Перфильев Николай Егорович
Перфильев
Николай
Егорович
гвардии лейтенант
6.06.1922 - 22.03.1945

История солдата

С 07 февраля 1941г. курсант Омской военной авиационной школы пилотов (ВАШП).

01 мая 1941г. принял военную присягу.

26 апреля 1943г., после окончания ВАШП,  было присвоено звание младший лейтенант, назначен пилотом 8 запасной авиационной бригады.

К июлю 1943г. в составе 98 отдельного гвардейского разведывательного авиаполка. Командир полка подполковник Артемьев Борис Павлович.

12 августа 1943г. на самолете Пе-2 №14 экипаж: летчик лейтенант Перфильев Николай Егорович, летнаб (летчик-наблюдатель) гвардии старший лейтенант Юрьев Леонид Васильевич, воздушный стрелок-радист сержант Патрикеев Федор Иванович- в 14-53 взлетел с аэродрома Курск. Вел разведку передвижения войск противника и воинских эшелонов на участке Теткино- Крупец- Хутор-Михайловский- Суземка- Севск. В районе Суземка экипаж был атакован парой истребителей ФВ-190 (Фокке-Вульф). Вторая пара истребителей шла ниже. Экипаж с пикированием ушел на свою территорию и в 17-45 вынужденно сел на станции Бабарыкино.

19 августа экипаж: летчик Перфильев, летнаб гвардии старший лейтенант Ковальчук Николай Евстафьевич, стрелок Патрикеев, на самолете №46 произвел радиальную съемку по маршруту Севск- Середина-Буда- Писаревка- Новгород-Северский- Дегтяровка- Ямполь- Марчихина Буда.

22 августа экипаж Перфильев- Ковальчук- Патрикеев на самолете №10 выполнил аэрофотосъемку авиационных площадок и аэроузлов противника по маршруту Хутор-Михайловский- Погар- Роговка- Новгород-Северский. 

23 августа на самолете №38 выполнил аэрофотосъемку южного берега р.Сейм от Путивля до Глушково.

25 августа на самолете №21 установил нахождение посадочных площадок и движение по железной дороге на маршруте Рыльск- Глухов- Эсмань- Кролевец- Ворожба.

26 августа установил движение по грунтовым и железным дорогам на маршруте Виры- Ромны- Сумы- Белополье- Гадяч. В районе Сумы был атакован парой истребителей противника.

31 августа экипаж: летчик Перфильев, летнаб гвардии лейтенант Беличенко Виктор Павлович, стрелок Патрикеев, на самолете №21 произвел разведку движения войск противника по грунтовым, шоссейным и железным дорогам на маршруте Виры- Конотоп- Ворожба (Сумская обл.).

01 сентября экипаж: летчик Перфильев, летнаб гвардии лейтенант Козик Александр Петрович, стрелок Патрикеев, на самолете №10 выполнил разведку погоды на маршруте Кролевец- Конотоп- Путивль.

02 сентября на самолете №21 произвел разведку движения войск противника по грунтовым и шоссейным дорогам по маршруту Шестка- Кролевец- Конотоп- Путивль.

05 сентября экипаж: летчик Перфильев, летнаб лейтенант Воликов Иван Иванович, стрелок Патрикеев, на самолете №21 выполнил разведку движения войск противника по грунтовым и шоссейным дорогам по маршруту Сумы- Ромны- Терны.

06 сентября выполнил аэрофотосъемку передвижения частей противника на участке Терны- Ромны- Путивль.

07 сентября на самолете №10 в период с 08-35 по 10-35 выполнил аэрофотосъемку передвижения частей противника на участке Терны-  Путивль. 

Спустя 5 часов повторно вылетел по тому же маршруту.

09 сентября экипаж самолета Пе-3 №34: Перфильев, Павлов - выполнил разведку района Ромны- Ромодан- Лубны- Пирятин- Прилуки- Бахмач.

10 сентября на самолете №7 выполнил аэрофотосъемку передвижения частей противника на участке Ромны- Прилуки- Бахмач.

18 сентября на самолете №32 с аэродрома Кагановка выполнил разведку передвижения войск противника на участке Чернигов-Остер и фотографирование мостов на р.Белоус.

20 сентября- выполнил разведку движения войск противника по грунтовым и шоссейным дорогам по маршруту Белая Церковь- Васильков- Киев.

21 сентября- выполнил разведку движения и сосредоточения войск противника на участке Березань- Борисполь- Обухов- Киев- устье р.Припять.

К 28 сентября гвардии младший лейтенант Перфильев совершил 19 успешных боевых вылетов. Приказом от 15 октября 1943г. был награжден орденом Красного Знамени.

04 октября на самолете №7 экипаж Перфильев- Воликов- Патрикеев выполнил разведку движения и сосредоточения войск противника на участке Вильча- Кагановичи- Дымер.

23 апреля 1944г. экипаж: летчик гвардии младший лейтенант Перфильев, летнаб гвардии старший лейтенант Мельников Иван Семенович, стрелок-радист гвардии старший сержант Шкавров Иван Иванович, вылетев с аэродрома Соловье, выполнил разведку в районах Владимир-Волынский- Грубешев- Рава-Русская- Радехов.

05 мая экипаж Перфильев, Мельников, стрелок-радист гвардии старший сержант Тищенко Федор Тимофеевич- выполнил разведку в районах Броды- Топорув- Радехов- Стоянов- Владимир-Волынский.

К концу мая 1944г. совершил 35 боевых вылетов на дальнюю разведку.

Приказом от 10 июня 1944г. был награжден орденом Отечественной войны I степени. 

21 июля 1944г. присвоено звание лейтенант.

05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.

02 декабря экипаж самолета Пе-2 №20: летчик гвардии лейтенант Перфильев, летнаб гвардии старший лейтенант Галустян Мушега Самсонович, стрелок-радист гвардии сержант Пронин Владимир Григорьевич, вылетев с аэродрома Лабуне (Польша)- выполнил разведку районов Кельцы- Пшедбуж.

К началу февраля 1945г. гвардии лейтенант Перфильев совершил 72 боевых вылета.

Вел разведку в районах Влодава, Хелм, Кельцы, Каменка и др. Был представлен к ордену Отечественной войны II степени. Приказ о награждении от 10 апреля 1945г.

22 марта 1945г. экипаж самолета Пе-2 №13: летчик гвардии лейтенант Перфильев Николай Егорович, летнаб (летчик-наблюдатель) Володин Петр Федорович, стрелок-радист гвардии младший сержант Песковский Дмитрий Владимирович- вылетел на разведку и фотографирование западного берега р.Эдьба. Экипаж выполнил фотографирование участка Дечен- Дессау.

На второй вылет экипаж получил задание- выполнить площадную съемку, для чего прокладывался новый маршрут, в том числе, с учетом положения солнца, чтобы в его лучах, самолет был невидим для ПВО противника. Задание на полет давали командир оперативной группы полка гвардии майор Исаев Михаил Андреевич, штурман оперативной группы гвардии капитан Мельников Иван Семенович, командир 1 авиаэскадрильи гвардии майор Аленин Семен Кириллович и  его заместитель гвардии капитан Колодяжный Сергей Амвросиевич

После вылета, экипаж набрал высоту 2000м., опробовал пулеметы и лег на курс. Съемку решено было начать с юга на север в направлении г.Дессау. При подходе к цели, была набрана высота около 8000м. По курсу был виден северный аэродром Праги, на котором базировались немецкие самолеты. За их взлетами предстояло следить стрелку-радисту. При заходе на цель, разведчики внезапно со стороны солнца были атакованы четверкой «фоккеров». Летчик Перфильев бросил самолет в пикирование, пытаясь уйти от истребителей. Летнаб Володин выбросил авиационные гранаты, но они взорвались позади истребителей. Летнаб и стрелок-радист открыли огонь из пулеметов. Огнем истребителей был подожжен правый мотор «пешки». Летчик начал скользить на левую плоскость, чтобы сбить пламя, но это не удавалось.   

Один из «фоккеров», заходя на атаку, открылся и был сбит летнабом из крупнокалиберного пулемета БС. 

Оставшиеся три ФВ-190 продолжали атаки. Их снаряды «впивались» в плоскость «пешки», разрывались, образовывая дыры. Кабина наполнялась едким дымом. Загорелся левый мотор. Вспыхнул центральный бак с 900 литрами бензина. Горящий бензин сочился в кабину летнаба. Немцы прекратили атаки и отошли в сторону. «Пешка», объятая пламенем пикировала на станцию Мельник.

Летнаб Володин увидел, что летчик Перфильев склонил голову вправо  и повис на ремнях. На нем горели шлемофон и комбинезон, языки пламени лизали его лицо. Летнаб Володин, комбинезон которого тоже горел, дважды потряс товарища за плечо- признаков жизни не было. 

Горящая «пешка» врезалась в скопление цистерн на железнодорожной станции.

*описание последнего вылета экипажа составлено на основе воспоминаний Володина Петра Федоровича (переход по клику).

**по данным форума сайта Тризна (переход по клику), экипаж 22 марта 1945г. в районе Праги экипаж был атакован четверкой американских истребителей, принявших его за немецкий Мессершмит-410.

Регион Кемеровская область
Воинское звание гвардии лейтенант
Населенный пункт: Анжеро-Судженск
Место рождения г.Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 6.06.1922
Дата смерти 22.03.1945

Боевой путь

Место призыва Анжеро-Судженский РВК, Новосибирская обл.
Дата призыва 7.02.1941
Боевое подразделение 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: