Александр
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Пчёлкин Александр Иванович – командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка (11-я гвардейская истребительная авиационная Днепропетровская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.
Родился 8 ноября 1917 года в деревне Трасна ныне Зарайского района Московской области в крестьянской семье. Русский. Учился в начальной школе деревни Трасна, затем в семилетней школе деревни Чернево Зарайского района. Окончил 7 классов. Работал бухгалтером в колхозе, секретарем сельсовета. С 1937 года жил и работал в городе Озеры Московской области. Был начальником автохода в городской пожарной команде. Без отрыва от производства окончил Озерский филиал Коломенского аэроклуба. Призван в армию 23 марта 1940 года. В том же году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с октября 1941 года. Летчик-истребитель младший лейтенант А.И.Пчёлкин сражался до июля 1942 года на Юго-Западном, а с июля по октябрь 1942 года – на Воронежском фронте в 581-м (с 1 мая 1942 года – 862-м) истребительном авиационном полку 101-й истребительной авиационной дивизии противовоздушной обороны (ПВО) в качестве летчика, затем командира звена. Летал на истребителе И-16. Совершил более 170 боевых вылетов, сбил 1 самолет противника в группе. Был награжден орденом Красной Звезды. С ноября 1942 года до конца войны воевал в составе 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й (с 24 августа 1943 года – 11-й гвардейской) авиационной дивизии. Летал на истребителе Ла-5, с января 1945 года – на Ла-7. В этом составе сражался на Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах в должности летчика, затем командира звена. Летал в эскадрилье будущего Героя Советского Союза И.П.Лавейкина. На Юго-Западном (с 20 октября – 3-м Украинском) фронте в составе 2-й, затем 17-й воздушной армии участвовал в советском контрнаступлении под Сталинградом (операция «Уран»), Изюм-Барвенковской, Донбасской, Запорожской, Днепропетровской наступательных операциях. На 1-м Украинском фронте участвовал в Львовско-Сандомирской стратегической, Сандомирско-Силезской (составной части Висло-Одерской стратегической операции), Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской стратегической наступательных операциях.
К концу войны совершил 387 успешных боевых вылетов, провел 61 воздушный бой, сбил лично 14 и в группе – 2 самолета противника. Бомбовыми и штурмовыми ударами нанес противнику значительный урон в живой силе и технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боевых вылетах, Пчёлкину Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1947 года капитан А.И.Пчёлкин – в запасе. С 1954 года жил и работал в Москве. Скончался 2 марта 1976 года. Похоронен в Москве, на Хованском Центральном кладбище.
Награжден орденами Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (5.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (31.07.1943; 15.05.1945), 2 орденами Красной Звезды (30.01.1943; 24.03.1945), медалями.
Почетный гражданин города Зарайск, а также города Озеры и Озерского района. На Аллее Героев в Зарайске установлен памятный знак с портретом А.И. Пчелкина. Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза. Отважный, смелый, инициативный воздушный боец, бесстрашно навязывающий бой врагу. Тов. Пчелкин является прославленным летчиком части, замечательным мастером воздушного боя. В борьбе против немецких захватчиков участвует с октября 1941 года. В полку – с ноября 1942 года. Принимал активное участие в прорыве обороны и уничтожении итальянской армии в среднем течении Дона, при взятии города Миллерово, Кантемировки, последующем развитии наступления наших войск. Участвовал в ликвидации наступления немцев в 1943 году на Белгородском направлении, в Изюм-Барвенковской, Запорожской и Днепропетровской операциях, при форсировании рек Висла и Одер с последующим развитием наступления наших войск на территории Германии, при уничтожении группировок германских войск в районах Оппельна и Берлина. После последней правительственной награды тов. Пчелкин произвел 25 успешных боевых вылетов, из них на сопровождение штурмовиков – 17, на штурмовку – 8. За весь период участия в Отечественной войне тов. Пчелкин произвел 387 успешных боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск и коммуникаций – 193, на сопровождение штурмовых и бомбардировочных групп - 65, на разведку – 35, на штурмовку – 9, на перехват самолетов противника - 53, на свободную охоту – 33. Провел 61 воздушный бой, в результате сбил лично 14 и в группе – 2 самолета противника, из них 5 бомбардировщиков. Произвел 75 вылетов с бомбометанием. В результате штурмовых и бомбардировочных действий уничтожил и вывел из строя 2 самолета, 5 паровозов, 7 железнодорожных вагонов, 42 автомашины с военным грузом, 22 повозки с боеприпасами, 1 радиостанцию. Сжег 3 дома, взорвал 2 склада с боеприпасами, подавил 14 точек зенитной артиллерии, уничтожил до роты солдат и офицеров противника. Является отличным воздушным разведчиком – истребителем. Вылеты на разведку в большинстве случаев производит с бомбометанием. При выполнении боевых заданий доставляет ценные сведения о противнике, грамотно и умело передает их с борта самолета. Отлично обеспечивает работу штурмовиков и бомбардировщиков. Во время сопровождения не допустил ни одного случая потерь от истребителей противника.
Боевые задания выполняет в качестве ведущего, умело управляет группой по радио в воздушных боях и при бомбардировочно-штурмовых действиях, причиняет большой ущерб противнику. Особенно тов. Пчелкин проявил себя в последних операциях войск 1-го Украинского фронта на западном берегу реки Одер, при уничтожении Оппельнской и Берлинской группировок. Здесь он за сравнительно короткий срок произвел 39 боевых вылетов, в проведенных воздушных боях лично сбил 3 самолета противника. Отличным прикрытием обеспечивал работу наших штурмовиков, которые не имели потерь. Все вылеты производил со штурмовыми и бомбардировочными действиями по живой силе и технике противника. Как командир звена со своими обязанностями справляется хорошо. Умело и грамотно нацеливает личный состав на выполнение поставленных задач. За время его работы в должности командира звена летным составом произведено 220 боевых вылетов. В воздушных боях сбито 12 самолетов противника. Своих потерь звено не имеет. На примерах его боевой работы воспитывается молодой летный состав.
За проявленные мужество и геройство при выполнении заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками, за 14 лично и 2 в группе сбитых самолета и уничтоженную живую силу и технику противника достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.
Командир 5 гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Бабков 15 мая 1945 года. Отрывок из материала Ожимков П.М. Из воспоминаний о войне. Военная литература, 2005. Герой Советского Союза летчик Александр Иванович ПЧЕЛКИН.
Всмотритесь в лицо самого героя на его фотографии. Сколько в нем выражено доброты, великодушия, которые замечались у героя не только в лице, но и в его отношениях к товарищам, в его боевых делах отважного человека.— А.И.Пчелкин был моим надежным боевым щитом при совместных боевых полетах. Он летал со мной в паре в качестве ведомого, — такую оценку дал своему товарищу дважды Герой Советского Союза В.И.Попков, который знал А.И.Пчелкина лучше, чем другие. Вероятно, боевой успех и заслуженная ими слава героев во многом зависела от их самой высокой и настоящей дружбы и умелого взаимодействия при совместных полетах. Настоящее геройство и пример боевого товарищества было проявлено А.И.Пчелкиным во время гибели летчика Мастеркова на территории Германии.На своем самолете он прикрывал и сопровождал подбитый самолет своего друга и был свидетелем его трагической гибели при неудавшейся попытке покинуть самолет из открытой кабины на малой высоте. Парашют не успел раскрыться, зацепился за хвост самолета, и летчик Б.А.Мастерков разбился. С большим риском для себя, на неровной местности А.И.Пчелкин посадил свой самолет, собрал останки тела погибшего друга, завернул их в его парашют, затолкал в люк своего самолета и прилетел на свой аэродром. Кажется, что все это было сделано просто и легко, но в самом деле, при сложившихся тогда обстоятельствах какое мужество и силу воли нужно было иметь летчику А.И.Пчелкину? Встречавшим его друзьям на аэродроме он из последних сил смог вымолвить только несколько слов, что останки тела Саши в его самолете и, стыдясь своих слез, удалился. А.И.Пчелкин был настоящим воздушным бойцом с сильной волей, владевший в совершенстве летным мастерством и умевший ценить боевое товарищество выше всех других принципов жизни. Вместе с тем, он был простым, обыкновенным человеком, и его человеческие чувства были особо легко ранимыми от небольшого недоразумения или от небольшой обиды нанесенной ему, которые иногда случались в кругу своих товарищей. Мне не раз приходилось наблюдать, как этот мужественный летчик мог горько, по-детски плакать. Может быть это проявление слабости и слезы на лице были от произвольно открывающегося в его нервной системе своеобразного «клапана», на котором до предела накапливалось сверхчеловеческое напряжение во время воздушных боев и боевых полетов. Вероятно, по этой причине он не мог сдерживать произвольно выливающиеся у него слезы. Пусть и эти личные слабости послужат для возвеличивания его как человека, много пережившего во время войны. При подготовке биографии, кроме указанных источников, использованы материалы с сайтов Советские асы и Озеры.
Из книги "Герои-коломенцы" А.И. Кузовкина, 2010