Степан
Ефимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 10 июля 1903 года в поселке Полтавка Верхне-Уральского уезда Оренбургской области, ныне город Карталы. В феврале 1942 года призван в Красную Армию Полтавским РВК, Челябинской области. В начале марта направлен в город Троицк, где был сформирован 80 отдельный строительный путевой железнодорожный батальон 13 отдельной железнодорожной бригады из призывников старшего возраста, ранее работавших на железной дороге.
В конце 1942 года семья получила извещение о том, что красноармеец Овечкин Степан Ефимович пропал без вести. Им оставалось только гадать, где покоится его прах. После войны его фото долгие годы находилось в музее Карталинского депо, как железнодорожника - одного из первых погибших в ВОВ.
Из воспоминаний бабушки: «Степан Ефимович, служил помощником машиниста. Локомотивная бригада паровоза, в составе которой служил дед, сделала всего две поездки на линию фронта. Во время второй поездки он сумел на одну ночь заскочить домой, так как паровоз обслуживался в Карталинском депо. Ушедший во вторую поездку, дед не вернулся больше никогда».
Благодаря сайту «Мемориал» удалось узнать, что мой дед Овечкин Степан Ефимович пропал без вести на участке железной дороги Купянск – Валуйки. Очень хотелось выяснить боевой путь своего деда. Ничего другого не оставалось, как отследить боевой путь 80 отдельного строительного путевого железнодорожного батальона. О боевом пути 13 отдельной железнодорожной бригады, в которую входил батальон я нашла сведения в мемуарах генерал-полковника технических войск Павла Алексеевича Кабанова.
В своих воспоминаниях, он пишет: «23 января 1942 года по решению Главнокомандующего, было развернуто скоростное строительство Волжской правобережной рокадной дороги от Иловли, через Петров Вал, Саратов, Сызрань до конечной станции Свияжск, общей протяженностью более 1000 км».
«С февраля месяца железнодорожные войска и отряды спец формирований Юго-Западного фронта обеспечивали бесперебойную работу дорог и готовили их к загружению, вывозили народное имущество в тыл. Большим и трудоемким делом была разборка и отправка в тыл рельсов и скреплений. Железнодорожные войска снимали вторые пути, в течение 1942 года они сняли и отправили на восток страны 667 километров рельсов и 800 комплектов стрелочных переводов. Были демонтированы несколько сахарных заводов для перевозки которых потребовались 13 тысяч вагонов».
Павел Алексеевич вспоминает: «для строительства Волжской рокадной дороги в начале апреля стали прибывать строительные батальоны. Шли пешком, только кухни и инструмент везли на подводах. Размещались на хуторах и селах недалеко от места работы. Земляные работы выполняли вручную. В мае – июне 1942 года немецко-фашистские войска перешли в наступление на юге фронта. Перед железнодорожными войсками встала новая задача по заграждению железных дорог. Особенно большие заграждения были произведены частями 5, 13, 19, 27-й бригад в районе Купянска, Валуйек, Алексеевки, Лисок, Старого Оскола».
Действовали железнодорожные войска в сложной обстановке. 5 июля 1942 года противник перерезал линию Валуйки – Лиски и устремился на Россошь. Части, осуществлявшие заграждение в районе Купянска, Валуек и Алексеевки, лишились железнодорожной связи со своими штабами и тылами. Командиры бригад и батальонов не знали оперативной обстановки, об отходе войск узнали в своих подразделениях, создалась угроза окружения.
Ставка Главнокомандующего 12 июля 1942 года расформировала Юго-Западный фронт и сформировала Сталинградский фронт. Начальником железнодорожных войск был назначен, тогда еще, полковник Павел Алексеевич Кабанов. В его распоряжение для прикрытия железных дорог были выделены 5, 13, 19, 27 отдельные железнодорожные бригады. Дислокация 13 отдельной железнодорожной бригады была на участке от станции Поворино до станции Иловля, и от станции Поворино до станции Балашов.
Фашисты всеми силами стремились сорвать движение на коммуникациях. С 22 по 31 июля 1942 года на участок Поворино – Сталинград, противник произвел 58 налетов сбросив 1138 бомб. Особенно ожесточенной бомбардировке подверглись Иловля, Арчеда, Качалино. Авиация противника нанося массированный удар, уничтожила весь товарный парк, станционные сооружения, вагоны, платформы - все было объято огнем.
Из оригинала журнала «Именного списка безвозвратных потерь личного состава 80-го отдельного строительного путевого железнодорожного батальона 13-той отдельной железнодорожной бригады, датируемого периодом с 1 июня по 1 августа 1942 года». Овечкин Степан Ефимович значится за номером 1210. Запись находится на 86 странице журнала, всего журнал состоит из 90 страниц, где сделаны 1263 записи. Из чего можно сделать вывод, что мой дед Овечкин Степан Ефимович погиб в последние дни июля, возможно в результате массированного авиационного удара, возле Иловли.
На память о дедушке Овечкине Степане Ефимовиче осталось, только фото, датируемое 1930 годом, где он запечатлен среди рабочих Карталинского депо, сидящим во втором ряду с лева в форме железнодорожника.
Я помню, я горжусь своим дедом – Овечкиным Степаном Ефимовичем.
Боевой путь
Воспоминания
Из воспоминаний бабушки - Мальцевой марины Кузьмовны
«Степан Ефимович, служил помощником машиниста. Локомотивная бригада паровоза, в составе которой служил дед, сделала всего две поездки на линию фронта. Во время второй поездки он сумел на одну ночь заскочить домой, так как паровоз обслуживался в Карталинском депо. Ушедший во вторую поездку, дед не вернулся больше никогда».