Василий
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой родной дед Василий был призван на войну в 1941 году. В июле 1941‑го немецкая группа армий «Север» наступала на Ленинград от Прибалтики, а финские части давили со стороны Карельского перешейка.
Всё происходило стремительно. К началу сентября город оказался в полном окружении. Связь с большой землёй Ленинград мог поддерживать только по воздуху или по воде — через Ладожское озеро.
На своих запасах Ленинград не мог продержаться долго. Главную роль в поддержании жизни осаждённого города сыграли перевозки по Ладоге. В период навигации — по воде, а с установлением холодной погоды — по льду.
Ещё 17 ноября замеры показали, что лёд на Ладоге вдвое тоньше необходимой нормы — всего 10 сантиметров! Но ждать было нельзя. Утром 20‑го числа с ленинградской стороны по ледовой трассе с огромными предосторожностями двинулся первый обоз.
22 ноября 1941 года — ровно 80 лет назад — в опасный путь по непрочному ещё льду Ладожского озера отправились первые грузовики ГАЗ‑АА.
. Среди водителей, осуществляющих перевозку груза по этому озеру, был Василий, отважный, молодой, энергичный.
Легендарные «полуторки» доставили в отрезанный от большой земли Ленинград мешки с мукой, открыв автомобильное движение по «Дороге жизни» — импровизированной трассе, во многом благодаря которой город на Неве выдержал страшную блокаду.
Проблема конкретного ледового пути была в близости врага: «Дорога жизни» проходила всего в 15–20 километрах от позиций немцев.
В ноябре по «Дороге жизни» ежедневно доставляли около 100 тонн грузов. К декабрю эта цифра выросла втрое, а к январю вдесятеро!
Но даже толстый лёд не дает гарантий от неприятностей. Иногда грузовики проваливались в воду.
Не нужно, наверное, объяснять, что труд водителей, обслуживавших «Дорогу жизни», был очень тяжёлым. Коварный лёд, плохая видимость, артобстрелы и угроза с неба — фактически шофёры «полуторок» и «зисов» всегда были на передовой. Поэтому и потери несли значительные.
В первую зиму, с ноября 1941-го по апрель 1942‑го, «Дорогу жизни» обслуживали около четырёх тысяч машин. Четверть из них не вернулись на базу. Не вернулся автомобиль, которым управлял Василий. Его жене Панковой Ксении пришло сообщение о том, что Панков Василий пропал без вести.
Боевой путь
Воспоминания
Информация о Панкове Василии, которая мне запомнилась с моего детства
Панкова Василия, моего деда, я никогда не видела. Помню только его портрет, висевший на стене в квартире, где проживала моя бабушка Панкова Ксения. Она часто говорила о Василии, о том, как они хорошо жила, что Василий был внимательным, заботливым мужем. Чувство долга, сила духа, благородство и доблесть - это основные качества характера у Василия, которые она называла. Их сын, Панков Федор Васильевич, был еще ребенком, когда его отца забрали на фронт. Он вспоминал как сильно любил своего отца и ждал его возвращения с фронта, но так и не дождался. Было известно, что Василий обслуживал "Дорогу Жизни" на Ладожском озере на автомобиле. Во время данной операции он исчез. Были разговоры, якобы, очевидцы видели, как он ушел с автомобилем под воду. Пришло сообщение о том, что Панков Василий пропал без вести.