить ни одного эсминца для сопровождения крейсера. Весь расчет строился на внезапности удара.
В 5.00 19 сентября "Ворошилов" вышел в море, по фарватеру № 5 в своем минном заграждении он шел с параванами 20-узловым ходом. Выйдя за границы минного поля, крейсер убрал параваны и развил скорость 30 узлов, идя противолодочным зигзагом. С воздуха его прикрывали истребители. В 8.40 крейсер обогнул м.Тарханкут. Получив данные от самолета-корректировщика МБР-2, он в 10.20 лег на боевой курс и в 10.30 открыл огонь по д. Алексеевка с дистанции 200 кбт, имея под килем минимально возможную глубину и ход 6 узлов. После второго залпа самолет-корректировщик показал накрытие, и крейсер сразу же начал стрельбу на поражение. В 10.58 огонь был перенесен на порт Хорлы (с дистанции 148 кбт). В 11.20 крейсер лег на новый галс и в 11.34 открыл огонь по Скадовску с дистанции 101 кбт. Самолет, у которого кончалось горючее, улетел, а "Ворошилов" продолжил стрельбу по видимым целям - скоплению войск и элеватору. В 11.50 он закончил стрельбу, и на 32-узловой скорости лег на курс отхода. Всего крейсер израсходовал 148 снарядов 180-мм калибра, результатом этого обстрела стали большие пожары. Получив сообщение об обнаруженной подводной лодке в районе фарватера № 4, корабль обогнул опасный район и вошел в главную базу по фарватеру № 2, с юга. В 19.25 он вернулся в Севастополь. Противник противодействия операции не оказал.
24-25 сентября крейсер в сопровождении эсминца "Смышленый" перебазировался из Севастополя в Новороссийск, где длительное время стоял у Элеваторной пристани. Несмотря на то, что немецкие воздушные разведчики постоянно появлялись над портом, место стоянки "Ворошилов" не менял.
2 ноября с 9.30 до 20.00 корабль подвергся нескольким налетам немецких пикировщиков. Отражая их атаки, зенитчики крейсера израсходовали 233 100-мм, 204 45-мм, 117 37-мм снарядов и 769 12,7-мм патронов. Во время первого налета в 9.36 три Ю-88 с высоты 800 м сбросили 10-12 бомб, из которых две (весом по 250 кг) попали в крейсер. Первая пробила верхнюю, нижнюю палубы и платформу в районе 233-го шп. с правого борта и, пронизав обшивку, взорвалась в воде, на 4 м ниже ватерлинии. Взрывом разрушило наружные листы выкружки мортиры правого гребного вала, переборки между погребом 3-й башни и левым коридором вала, между коффердамом и правым коридором, между 9-м креповым отсеком и кладовой провизии. Поступившая через пробоину площадью 8 м2 вода затопила артиллерийский погреб 3-й башни и минно-торпедные погреба, оба коридора гребных валов, 9-й креновой отсек, кладовую провизии, помещения кормовой рефрижераторной машины и коффердам. В настиле верхней палубы осталось отверстие диаметром 200 мм.
Вторая бомба прошила две палубы в районе 273-го шп. в 1,2 м от правого борта и, ударившись о броневой скос румпельного отделения, взорвалась в шкиперской кладовой, образовав надводную пробоину площадью 16-18 м2. Через пробоину в броневой защите румпельного отделения площадью 2,5 м2 внутрь корпуса корабля хлынула вода. От взрыва верхняя палуба между 262-м и 286-м шп. вспучилась на высоту 1,8 м и образовалась поперечная трещина от борта до борта шириной до 300 мм. Возник крен 2,5° на правый борт. Было повреждено рулевое управление, руль заклинило в положении 20-25° лево на борт. Погас свет, в кубрике № 11 начался пожар. Пожар в погребе 3-й башни, к счастью, погасила вода, поступившая через пробоину. Кроме того, вода начала просачиваться в рулевое отделение, кормовой гиропост, кормовое МО и подбашенные отсеки.
Аварийные группы крейсера сумели быстро локализовать распространение воды по кораблю и погасить загоревшиеся в кубрике окраску переборок и личные вещи краснофлотцев. Корабль принял в кормовые помещения 660 т воды. Для ликвидации дифферента было принято еще 220 т воды в дифферентные отсеки № 1 и 2 и бензохранилище. Экипаж начал готовить корабль к переходу в Поти для ремонта. Водолазы осмотрели винты и руль и не обнаружили повреждений. Линии валов также оказались неповрежденными. При запуске электронасоса в рулевом отделении выяснилось, что он не создает давление и рулевая машина не работает. Второй насос находился в затопленном румпельном отделении.
Следовать своим ходом в Поти с огромными пробоинами и неработающей рулевой машиной корабль не мог, и для его буксировки был выделен крейсер "Красный Кавказ". В 19.00 портовые буксиры повели "Ворошилов" из Новороссийска на рейд. В тот момент, когда корабль проходил ворота порта, начался очередной налет - немецкие самолеты сбрасывали на парашютах мины. Одна из них пролетела над кораблем и упала за воротами порта рядом с фарватером. Крейсер зенитный огонь не открывал.
"Ворошилов" был взят на буксир "Красным Кавказом", и в 1.00 3 ноября корабли начали движение. Поврежденный крейсер все время стремился катиться влево. Тогда левую машину застопорили, а правой дали "задний ход" (30 об/мин). Скорость буксировки не превышала 3-4 узлов. К утру 4 ноября машинистам, работавшим почти сутки в затопленном румпельном отделении в легководолазных костюмах, удалось переключить масляные гидравлические магистрали и поставить перо руля в нейтральное положение, а затем перейти на ручное управление. Отдав буксир, "Ворошилов" пошел далее своим ходом, развивая до 20 узлов. При изменении курса скорость снижалась, и руль перекладывался вручную усилиями 12 человек. В 15.00 4 ноября "Ворошилов" ошвартовался у 13-го причала Поти.
Ремонт корабля выполнял завод № 201, применив впервые на флоте специально построенный кессон - так называемый бездоковый метод. 18 марта 1942-го крейсер вступил в строй.
На следующий день в 12.00 "Ворошилов" снялся со швартовов и на буксире вышел из Поти. В 12.55 он отдал буксир и вместе с эсминцем "Свободный" 26-узловым ходом направился в Феодосийский залив для обстрела позиций противника. В 2.05 ночи крейсер лег на боевой курс и снизил скорость до 12 узлов. В 2.12 с дистанции 147 кбт он открыл огонь по селу Аржиголь; в 2.22 перенес огонь на Большие Камыши (дистанция 132 кбт), а в 2.32 - на Владиславовку (188 кбт). В 3.39 крейсер лег на новый курс и с дистанции 146 кбт обстрелял селение Малые Камыши. По четырем целям было выпущено 190 снарядов главного калибра, стрельба велась по площадям. В 4.30 к "Ворошилову" присоединился "Свободный", корабли развили скорость 26 узлов и в 11.30 вошли в Туапсе.
2 апреля 1942 года в 19.30 крейсер вместе с лидером "Ташкент" вышел из Новороссийска для обстрела противника в Феодосийском заливе. Корабли сначала шли на запад, а в полночь повернули на север. 3 апреля в 1.03 крейсер лег на боевой курс, снизив скорость до 12 узлов. В 1.14 с дистанции 191 кбт он открыл огонь по Владиславовке, выпустив за 10 минут 79 снарядов. В 1.27 крейсер начал отход, соединился с "Ташкентом" и в 9.30 ошвартовался у Элеваторной пристани Новороссийска.
10 апреля десять самолетов Ю-88 сбросили на порт до 50 крупных фугасных бомб. От их осколков в корпусе крейсера появилось множество мелких пробоин, имелись убитые и раненые. Поэтому 11 апреля корабль перешел в Батуми.
8 мая началось наступление немецких войск на Керченский полуостров. Командующий Северо-Кавказским направлением маршал Советского Союза С.М.Буденный поставил перед флотом задачу - выделить корабли для обстрела войск противника.
В ночь на 10-е крейсер "Ворошилов" и лидеры "Ташкент" и "Харьков" обстреляли район Таш-Алчин. В светлое время суток они отошли в район дневного маневрирования, а в ночь на 11 мая повторили обстрел. Стрельба велась в темное время суток по площадям, и ее эффективность, видимо, была невысокой.
19 мая командир ОЛС получил от командующего флотом приказ доставить из Батуми в Севастополь 9-ю бригаду морской пехоты, использовав для ее перевозки крейсер "Ворошилов" и эсминцы "Сообразительный" и "Свободный". Приказ предусматривал приход кораблей в главную базу около часа ночи, разгрузку в течение полутора часов и выход в обратный рейс не позже 3.00, а также движение в море на большой скорости. В Стрелецкой бухте, на случай тумана, в готовности к встрече кораблей стояли тральщики и сторожевые катера. На крейсер погрузили 36 орудий, 12 минометов, автомашины, обоз, 280 т грузов и 2485 бойцов и офицеров, а на эсминцы - по 300 бойцов и 30 т груза.
27 мая в 1.45 корабли вышли из Батуми. На крейсере находился командир отряда контр-адмирал Н.Е.Басистый. Корабли должны были следовать 22-узловым ходом на запад южной частью моря; перед наступлением темноты тех же суток повернуть от анатолийского побережья на север и, увеличив ход до 30 узлов, к полуночи прибыть в Севастополь; по входному фарватеру главной базы идти 18-узловым ходом, а за кромкой минного поля - 30-узловым. Около 19 часов немецкие самолеты-разведчики обнаружили отряд, и через 20 минут "Ворошилов" с большой высоты был атакован тремя бомбардировщиками. Своевременно открытый зенитный огонь и маневр на уклонение позволили избежать попаданий. В 20.16 три бомбардировщика пытались выйти в атаку со стороны заходящего солнца, но корабли повернули на контркурс и сбили расчеты летчиков - бомбы упали за кормой. В 20.43 появились семь немецких торпедоносцев; они разделились на две группы, но и на этот раз умелый маневр кораблей свел на нет усилия противника. Торпеды, сброшенные первой парой, прошли мимо крейсера. Так же успешно был отражен второй, а в 20.51 - и третий авианалеты. На подходе к боновому заграждению Севастопольской бухты на "Ворошилова" вновь напал самолет-торпедоносец. Сброшенная им торпеда взорвалась на берегу в районе Херсонесского музея. В 21.30 корабли прибыли в Севастополь. Крейсер ошвартовался к Угольной пристани, носом на выход. На нем были приготовлены специальные лотки для выгрузки боеприпасов: с левого борта - на причал, а с правого - на поданную баржу. Орудия, автомашины, походные кухни сгружали по сходням и корабельными стрелами, и краном. Для приема раненых дополнительно развернули медицинские и операционные пункты. Выгрузка заняла полтора часа.
Взяв на борт 406 раненых, корабль вышел из Севастопольской бухты в 3.00, эсминцы несколько раньше. В 8.17 на корабли с высоты 3500 м сбросил четыре бомбы Хе-111. Они упали в 50 м от кормы "Свободного". Через 4 часа корабли атаковали две группы торпедоносцев. По четыре самолета устремились с траверзных курсовых углов, одновременно с кормы на высоте 3500 м шли три бомбардировщика. Эсминцы, находившиеся в 12 кбт на траверзах крейсера, встретили неприятеля мощным зенитным огнем и заставили его сбросить торпеды далеко от "Ворошилова". Но одной атакующей паре удалось обойти "Сообразительный" и прорваться к крейсеру. Командир корабля Ф.С.Марков поворотом на контркурс уклонился от двух сброшенных торпед. В ходе боя корабли сбили два Хе-111, причем один из них был уничтожен огнем главного калибра крейсера, с использованием ночного визира 1-Н.
Пока отряд дошел до Туапсе, его еще шесть раз безуспешно атаковали одиночные самолеты и небольшие группы бомбардировщиков. Во время этого похода у "Ворошилова" вышла из строя турбина высокого давления ГТЗА правого борта и, прибыв в базу, он встал на ремонт, а уже 24 июля вышел в море для боевых учений и испытаний турбин.
Награжден медалью "За оборону Севастополя"
19 ноября 1942 года Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов потребовал подготовить несколько групп надводных кораблей для набеговых действий на удаленных морских коммуникациях противника у западного побережья Черного моря. Получив такое указание, штаб эскадры разработал план операции. Первому отряду, в который включили "Ворошилов", лидер "Харьков" и эсминец "Сообразительный", предстояло действовать в районе порта Сулина. При этом крейсер утром 1 дека¬ря должен был с дистанции 180 кбт обстрелять Сулину (расход боезапаса - 400 180-мм снарядов), эсминец - разрушить радиостанцию на острове Фидониси (Змеиный) и подавить расположенную на материковом побережье батарею. Лидер должен был совместно с "Сообразительным" осмотреть остров с востока и севера, а затем, действуя самостоятельно, произвести поиск плавсредств противника у румынского побережья и, если позволит обстановка, обстрелять порт Бургас.
Второй отряд, состоявший из эсминцев "Беспощадный" и "Бойкий" под командованием капитана 2 ранга П.А.Мельникова, должен был произвести поиск судов противника между мысами Калиакра и Шаблер, а затем обстрелять порт Мангалия. Действиями отрядов руководил командующий эскадрой вице-адмирал Л.А.Владимирский (флаг на "Ворошилове"). На основе данных подводных лодок, действовавших в районе предстоящего маневрирования крейсера, штаб флота сделал вывод, что мины в этом районе отсутствуют.
Первый отряд 29 ноября в 17.25 вышел из Батуми и 18-узловым ходом направился к западному побережью. В 5.00 1 декабря корабли поставили параваны, а в 7.28 открылся остров Фидониси. В 7.46 "Сообразительный" начал его обстрел; минутой позже с дистанции 40 кбт на скорости 8 узлов открыл огонь "Ворошилов". Крейсер стрелял главным калибром (трехорудийными залпами) и 100-мм батареей правого борта. Неприятель противодействия не оказывал.
В 7.58 обстрел был прекращен, израсходовано 46 180-мм и 57 100-мм снарядов. В 7.57 сигнальщик крейсера доложил: "Перископ слева сорок пять градусов", и корабль резко отвернул влево. Хотя быстро выяснилось, что за "перископ" приняли низко погрузившуюся веху, строй кораблей сбился.
Через 10-11 минут "Сообразительный", державшийся примерно в 4 кбт по курсовому углу 10-15°, подсек правым параваном мину и тотчас дал сигнал на крейсер. Командующий эскадрой Л.А.Владимирский, получив это донесение, посчитал, что существование минных заграждений в 23 милях от Сулины маловероятно. Кроме того, он видел успешное применение параванов на эсминце. Выход задним ходом из минированного района привел бы к перепутыванию параванов, их пришлось бы менять и, следовательно, задержаться в условиях светлого времени и хорошей видимости вблизи берегов противника. Вероятность встретить мины в других районах была не меньшей, а обнаружение одной мины еще не давало оснований для отказа от обстрела порта. Поэтому командующий эскадрой решил продолжать движение прежним курсом со скоростью хода 12 узлов.
Однако в 8.06 в параване крейсера по правому борту неожиданно взорвалась мина (в районе 83-90-го шп., в 15-20 м от борта). Взрывом корабль подбросило, столб воды поднялся выше КДП, в дымовые трубы и вентиляционные шахты попала большая масса воды. Погас свет, вышел из строя носовой гирокомпас, два лага, телеграфы, телефон, с поста бомбометания выбросило за борт шесть бомб Б-1. Вследствие повреждения питательных насосов первого, второго и третьего котельных отделений, а также большого количества воды, попавшей в первую трубу при взрыве мины, сел пар, ход сразу упал до 5- 6 узлов. Командир тотчас попытался дать задний ход. Но турбины могли обеспечить только 60 об/мин, что не могло даже погасить инерцию движения корабля. Считая, что движение задним ходом после погашения инерции сопряжено с риском повредить или даже потерять его кормовую оконечность (так как, следуя назад, вновь пришлось бы пересекать линию минных заграждений), командующий эскадрой немедленно распорядился дать передний ход, полагая, что повреждение носовой части крейсера менее опасно, чем кормы.
Приказ был выполнен. Но через минуту, в 8.07 последовал еще более мощный взрыв с левого борта в районе 83-90-го шп., в 10-15 м от борта. Крейсер вновь подбросило. Но он уже начал развивать ход и в дальнейшем, описав пологую циркуляцию влево, вышел из опасного района.
Оказавшись на минном поле, крейсер и эсминец повторили ошибку кораблей, действовавших в аналогичных условиях в начале войны. После подсечения мины по наставлениям следовало выходить задним ходом, ни в коем случае не отклоняясь от первоначального курса. "Сообразительный" при развороте на минном поле подвергался большой опасности. "Ворошилов», получив сигнал с эсминца, на какое-то время застопорил ход, а затем продолжил движение вперед. Но параваны на малом ходу не подсекали мины, а подтягивали их к борту. Кроме того, немцы в якорных минах применяли гофрированные трубки, которые не перерезались резаком паравана.
В результате взрыва двух мин в корпусе "Ворошилова" в районе 83-93-го шпангоутов обоих бортов разошлись швы и вылетело множество заклепок. Оказалась затопленной большая часть нефтяных цистерн и креновых отсеков. Вода стала поступать также в первый подбашенный и второй дифферентный отсеки. Электротелеграфы, центральные автоматы стрельбы, стабилизированные посты наводки, освещение и телефонная связь вышли из строя. Нефтяные насосы во всех котельных отделениях, кроме кормового, остановились. Получили различные повреждения пожарная, маслоохладительная и санитарная магистрали, лопасти крылаток котельных турбовентиляторов, сами же вентиляторы оказались сдвинутыми с фундаментов. Была повреждена кирпичная кладка у четырех котлов. Разбились отражатели боевых прожекторов; пострадала и осветительная арматура. Вышла из строя артиллерийская оптика, были сорваны со своих мест агрегаты радиостанций и аппаратура радиоцентра, крейсер лишился радиосвязи.
К счастью, личный состав крейсера потерь не имел. Экипаж "Ворошилова" сразу же приступил к устранению повреждений. Уже через минуту после второго взрыва было восстановлено освещение, а еще через две - работали котлы, в 8.20 корабль смог развивать ход 30 узлов. Электротелеграфы, освещение, телефонная связь начали действовать спустя 10-15 минут. Для восстановления радиоаппаратуры потребовалось 20 минут. Через 40-45 минут аварийные партии предотвратили распространение воды по кораблю и полностью приостановили ее поступление из-за борта.
Крейсер и эсминец, прервав операцию, направились в базу. Лидер "Харьков" в 7.48 отделился от отряда, обстрелял северную часть острова, а затем пошел к Бургасу. После подрыва крейсера он получил приказ возвращаться, в 8.58 повернул на курс отхода и в 16.00 присоединился к крейсеру и эсминцу.
2 декабря в 10.25 сигнальщик "Ворошилова" обнаружил самолет типа "Гамбург" (По всей вероятности - гидросамолет "Хейнкель-115") - 100-мм орудия выпустили по нему 14 снарядов. В 11.30 крейсер прибыл в Поти и ошвартовался у причала № 3. За 67 ч 32 мин он прошел 1271,1 мили.
10 декабря "Ворошилов" встал на завод № 201 в ремонт, продлившийся до 30 января 1943-го. При ремонте корпуса использовался тот же кессон, который был изготовлен для него в конце 1941-го.
27 января 1943 года Черноморская группа войск совместно с флотом начали наступательную операцию по освобождению Но¬вороссийска и Таманского полуострова. В числе других перед ЧФ была поставлена задача огнем корабельной артиллерии содействовать частям 47-й армии в прорыве обороны противника на участке гора Колдун - цементные заводы. Для этого был выделен отряд огневого содействия в составе крейсера "Ворошилов" и эсминцев "Бойкий", "Беспощадный" и "Сообразительный".
В 18.10 31 января крейсер вместе с эсминцами вышел из Поти под флагом командующего эскадрой Л.А.Владимирского. Отряд лег на курс 315° и развил скорость 28 узлов. Перед выходом в море на корабли выдали ко¬ординаты объектов удара. Стрельбу должны были обеспечивать корректировочные посты и самолеты. К 4 часам 1 февраля, как и было предусмотрено планом, корабли подошли к побережью северо-западнее Геленджика. Для уточнения кораблями своего местоположения относительно позиций советских войск гидрографы флота в заранее установленных точках на берегу разожгли несколько костров. По этим ориентирам штурманы кораблей выдали исходные данные для расчета стрельбы. "Ворошилов», не установивший надежной радиосвязи с береговым корректировочным постом, был вынужден стрелять по площадям. Корабли уменьшили скорость до 12 узлов и легли на боевой курс, параллельно береговой черте.
