![Парасоцкий Иван Григорьевич](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2018/05/16/d7f993da2f020b07162a80fa1910d0e1.jpeg)
Иван
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Иван Григорьевич Парасоцкий был призван на срочную службу в 1940 году на ЧФ. Служил на крейсере "Червона Украина" . Начало Великой Отечественной войны «Червона Украина» встретила в Севастополе. Крейсер только недавно приступил к стрельбам, поэтому числился во 2-й линии к началу войны, но уже 23-24 июня вёл установку оборонительных минных заграждений. К
В ночь на 5 июля в составе отряда боевых кораблей крейсер вышел к новому месту базирования — в Новороссийск .
28 августа «Червона Украина» прибыла в Севастополь, где приняла на борт отряд из 720 моряков-добровольцев. 29 августа крейсер прибыл в Одессу, высадил отряд и приступил к оказанию огневой поддержки нашим войскам. «Червону Украину» сопровождали несколько малых кораблей, ставивших дымовые завесы, и эсминцы, обстреливавшие береговые батареи противника. Огневую поддержку защитникам Одессы «Червона Украина» оказывала с 29 августа по 1 сентября. В течение сентября крейсер отошёл в Новороссийск, откуда вышел, сопровождая транспорты «Армения» и «Украина», шедшие с десантом до Одессы. Крейсер отдал транспорты эсминцам, а сам зашёл в Севастополь.
2-3 октября «Червона Украина» эвакуировала часть полка морской пехоты из Тендры в Севастополь. 14 октября крейсер приступил к эвакуации одесского оборонительного района, на корабле был организован штаб командующего одесской обороной контр-адмирала Г. В. Жукова.
8 ноября «Червона Украина» первая из кораблей эскадры открыла огонь из Севастополя по наступающим немецким войскам.
Гибель 12 ноября 1941 года крейсер, стоящий у Графской пристани Севастополя, атаковали немецкие «Юнкерсы». В первой волне участвовало 28 самолётов: они пикировали и сбрасывали бомбы. Бой был неравным, ведь корабль находился в невыгодном положении. Он отбивался от самолётов огнём зениток, пулемётов, экипаж отстреливался из винтовок. В 11:00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12:24 ещё три бомбы разорвались в непосредственной близости от его борта. Носовая часть «Червоной Украины» заметно осела в воду, но корабль продолжал вести бой и держаться на плаву. Вот как описывал этот бой директор Севморзавода , стоявший на берегу: «Всё это происходило метрах в двухстах от того места, где я стоял, нас разделяла Южная бухта. Неподвижный крейсер оказался в очень невыгодном положении. Бомбы рвались со всех сторон, вода вокруг бурлила. Задымили дымовые шашки, — видимо, в них угодили осколки. Потом взметнулся уже не столб воды, а столб огня и дыма — бомбы попали в район носовой трубы. Находившихся там краснофлотцев взрывной волной подбросило вверх и откинуло на несколько десятков метров. А бомбы все рвались и рвались. «Юнкерсы» продолжали наседать. После одного из взрывов носовая часть «Червоной Украины» заметно осела в воду, но корабль продолжал вести бой и держаться на плаву».
Воздушные налёты продолжались до позднего вечера, однако бомбы более не достигали цели. Через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло 4 000 тонн воды. В 4:00 утра последний баркас отходил от крейсера, когда он ушёл под воду с поднятым кормовым флагом. Крейсер лег на грунт у пристани с креном около 60°, топ мачты выступал из воды.
Он был единственным советским крейсером, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на нём погибло 70 человек. В числе погибших был и Иван Парасоцкий. Он прожил короткую,но яркую жизнь,отдав её за свободу своей Родины.