Василий
Андреевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Когда мы говорим о мужестве и стойкости защитников Ленинграда, должны знать и помнить о том, что множество защитников складывалось из конкретных людей: солдата, матроса, специалиста по ремонту кораблей, рабочего. Я хочу рассказать о cвоем дедушке, Василии Андреевиче Пискунове, который принимал участие в обороне Ленинграда. Пискунов Василий Андреевич родился 14 января 1922 года в селе Солоновка Новичихинского района. Семья по тем временам была маленькой: родители и два сына. Мама умерла когда мальчишки были маленькими. Отец Василия работал в Солоновской МТС, сыновей видел редко – то уборка, то вспашка зяби и бесконечные ремонты в мастерской. В 1929 году пошел в начальную школу и в 1933 году окончил ее на одни «5». Василий рос крепким, сильным, так как приходилось много помогать родителям по хозяйству и выполнять посильную работу во вновь образовавшимся колхозе: собирали колоски, пололи пшеницу, помогали в сборе овощей. После окончания начальной школы, хотя многие его товарищи не пошли в 5 класс, он твердо решил, а отец его поддержал, что будет учиться дальше. Вместе со своим товарищем Поповым Семеном они пошли учиться в Поспелихинскую среднюю школу, которая была расположена на станции Поспелиха. Интерната при школе не было, денег, лишних продуктов, чтобы рассчитываться за квартиру, было очень мало, поэтому друзья, если позволяла погода добирались до школы осенью и весной пешком, а зимой на лыжах. Людмила Васильевна, его дочь ( моя мама), рассказала о том, что ее отец, вспоминая о своей учебе, рассказывал, что не раз зимой плутал во время буранов, несколько раз обмораживал руки, но учиться не бросил. Сохранился дневник ученика 10 класса Пискунова Василия и если посмотреть на страницу «Сведения об успехах в занятиях и поведении ученика», то увидишь, что за весь учебный год пропущено 20 уроков, экзамены все сданы на «отлично», а их было ни много, ни мало 9 и школу окончил на одни «5». Рассказывая о школе своим дочерям, он вспоминал учителей, много рассказывал о преподавателях литературе – Пономареве В.И., истории – Щербинине П.И., о том как учились военному делу на военной подготовке. Не успел прозвенеть последний звонок, учебный год закончился 18 мая, как пришла повестка из военкомата. Ни Василий, ни его близкие даже не предполагали того, что только спустя 7,5 лет он вернется в родную Солоновку. «2.06. 1940 прибыл из РВК и зачислен в списки РККА» - так звучит запись в военном билете. 18 – летний юноша оказался далеко от родного дома, в Ленинграде, в 5 – ой морской пограничной школе МВФ, в должности курсанта и командира отделения мотористов. 30 сентября 1940 курсант Пискунов Василий Андреевич принял Военную присягу. Учеба продолжалась с сентября 1940 по июнь 1941 года. Учеба на моториста давалась легко, так как он часто помогал отцу в МТС ремонтировать имеющуюся технику, летом на каникулах работал на тракторе, водил машину. В июне 1941 года курсант Пискунов Василий в должности командира отделения мотористов назначен в 5–ый дивизион сторожевых катеров ОВР НВР. (Береговая охрана) С июля 1941 года немцы начали систематические артналеты на город, а 8 сентября они полностью опоясали стальным кольцом войска Ленинградского фронта и Балтийского флота, лишь узкая полоска водного пространства связывала Ленинград с Большой землей. Военные корабли Балтийского флота, сосредоточенные в гаванях Кронштадта, на Неве, ее притоках, линкоры и крейсеры, эскадронные миноносцы. Канонерские лодки находились на позициях. Они день и ночь обрушивали смертоносный огонь на головы фашистов, поэтому немецкое командование осуществляло целенаправленные массированные налеты на корабли флота. Вместе с наземной артиллерией корабли создали мощную огневую преграду вокруг города, которую враг так и не смог преодолеть, но кораблям необходим был ремонт и как специалиста, его направили в одну из ремонтных мастерских, но часто ремонт производился не доках, а на кораблях, стоящих на рейде. В конце сентября он и несколько специалистов из ремонтной мастерской были переведены из Балтийского флота в Ладожскую военную флотилию. В первое время их главной целью было переоборудование гражданских судов в канонерки, тральщики, военные транспорты. Основная работа развернулась с окончанием осенней навигации.
Боевой путь
Воспоминания
Василий Андреевич Пискунов
Как вспоминал старшина 1–ой статьи Пискунов В.А., особенно сложной и тяжелой была зима 1941- 1942 года.
Ремонт судов начали сразу после осенней навигации 1941 года. Условия были чрезвычайно тяжелые. Главная трудность заключалась в том, что суда невозможно было перевести в Ленинград, где находились судоремонтные заводы. Большинство кораблей Ладожской флотилии стояли во льдах в районе Осиновец – Морье. Приходилось необходимые станки вывозить из города. В районе Осиновец – Морье был организован филиал ленинградского завода «Юный водник». Базой этого судоремонтного пункта был небольшой пароходик «Симферополь», на котором установили станки, привезенные из Ленинграда. Часто мастерские монтировали на суше, вырыв землянку.
В мастерских, в примитивных условиях, изготавливали необходимые запчасти, ремонтировали боевую технику: орудия, пулеметы, танки.
Другой, не менее важной проблемой была нехватка квалифицированных специалистов. Для проведения успешного ремонта Военным советом Ленинградского фронта было приняты следующие меры: из Ленинграда для ремонта судов направили 300 рабочих судоремонтных мастерских, для обеспечения ремонта и укомплектования команд кораблей, в распоряжение Ладожской флотилии, передавалось ремесленное училище № 62, где обучалось 340 подростков, рабочие, инженерно - технический персонал бронировался от призыва в армию. Стоянка во льдах - опасна, так как угрожало сжатию корпуса кораблей, команды все время вели борьбу за живучесть корабля
Несмотря на лишения и опасности блокадной зимы, истощенные, страдавшие от холода, моряки судоремонтных мастерских, рабочие готовили корабли к навигации. Чтобы ремонтировать гребные винты, рули, моряки скалывали вокруг корабля лед; под образовавшейся выемкой снизу намерзал новый слой льда. Эти ледяные чаши с каждым днем все больше углублялись, обнажался борт ниже ватерлинии и только тогда, несмотря на мороз, пронизывающий насквозь ветер, начинали ремонт.
К навигации весны 1942 года Ладожский флот был отремонтирован. Многие из тех, кто самоотверженно нес службу, ремонтировал корабли, указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года были награждены орденами и медалями.
После войны
С нетерпением ждал отец возвращения сына. Вернувшись домой, Василий Андреевич сразу пошел работать, год проработал в колхозе, а с июня 1948 по 1953 год в Новичихинской инспектуре ЦСУ. Всю свое послевоенную жизнь он посвятил экономической деятельности. Работу любил, относился к ней творчески и постоянно учился. Людмила Васильевна, его дочь, вспоминая, рассказывала о том, как они вместе учились, девчонки (она и ее старшая сестра Катерина) в младших классах, а отец в Омском финансово – кредитном техникуме, они перешли в средние классы, он поступил в Алтайский сельско - хозяйственный институт по специальности экономика и организация сельского хозяйства.