Виктор
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1939 году Петров Виктор Иванович был призван в Армию. Началась военная служба в городе Мелитополь, где дедушка учился в школе авиабомбардиров. Когда началась война из училища, которое готовило штурманов - бомбардиров, сформировали полк (преподавательский состав, лётчики, штурманы, механики, стрелки), и этот полк бросили к Одессе, затем Донбасс, дальше отступили на Украину. После командировки в Куйбышев для принятия нового ИЛ-2 Виктор Иванович был переведен в 672 полк 17 Воздушной Армии и с этим полком воевал на Кавказе, в Дагестане, в Румынии, Венгрии, Югославии до самого дня Победы, который дедушка со своими товарищами отметил в Австрии. Окончил службу в июне 1946 г в звании капитана.
Боевой путь
Воспоминания
выдержки из радио-интервью
...И вот я, значит, попал в новый полк, который был сформирован в 672 полк 17 Воздушной Армии и с этим полком провоевал до дня Победы. Когда шли бои за Домбай, наш полк направили на Кавказ (42 -43 гг.), но там мы были недолго, вернулись назад, чтобы брать немцев на западе уже после Сталинградской битвы. Во время войны воевал также в Дагестане. А дальше –в Румынии, после Румынии вся наша дивизия была переброшена в Венгрию, стояли под Будапештом. А положение наше было такое, немцы перешли в наступление с целью не допустить захвата Будапешта, захватили и правый и левый берег Дуная, мы оказались в кольце, не могли даже взлететь на самолете, потому что при взлете, пока делаешь круг, невольно попадаешь под обстрел вражеской артиллерии. Было серьёзное положение, и была команда, прикрепить к хвостам самолётов бомбы, с тем, чтобы обеспечить круговой обстрел обороны. В засаде просидели там несколько ночей, и немцы стали отступать, а здесь мы уже начали действовать более решительно. Слава Богу, обошлось без потерь. После освобождения Будапешта, направились в Югославию, и уже в 1945 году завершили войну в Австрии. В ночь с 8 на 9 мая получили приказ об окончании войны. А на следующий день получили приказ, несколько самолётов направить на уничтожение немецких солдат, которые отказались сложить оружие и хотели из Австрии выйти на запад, где были английские армии. Вот ещё провели несколько вылетов, и 9 мая объявили окончание войны, и я остался служить до 1946 года. И только в 1946 году в мае месяце я демобилизовался из Австрии в Кострому. Вот каков мой путь к Победе!
Курьезный случай
- Конечно, служба в армии – это одно, а война - это страшное дело.
На аэродроме прямо спали, дежурили, а там грунтовые воды, приходилось на сапоги надевать цинковые коробки из-под патронов, чтобы ноги не так промокали. Всё это, сказалось на здоровье, вот только сейчас это понимаю. Да об этом и не думал никто. Смертельная опасность повсюду, тогда никто не задумывался об этом, потому что твердо знали, что нужно защищать каждый клочок земли русской, ибо она наша.
- Страшным был полет в Болгарию под Софию. Летом 1944 года наши наземные войска продвигались , порою авиация за ними не поспевала. Так случилось и в этот раз. Полку надо было перебазироваться, командиром указали на карте поле у столицы Болгарии. Разведчик слетал, взлетную площадку одобрил, а затем поднялся весь полк. Так и полетели, оставив на аэродроме всё имущество. А как быть с обслуживающей командой, без неё многого не налетаешь, кто-то должен заправлять самолёты топливом, кто-то подвешивать бомбы и заряжать пушки с пулеметами. Транспортных самолетов, на чём можно было переправить людей, у нас не было, и тогда раздалась команда: « Всех механиков в бомба-люке перевозить!» Скрючившись в три погибели еле-еле убрался в люк. В бока тут-и-там упираются разные штыри, самолет побежал по полю, каждую кочку, выбоину чувствую. Но вот самолет поднялся на высоте 2 км.; холод, неимоверный ветер, свистит в каждую щель, но это не страшно, страшнее другое - вдруг атакует «мессера»? Пилоту и стрелку ещё можно спасти, с парашютом выпрыгнуть. Впрочем, при любой аварии исход один. Откажет шассе - на брюхо придётся садиться, а это опять смерть. Так что пока летел - натерпелся страху.
Как узнал об окончании войны
- Об окончании войны нам объявили ночью, я как раз пришёл с дежурства у нас никто не спал, начали кричать, стреляли из всех видов оружия. Очень бурное ликование было. Вот так и кончилась моя военная служба.
После войны
- Сохранились ли ваши встречи с однополчанами? Как часто вы с ними видитесь?
- После войны меня разыскали фронтовики 672 полка нашли по адресу и позвали на встречу, которая должна была состояться в Ленинграде, на эту встречу я не попал. А попал через год на вторую встречу в Москве. В 1962 году встреча была громадная, и потом встречи были ежегодно. В Москве школа оказалась № 672, а у нас полк 672! В этой школе мы организовали музей. Несмотря на то, что полк был распущен, полк продолжал жить. Последняя такая встреча была в 2001 году, на ней был сделана большая фотография, на которой участники 672 полка. В школе номер 672 в Москве открыли обелиск погибшим летчикам.
- Как складывалась ваша жизнь после войны?
- Женился в 1949 году на своей однокласснице, первая любовь. После войны работал в театре им. А.Н. Островского в качестве актера с 1946 по 1951 год. В 1951 году закончил учительский институт и начал работать в школе рабочей молодёжи при фабрике «10 Октябрь». В этой школе 20 лет проработал учителем истории, затем стал директором. А в 1971 году нашу школу закрыли: учителя перешли в другие учебные заведения, а я стал директором школы №29.
Виктор Иванович Петров был директором до 1980 – года. Педагогический состав и выпускники школы помнят его, как человека ответственного, честного и справедливого, любящего порядок, но вместе с тем человека с чувством юмора, очень компанейского, веселого и очень доброго. Именно при В.И. в школе был совершен капитальный ремонт. Именно он был идейным вдохновителем не только педагогических советов, но и дружеских капустников (сценарии, стихи сочинял сам).