Степан
Тимофеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В сентябре 1929 г. был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Служил на Украине в Донбассе, 108-й отдельный дивизион, рядом с г. Луганск. Демобилизовался в октябре 1931 г. После демобилизации возвратился на Родину в д. Кондуши. В дальнейшем, окончив курсы повышения квалификации, работал мастером Андомского ЛПХ.
В 1939 г. в СССР была развернута финская компания и деда призвали в 110–й артиллерийский полк. Участвовал он в Советско-финской войне до июля 1940 г.
В июле 1941 г. он был призван на Великую Отечественную войну, в 85-е окружные авиационные мастерские. Служил авиамехаником в стационарных авиа- мастерских по ремонту самолетов и моторов военно-воздушного Северного флота. Ему не пришлось принимать непосредственного участия в воздушных боях, но все свои силы и знания он передавал молодым лётчикам, которые сражались с фашистами в небе.
Боевой путь
Воспоминания
Пенов С.Т. писал в своих воспоминаниях: «Война началась для нас с изучения самолетов: истребителей - ЛаГГ-3, И-16 и СБ – скоростной бомбардировщик. Теория сразу же закреплялась практикой – мы работали в ангарах, выводили оттуда самолеты, рассредотачивали их по границам аэродрома и замаскировывали. И приступали к изучению самолета в действительности. Затем со временем за каждым авиамехаником закреплялись свои самолеты, которые он обслуживал. И-16, по сравнению с немецкими «мессершмиттами», были устаревшими самолетами, они уступали им по скорости, почти на 200 км/ч. Немецкие летчики очень часто сбивали наших летчиков. Всего за годы войны погибли и пропали без вести 18 летчиков из нашего полка. В том числе однажды сбили мой самолет и моего летчика: в один из дней Коля не вернулся из полета. Ребята, которые шли с ним в одном звене, сказали, будто его подбили. Где подбили, никто не заметил. Я ждал его несколько дней, думал, может, он просто не дотянул до аэродрома? Но он так и не вернулся. После И-16 нам дали новые МиГи. Они должны были использоваться как высотные истребители, у них более мощный мотор и сам по себе самолет довольно тяжелый. Летчики ругали МиГи именно за их вес и плохую маневренность. Между собой их называли «утюгами». У наших МиГов был опасный недостаток – протекал бензин. А бензин легко воспламеняется. Поэтому мы, как механики, первым делом следили, нет ли где утечки бензина. Когда прилетал самолет с задания, осматривали его на наличие протечек. Смотрели как работает мотор, исправны ли тормоза. Обязательно расспрашивали летчика, как самолет вел себя в воздухе. Ремонтировать самолеты приходилось в самых разных условиях. Заменить за одну ночь мотор, выработавший моторесурс или поврежденный в бою, – обычное дело. Мы могли делать это и в холодном ангаре, и под открытым небом. За каждым авиамехаником был закреплен конкретный самолет. Но среди авиамехаников был неписаный закон: чей бы самолет ни вышел из строя, его надо восстановить к следующему боевому дню. На усталость и недосыпание никто не смотрел. Начиная с 1943 г., наши летчики летали на самолетах Як-7, Як-9 и Як-3. За всю войну у меня было 4 летчика. Двое из них погибли в боях. Победу мы встретили на аэродроме».
После войны
После войны вернулся в г. Вытегра и до выхода на пенсию трудился в ЦРМ (Центральные районные мастерские) главным механиком. Восстанавливать работу мастерских после войны было очень тяжело – не хватало людей, мастерская была вся разрушена, оборудование сломано, остались одни стены. Но постепенно все было восстановлено.