В 4.30 с дистанции 125- 130 кбт они открыли огонь. В этот момент для облегчения наводки орудий и повышения точности стрельбы ряд целей был освещен светящимися авиабомбами, сброшенными с самолетов МБР-2. В 5.11 артиллерийский налет закончился. Крейсер израсходовал 240 180-мм снарядов. Корабли отошли от берега, увеличили скорость до 26 узлов и в 15.40 благополучно вернулись в Поти. В результате этой операции было уничтожено около 50 дотов и дзотов, разрушено большое количество блиндажей, траншей и ходов сообщения. Зарегистрировано 8 больших пожаров и взрывов, предположительно, складов боеприпасов. Противник понес значительные потери в живой силе. Стрельба крейсера и эсминцев получила высокую оценку командования фронтом.
Награжден медалью «За оборону Кавказа»
17 февраля крейсер перешел из Поти в Батуми. После гибели 6 октября 1943 года от ударов немецкой авиации лидера "Харьков" и эсминцев "Беспощадный" и "Способный". Ставка Верховного Главнокомандования использование без ее ведома эсминцев и более крупных кораблей на Черном море запретила.
С 22 июня 1941 по 1 января 1944 года крейсер "Ворошилов» за 1097,5 ходового часа прошел 7645 миль, стоянка с прогретыми машинами составила 848 ч, стоянка с дежурным главным котлом - 5180 ч. Расход топлива - 21 326т.
18 августа 1944 года "Ворошилов" перебазировался в Новороссийск, а 5 ноября в составе эскадры ЧФ под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Н.Е.Басистого совершил переход из Новороссийска в Севастополь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года "За отличное выполнение боевых заданий командования, мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками", крейсер "Ворошилов" был награжден орденом Красного Знамени.
Констанцский десант 29-30 августа 1944 года - оперативный десант советского Черноморского флота в ходе Ясско-Кишиневской операции Великой Отечественной войны, с целью занятия главной румынской военно-морской базы.
План и подготовка операции
В главной военно-морской базе Румынии Констанца в ходе Великой Отечественной войны базировался не только румынский флот, но и германские и итальянские ВМС на Чёрном море. Расположение Констанцы позволяло её силам контролировать северную часть Чёрного моря. Поэтому в ходе войны Констанца многократно подвергалась ударам советского флота и авиации, а в начавшейся 20 августа 1944 года Ясско-Кишиневской наступательной операции была одной из главных целей наступления войск 3-го Украинского фронта (командующий Маршал Советского Союза Толбухин Ф. И.). Успешное развитие операции и победа Августовского восстания в Бухаресте позволили командованию советского Черноморского флота самостоятельно провести операцию по захвату Констанцы.
28 августа 1944 года командующему румынским флотом адмиралу Мэчеларцу через пленного румынского офицера был передан ультиматум— весь флот перевести в Сулину и передать советскому командованию, немецкие экипажи— арестовать и также передать советскому командованию. В 12 часов 45 минут следующего дня, 29 августа, был получен ответ о согласии на советские условия. Там же извещалось, что немецкие корабли покинули Констанцу. Командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С.Октябрьский решил срочно занять Констанцу.
Были срочно собраны 30 торпедных катеров и 6 катеров малый охотник, которые к вечеру вышли двумя отрядами из дельты Дуная к Констанце, имея на борту около 800 солдат и офицеров 143-го и 384-го отдельных батальонов морской пехоты. Действия десанта
29 августа 1944 года в 19 часов 55 минут на озере Зюджал близ Констанцы приводнились несколько советских гидросамолётов, высадившие посадочный десант. В 4 часа утра 30 сентября прибыл первый отряд советских катеров с десантом. Он был встречен на подходе румынским катером и на него была пересажена часть группы сапёров, разминировавшей проход в порт через минные поля для советских кораблей. В 6 часов 10 минут утра благополучно прибыл второй отряд десанта. Были без сопротивления со стороны румын заняты штабы румынского флота и военно-морской базы, её важнейшие объекты. Ввиду отсутствия сопротивления и того, что Румыния объявила войну Германии, румынские экипажи занятых кораблей были распущены по домам.
Всего в порту Констанцы были заняты советскими моряками 4 эсминца, 1 миноносец, 2 румынские подводные лодки, 4 малые итальянские подводные лодки, 1 плавбаза, 7 минных заградителей, несколько тральщиков и катеров.
В ночь на 31 августа в гавань скрытно проникла немецкая подводная лодка, выпустившая 2 торпеды: первая подожгла топливный причал, вторая потопила румынский транспорт.
Награжден Орденом «Красной звезды»
Тов. ПЛОНИКОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ с января 1942г служит на крейсере «ВОРОШИЛОВ» где участвовал в обстреле Сулима и Новороссийска. Все возлагаемые на него обязанности выполнял отлично.
При захвате румынского флота захватил со своей группой арт. погреб и проявил при этом мужество и отвагу.
В кратчайший срок освоил материальную часть (румынского эсминца «МАРЕШТИ») и обучил личный состав своего отделения, чем обеспечил безопасность перевода корабля в советскую базу.
Представлен к награждению орденом «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ».
Командир эскадренного миноносца «Железняков».
Капитан 3 ранга Ковригин.
17 октября 1944года

Награжден медалью «За победу над Германией»
И дальше продолжил службу в качестве командира отделения на эсминце «Марешти» который вошел в состав Черноморского флота под названием «ЛОВКИЙ».



Награды

Орден "Красной Звезды

Орден "Красной Звезды

Орден «Красной звезды» учрежден в апреле 1930 года. В наградной системе Советского государства он был одним из первых боевых орденов, учрежденных до Великой Отечественной войны. Авторами эскиза знака являются Куприянов В. К. – художник, и Голенецкий В. В. – скульптор. Они же авторы ордена Ленина. Статут определяет награждение военнослужащих СА, ВМФ, погранвойск, войск МВД, сотрудников госбезопасности, а также различные госучреждения, воинские части и соединения, военные корабли. В числе награжденных могут быть и иностранные граждане. Награждение производится за определенные заслуги в обороне и обеспечении безопасности Советского государства как в мирное, так и военное время. Право представления к награждению принадлежало командным структурам Министерства Обороны, Министерства Внутренних Дел и Комитета Государственной Безопасности Советского Союза. Статут в течение его существования изменялся несколько раз. Окончательная редакция статута утверждена в марте 1980 года. Согласно статута марта 1980 года, знак ордена надлежало носить после «Отечественной войны» 2 ст. на правой стороне груди. Конструкция знака «Красной Звезды» достаточно проста и представляет собой звезду, покрытую красной эмалью. В центре размещен круглый щит, на котором нанесено изображение красноармейца в форменной шинели, буденовке, с винтовкой наперевес. Вокруг щита нанесена надпись «Пролетарии всех стран соединяйтесь», а на нижней его части - «СССР». Ниже расположено изображение серпа и молота. Материал, из которого он изготавливался, серебро. Все детали, за исключением звезды, оксидированы. Для крепления к одежде в конструкции предусмотрен резьбовой штифт и гайка, расположенные на оборотной стороне. Орденская лента на планке - муаровая, шелковая, темно – красного цвета. Посередине ленты нанесена серая полоса. За все время существования в наградной системе СССР, с 1930 по 1994 годы, внешний облик знака ни разу не был изменен. Изготовлен из серебра 925° и латуни с использованием рубиново-красной эмали. Размер между противолежащими концами звезды - 47,5 мм. Сделан из двух искусно спаянных между собой деталей. Такая конструкция напоминает конструкцию первого типа орд. Ленина. Внутри знак полый. В центре аверса звезды припаивался медальон. Красноармеец на медальоне развернут прямо, а не вправо, как на последующих типах. Реверс так же отличается от последующих типов. В центре припаяны латунный винт, а в основании двухступенчатый фланец, выступающий над поверхностью реверса. Клеймо "ГОЗНАК" выбито ниже основания винта. Порядковый номер выбит в верхней части реверса, над винтом, цифрами высотой 1,5 мм. Диаметр серебряной гайки крепления — 36 мм. В центре реверса гайки припаяна двухступенчатая латунная шайба с резьбовым отверстием. Всего изготовлено около 800 экз. Самый маленький известный номер — 18, а самый большой — 781. Первые награждения «Красной Звездой» состоялись в 1930 году. Знак под номером первым получил Блюхер В. К. за успешно проведенную военную операцию на КВЖД. В этом же году были награждены советские летчики, совершившие «Большой Восточный» авиаперелет. Всего в тридцатые годы было произведено более двадцати тысяч награждений. В числе награжденных значатся семнадцать различных воинских частей и других государственных учреждений. Наибольший пик награждений пришелся на 1938 год, когда Красная Армия вела бои у озера Хасан. В этот год состоялось почти две тысячи награждений орденом «Красная Звезда». Первое награждение в истории Великой Отечественной войны состоялось в июле 1941 года. Кавалером стал младший сержант Беловол Д. А. , стрелок – радист бомбардировщика. Он был награжден за то, что в воздушном бою, сам, будучи ранен, сбил три немецких самолета. А за все время, что шла война, было награждено почти три миллиона человек, свыше полутора тысяч воинских частей Советской армии и ВМФ. Четырнадцать войсковых частей, состоявших из иностранных граждан, в основном из Чехословакии и Польши.

Медаль "за оборону Севастополя"

Медаль "за оборону Севастополя"

Медаль За оборону Севастополя Учреждение медали За оборону Севастополя Ярчайшей страницей истории Великой Отечественной войны стала легендарная оборона Севастополя главной базы советского Черноморского флота. Не впервой было черноморским морякам отстаивать свой город от врага - еще в Крымскую войну 1853- 1856 годов Севастополь выдержал 348 дней осады превосходящих сил коалиционных войск Англии, Франции, Турции и Сардинии и только по приказу был организованно оставлен его защитниками. Тогда же была учреждена и серебряная наградная медаль «За защиту Севастополя», которую носили на почетной оранжево-черной георгиевской ленте. В Великую Отечественную войну город снова продемонстрировал всему миру величие духа и боевое мастерство черноморских моряков, офицеров и солдат Красной Армии и севастопольцев, грудью ставших на защиту города. Война пришла в Севастополь в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 года. Именно тогда орудия кораблей Черноморской эскадры и зенитные батареи открыли огонь по фашистским самолетам, рвавшимся к городу. Не случайно первое сообщение о боевом контакте с агрессорами пришло в Москву из Севастополя, так как город был уже готов к отражению нападения. Во время первого налета не погиб ни один корабль Черноморской эскадры. Но впереди Севастополь ждали тяжелые испытания. Уже в ноябре гитлеровцы предприняли попытку взять город с суши. К этому времени в ряды защитников города влились моряки и пехотинцы, эвакуированные из Одессы. Все атаки врага были отбиты с огромными для него потерями. И позднее фашисты неоднократно предпринимали наступления. С целью быстро овладеть черноморской твердыней гитлеровское командование сосредоточило против оборонявшихся, имевших в своих рядах немногим более ста тысяч человек, более чем двухсоттысячную армию, превосходившую силы защитников по орудиям и минометам в три раза, по самолетам - в 10 раз, а по танкам - в 12 раз. Но защитники, испытывавшие нехватку боеприпасов и продовольствия, стойко оборонялись 250 дней, совершили множество немеркнущих подвигов. Грозной силой стал для гитлеровцев Черноморский флот. Советские корабли наносили мощные удары по вражеским объектам, надводные суда и подводные лодки доставляли в осажденный город боеприпасы и воинские пополнения. За время обороны в Севастополь морским путем прибыло более 90 тысяч бойцов и 21 тысяча тонн различных грузов. Кроме того, из города на кораблях было вывезено на Большую землю 30 тысяч раненых и 15 тысяч человек гражданского населения. На последнем надводном корабле, пробившемся в Севастополь в конце июня 1942 года, было вывезено спасенное моряками полотно знаменитой панорамы «Оборона Севастополя в 1854-1855 гг.». Героически сражались летчики и пехотинцы, артиллеристы и минометчики. Моряки Черноморского флота, сойдя на берег, проявляли чудеса храбрости. Награждение медалью "За оборону Севастополя" Газета «Правда» писала 15 июля 1942 года: «Стойкость защитников Севастополя, их мужество, их доблесть беспримерны. На подобный героизм способны только люди, для которых свобода, честь, независимость и процветание своей Родины, своего государства превыше всего, превыше жизни». 9 мая 1944 года советские войска мощным штурмом освободили Севастополь. Снова над городом взвилось красное знамя. Черноморская твердыня, сопротивлявшаяся врагу в начале войны 250 дней, была освобождена теперь в течение трех дней. 22 декабря 1942 года, когда город еще находился во вражеских руках, Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Севастополя», созданную по эскизу художника Н. И. Москалева. Все активные участники защиты города в 1941 - 1942 годах - и военные, и гражданские лица получили право на эту награду. В настоящее время выдано около 50 000 медалей. 1 мая 1945 года Севастополю присвоено почетное наименование «город-герой» а 8 мая 1965 года ему вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Медаль «За оборону Севастополя» изготавливалась в форме крута диаметром 32 миллиметра. Материалом для медали служила латунь. На лицевой стороне в выпуклом круге диаметром 22 миллиметра изображены по грудь повернутые влево красноармеец и краснофлотец. На ободке шириной 5 миллиметров из-под центрального круга выступают концы двух стволов орудий и якоря. В верхней части ободка, на щитке расположена пятиконечная звезда, а по его окружности выпуклыми буквами написано «ЗА ОБОРОНУ СЕВАСТОПОЛЯ».

