Пархачева Евдокия Сергеевна
Пархачева
Евдокия
Сергеевна
Старший моторист

История солдата

Экипаж катера-тральщика Т-611 Волжской военной флотилии.

Единственный тральщик, экипаж которого полностью был укомплектован из женщин.

Регион Российская Федерация
Воинское звание Старший моторист
Населенный пункт: Россия

Боевой путь

Катер, построенный в Аркульском затоне Нолинского района Кировской области осенью 1937 г. Первоначальное наименование: буксирный газоход № 12. Служил он в Вятском речном пароходстве, место приписки – затон имени Степана Халтурина (Котельнич). Именно он вошёл в историю как единственный корабль советского Военно-Морского флота, укомплектованный женским экипажем.

Это было небольшое судно с деревянным корпусом. Двигателем служил 60-сильный тракторный мотор «ЧТЗ», приспособленный вместо традиционного жидкого топлива для работы на генераторном газе. Последний получался при сжигании древесной чурки.

Ещё на Вятке в его экипаже трудились мотористами Агния Павловна Шабалина и Евдокия Сергеевна Пархачева. Девушки стремились попасть на фронт. Несколько раз обращались в военкомат, но всё напрасно. Им отвечали, что они нужны здесь, в тылу, где рабочих рук не хватает. И вдруг им повезло. В начале навигации 1943 г. буксирный газоход № 12 в числе группы судов Вятского речного пароходства (два парохода и пять газоходов) был мобилизован в состав Волжской военной флотилии. В Камышине его переоборудовали в тральщик № 611.

Девушки боялись, что им, как и экипажам других, пришедших из Котельнича судов, придётся возвращаться домой, но на их счастье тральщик было решено укомплектовать женской командой, и Дуся с Агнией остались на судне: первая стала командиром отделения мотористов, вторая мотористом. Команду тральщика возглавила старшина 2-й статьи Антонина Емельяновна Куприянова. Переоборудование в тральщик, оснащение тралами и крупнокалиберным пулемётом потребовало увеличения численности команды до 7 человек. Помимо уже названных в экипаж вошли: Вера Чапова (пулемётчица), Анна Тарасова (минёр), Тамара Декалина (рулевой), Вера Ухлова (матрос).

После капитуляции 2 февраля 1943 г. немецких войск, окружённых в районе Сталинграда, военные действия на Волге прекратились. Однако противник продолжал попытки прервать судоходство на главной водной магистрали страны. Каждую ночь летали над Волгой немецкие бомбардировщики, бомбили караваны судов и сбрасывали на судовой ход мины.

Мины не простые, а магнитные и акустические, взрывающиеся от магнитного поля судна или шума его двигателей. Коварство мин заключалось в том, что они имели различную кратность – от двух до шестнадцати. Это требовало от тральщика пройти над миной до 16 раз, чтобы заставить её взорваться. Вот для борьбы с такими минами пригодился вятский газоход, неуклюжий с виду, зато обладавший, благодаря деревянному корпусу, малым магнитным полем.

За время компании экипажем были обнаружены и уничтожены три мины. Много это или мало? Всего за две навигации 1942 и 1943 гг. постами наблюдения и связи была зафиксирована постановка противником 756 мин. Разделив это количество на 203 тральщика, получаем высокий результат, поскольку часть мин, оказавшихся вне судового хода, была уничтожена другими способами, без применения траления.

В апреле следующего, 1944 г., тральщик был разоружён и возвращён прежнему судовладельцу – Вятскому речному пароходству. Списан в Котельниче и пошёл на слом в 1957 г.

В Камышине, где вятский газоход переоборудовали в тральщик, на выставке боевой техники времён Великой Отечественной войны экспонируется макет, воспроизводящий в натуральную величину внешний вид тральщика № 611.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: