Михаил
Захарович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Папсуев Михаил Захарович родился в деревне Василевичи Дрибинского района Могилевской области Белорусской ССР.
На службу был призван в 1940 году в Краснознамённый учебный отряд подводного плавания им. Кирова в группу электриков.
После учебного отряда был распределен на подводную лодку "А-2".
По окончанию войны работал электриком на разных должностях. В конце 50-х годов работал на Дубоссарской ГЭС в Молдавии. В 1959 году женился на Булавиной Анне Устиновне. В начале 60-х годов переехал в Запорожье. Работал на Запорожском трансформаторном заводе, в последние годы жизни начальником смены испытательного цеха. Был парторгом цеха, рационализатором. Жена работала на ДнепроГЭСе, а потом на Запорожском трансформаторном заводе. Последние годы работала во Дворце культуры ЗТЗ. Детей, к сожалению, не было.
Умер Михаил Захарович в 1980 году после тяжелой болезни.
Боевой путь
22 июня 1941 года субмарина "А-2" встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Чебышева Константина Ивановича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ. Субмарина находилась на севастопольском заводе № 201 в капитальном (по другим данным в аварийном, после столкновения в начале года с БТЩ «Т-408») ремонте (капитальный начат 10 февраля 1939, окончание работ планировалось на 1 августа 1941 года). С окончанием ремонта 18 августа «А-2» перешла в Поти, откуда с сентября по декабрь подводная лодка пять раз выходила в дозор на подходы к Поти и Батуми. В начале 1942 года встал вопрос о привлечении подводных лодок типа «М» и «АГ» к действиям на вражеских коммуникациях в западной части Черного моря. Базируясь на Поти при своей автономности «американки» не могли долго находиться в зоне боевых действий, поэтому было принято решение об их переводе в Севастополь.
7 апреля 1942 года «А-2» прибыла к месту нового базирования, откуда уже через четыре дня направилась к Одессе (позиция № 31). В первом по настоящему боевом походе противник встречен не был. Второе патрулирование этого района в мае так же не принесло результата, хотя подводная лодка имела контакт с отдельными судами и конвоем противника. Атаки срывались из-за неправильного маневрирования, невыгодного курсового угла, либо, по мнению командира, малоценности цели. Вернувшись в Севастополь, «А-2» вскоре вновь находилась в готовности к выходу в море, как 27 мая в 22.35., когда подлодка стояла у стенки в Южной бухте, она подверглась налету авиации противника. Две 250-кг бомбы разорвались в 30 м от субмарины. «А-2» получила около 120 осколочных пробоин в ограждении рубки, надстройки и корпуса, был выведен из строя перископ и его подъемное устройство, перебиты трубопроводы осушения цистерн главного балласта. Частично исправив повреждения, 1 июня субмарина вышла в Очамчири для окончательного восстановления боеспособности.
Закончив ремонт, подводная лодка принимает участие в снабжении осажденного Севастополя. Вечером 29 июня «А-2» под командованием командира 6-го дивизиона ПЛ Р.Р.Гуза (штатный командир субмарины в этом походе выступал в качестве дублера) имея на борту 8,5 тонн 152-мм артиллерийских снарядов, 4,5 тонны боеприпасов для авиации и 2,5 тонны продовольствия вышла из Новороссийска к берегам Крыма. На рассвете 1 июля, когда подводная лодка прибыла к подходному фарватеру Севастополя, ее атаковали самолеты и катера противника, осуществляющие блокаду крепости. Интенсивность атак была весьма высокой, (подводники насчитали около 200 взрывов), но серьезных повреждений, кроме выхода из строя гирокомпаса, подводная лодка не получила. В ночь на 2 июля, когда стало ясно, что судьба Севастополя решена, «А-2» получила приказ выбросить груз в море и идти в Херсонесскую бухту для приема на борт людей. С большим трудом разгрузившись, (тяжелые ящики со снарядами пришлось таскать через всю лодку), субмарина вечером 2 июля, форсировав минное поле, приблизилась к берегу. В перископ было видно, что на берегу в разных местах идет рукопашный бой. В 100 метрах от уреза воды «А-2» дала сигнал белым светом. В ответ с берега немцы открыли огонь из пулеметов. Субмарина осталась в надводном положении, так как ее сигнал увидели и защитники Севастополя. В течение часа подводная лодка приняла 13 человек из состава 1-го гвардейского зенитного полка ВМФ, которые подплывали к субмарине на плотах, сделанных из бортов грузовиков. В 20.30. видимость улучшилась, к обстрелу подводной лодки подключилась артиллерия, и ей пришлось отойти мористее. Ждали личный состав 35-й береговой батареи. Еще 2,5 часа подводная лодка находилась у берега, но спасать больше было некого. Утром 5 июля «А-2» прибыла в Новороссийск.
Вскоре субмарина возобновила свои выходы к Одессе (позиция № 31). Утром 4 августа обнаружив цель, из-за безграмотного использования перископа и неправильного маневрирования, подводная лодка оказалась за кормой атакуемого транспорта и попала под таранный удар противолодочного катера, а так же подверглась атаке глубинными бомбами. В результате полученных повреждений субмарина вынуждена была покинуть позицию и возвратиться в базу. По прибытии командир «А-2» был снят с должности (впоследствии осужден, разжалован и списан в морскую пехоту), а на его место назначен капитан 2 ранга Зайдулин Измаил Мотигулович. Подводная лодка перешла в Поти, где встала на аварийный ремонт. 18 сентября командиром корабля стал капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Буянский Бенциан Соломонович.
С новым командиром подводная лодка во второй половине октября патрулировала район Ялты (позиция № 47), но противника не встретила. Следующие выходы субмарины были связаны с выполнением спецзаданий. Вечером 22 ноября «А-2» вновь направилась для действий на вражеских коммуникациях у Ялты, имея приказ о высадке разведгруппы в районе мыса Никиты. 27 ноября при попытке высадить разведчиков, подводная лодка подверглась обстрелу с берега. В дальнейшем из-за сложных погодных условий группу высадить так и не удалось. В течение января и в начале февраля 1943 года «А-2» выполняет ряд спецзаданий в рамках проведения десантной операции у Южной Озерейки – Мысхако. Подводная лодка должна была, проведя разведку берега, установить два светящихся буя для указания места высадки войск. После упорных тренировок под наблюдением гидрографа капитан-лейтенанта Сахоткина, который принимал участие в предыдущих разведывательных выходах субмарины, вечером 3 февраля «А-2» быстро и четко выполнила поставленную задачу. (На установку каждого буя полагалось затратить 40 минут, в реальных условиях все вышло куда быстрее – оба буя поставлены за 55 минут).
Во второй половине февраля подводная лодка патрулировала район мыс Сарыч – Судак (позиция № 7, с 26 февраля действовала в пределах позиции № 61, сектор мыс Опук – меридиан 36°), но кораблей противника не встретила. Первая торпедная атака субмарины состоялась только 20 июня. В это день субмарина находилась на позиции в районе Киик-Атлама – мыс Опук (позиция № 86 – запасная). После того, как в точке 44°53,4' с.ш./ 35°56,3' в.д. «А-2» выпустила две торпеды по десантной барже из состава конвоя, на подводной лодке были зафиксированы два взрыва. Противник не подтверждает успешность атаки подводной лодки, отмечая, что десантная баржа «F-307» наблюдала след одной из торпед.
Вторая попытка открыть счет произошла только после безрезультатного патрулирования района между Севастополем и Феодосией (конец июля – начало августа 1943, позиции № 83, 84 и 86-запасная), когда 16 сентября «А-2» в точке 44°45,5' с.ш./34°45,6' в.д. (пределы позиции № 84) атаковала конвой из десантных барж. Торпеды в цель не попали, а одна из них прошла рядом с десантной баржей «F-369». Удача сопутствовала подводной лодке лишь в следующем боевом походе, когда она действовала в районе позиции № 97 у южного побережья Крыма. Днем 10 октября одна из торпед «А-2» попала в борт десантной баржи «F-474», которая следовала в составе крупного конвоя, проводящего эвакуацию Кубанского плацдарма. Корабль с грузом военного имущества затонул в точке 44°28' с.ш./34°13' в.д., погиб 1 человек. Противник контратаковал субмарину, безуспешно сбросив на нее 21 глубинную бомбу.
Последний боевой поход «А-2» состоялся в первой половине декабря 1943 года. «А-2» патрулировала район позиции № 92 на коммуникации Севастополь – Констанца. Утром 7 декабря субмарина из-за плохой видимости и неправильного маневрирования не смогла атаковать конвой, а в ночь на 9 декабря она была переразвернута в пределы позиции № 94 (район мыс Тарханкут – Евпатория), где снова в результате неправильного маневрирования не сумела выпустить торпеды по группе кораблей противника. С 14 по 18 декабря «А-2» находилась у южного берега Крыма (позиции № 97, 98), но там никого не встретила.
Вернувшись в Поти, «А-2» встала на текущий ремонт, который завершился 15 июля 1944 года. Вступившая в строй подлодка вскоре перешла в Батуми, где 27 сентября при маневрировании на внешнем батумском рейде она попала в противолодочную сеть и подорвалась на подрывном патроне и снова на 6 месяцев вышла из строя. К моменту вступления «А-2» в строй боевые действия на Черном море закончились.