Медаль "За оборону Кавказа"

Медаль "За оборону Кавказа"

Медаль За оборону Кавказа Медаль «За Оборону Кавказа» выдавалась всем защитникам Кавказа от гитлеровских захватчиков, которые принимали участие в оборонительных сражениях в период с июля 1942 по октябрь 1943 в результате которых враг не смог захватить этот стратегически важный район, снабжавший армию и всю страну нефтью. Оборона Кавказа и Закавказья В предвоенный период месторождения Баку и Северного Кавказ являлись одними из крупнейших в мире источниками сырья для получения топлива, там добывалось около 90 процентов всех нефтепродуктов Советского Союза. Потеря этого источника оставляла СССР практически без топлива, поэтому немецкое командование выбрало данное направление в качестве одного из основных. В целях захвата Кавказа и Закавказья был разработан отдельный стратегический план получивший название «Эдельвейс». Для выполнения поставленных задач предназначалась группа армий «А». В составе, которых насчитывалось боле 160 тысяч человек, около 1100 танков, 4500 минометов и орудийных расчетов, более тысячи единиц авиационной техники. В ходе развернувшихся боев эти силы были значительно увеличены. Одновременно группа армий «Б» должна была направиться на захват Сталинграда. Советские войска на Кавказском направлении существенно уступали по численности фашистским захватчикам. В обороне принимали участие всего 110 тысяч человек, 2100 орудий, минометов и других видов военной техники. Такое соотношение сил ставило советские войска в безвыходное положение, главным стало остановить наступление противника любой ценой, измотать его, лишить инициативы, чтобы в дальнейшем перейти в контрнаступление. По этим причинам, весь период с июля по конец 1942 года, действия Красной Армии несли в основном оборонительный характер. В результате враг был остановлен и его потери составили более 100 тысяч погибшими и сдавшимися пленными. И только в январе 1943 года, Советские войска, развивая успех победы под Сталинградом, перешли в контрнаступление, тем самым, начав полное изгнание гитлеровцев с Кавказа. В феврале 1943 года группа советских альпинистов из состава 46 армии сбросила с вершин двуглавого Эльбруса немецкие флаги, установленные там альпийскими стрелками из горной дивизии «Эдельвейс», восстановив над главной вершиной Кавказа красные советские знамена. Учреждение медали За оборону Кавказа К первому мая 1944 года была учреждена медаль «За Оборону Кавказа» разработанная художником Н.И. Москалевым. В центре лицевой стороны медали изображена гора Эльбрус, отличительный символ Кавказа. Под которой расположены советские танки, защищаемые ими нефтяные вышки, в верхней части медали размещено летящее звено из трех самолетов. Вдоль всей окружности медали расположен венок из цветов и гроздьев винограда. К награждению медалью «За Оборону Кавказа» были представлены гражданские и военные лица, которые принимали участие в обороне Кавказа в течение более трех месяцев. Число награжденных этой медалью составило около 870 тысяч человек.

Медаль "За победу над Германией"

Медаль "За победу над Германией"

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» учреждена Указом Президиума ВС СССР от 9 мая 1945 года. Авторы медали — художники Е. М. Романов и И. К. Андрианов. Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждались: • все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах; • все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, служившие в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, но выбывшие из них по ранению, болезни и увечью, а также переведённые по решению государственных и партийных организаций на другую работу вне армии. Согласно дополнению к Положению о медали, утверждённом постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 05.07.1945, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждался также личный состав органов Народного Комиссариата внутренних дел и Народного Комиссариата государственной безопасности СССР[1]. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За оборону Советского Заполярья». Лица, награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», впоследствии имели право на награждение юбилейными медалями:

Фотографии

Семья солдата

СЕМЬЯ ДУБРОВИНЫХ 1915ГОД.
СЕМЬЯ ДУБРОВИНЫХ 1915ГОД.

ЖЕНА ПЛОТНИКОВА НИКОЛАЯ АНТОНИНА
ЖЕНА ПЛОТНИКОВА НИКОЛАЯ АНТОНИНА

НА ВЕРХНЕМ ФОТО В ЦЕНТРЕ СЕМЬЯ ПЛОТНИКОВЫХ С ПЛЕМЯННИКОМ НА РУКАХ
НА ВЕРХНЕМ ФОТО В ЦЕНТРЕ СЕМЬЯ ПЛОТНИКОВЫХ С ПЛЕМЯННИКОМ НА РУКАХ

ДЕТИ ПЛОТНИКОВЫХ: ЮРИЙ И СЕРГЕЙ В 60-Х ГОДАХ
ДЕТИ ПЛОТНИКОВЫХ: ЮРИЙ И СЕРГЕЙ В 60-Х ГОДАХ

НАСЛЕДНИКИ: ПЛОТНИКОВЫ, КИРЬЯКОВЫ, ДУБРОВИНЫ. 2008г.
НАСЛЕДНИКИ: ПЛОТНИКОВЫ, КИРЬЯКОВЫ, ДУБРОВИНЫ. 2008г.

В ЭТОМ ДОМЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ ЖИЛИ ДУБРОВИНЫ И ПЛОТНИКОВЫ.
В ЭТОМ ДОМЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ ЖИЛИ ДУБРОВИНЫ И ПЛОТНИКОВЫ.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: