Василий
Кириллович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой отец, Овчаренко Василий Кириллович (1912) окончил Харьковское танковое училище. Прошел длинный боевой путь, начиная с войны с белофиннами в 1940 г. В 1943 - капитан, командовал 2 отдельным автобатальоном в/ч НКО 5285 (ГРУ Генштаба). Два автобата этой в/ч НКО 5285 в 1937-44 годы возили в Китай (Синьцзян) оружие для Чан-Кайши и Джу Дэ (винтовки, пулеметы, пушки, снаряды и патроны и легкие танки), оттуда тайно везли урановую руду в двойных бумажных мешках по 60 кг. Перевозки оружия были строго засекречены, но были только прикрытием перевозок урановой руды. В батальоне было вначале порядка 450 грузовиков ЗИС-5/6. Потом их заменили на Студебеккеры, после 1945 ЗИС-153/158. ЗИС-5/6 были трехтонки, За один рейс батальон перевозил порядка 1350 т. руды (до железнодорожной станции Сары-Озек, там была база дислокации части, там родилась моя старшая сестра Татьяна, 1944. В батальоне были особые ремонтные роты. Вдоль трассы были оборудованы 20 специальных стоянок с базами ГСМ и казармами. Длина трассы составляла более 3000 км, а рейс в одну сторону длился около месяца. В структуре отдельного дивизиона 8285 был специальный летный отряд. Они летали, насколько я видел позднее в Забайкалье, на истребителях. Вели разведку обстановки на трассе, осуществляли оперативную связь и защиту автомобильных караванов от японских бомбежек. Полевые аэродромы в местах дислокации части на снимках Google видны до сих пор. После 1944 г часть перебросили в Забайкалье - Наушки (здесь родилась средняя сестра Валентина , 1946), Кяхта, Соловьевск, Борзя, Хада-Булак и др. Задачи те же – перевозка урановой руды из Монголии, Китая и Забайкалья. В 1945 часть воевала с японцами и обеспечивала бросок через Гоби и Хинган. После 1949 (видимо 1950-51) прошли трагические испытания ЯО "Сенильга"- марш-бросок батальона на танках через ядерный эпицентр с интервалом 30 минут после взрыва. После этого отец часто лечился (отказывали почки). В хрущевские времена (1957) часть была расформирована, основной состав демобилизован (последний пункт -железнодорожные разьезды 79/77 около города Борзи - моя малая родина 1948). Следы пребывания воинской части в этих местах видны до сих пор – развалины гарнизонов и укрепрайоны Хада-булак, Падь-Уксахи. В это время отец был зам. ком. полка, подполковник. Командир был полковник Журкин. Отец был награжден медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», орденами «Красной Звезды» и «Красного знамени», Монгольской медалью «Бид Ялав», а также многочисленными юбилейными медалями. После демобилизации работал в Министерстве автомобильного транспорта Казахстана, директором автобазы, автотреста, начальником контрольно-ревизионного отдела министерства. За вывоз урожаев зерна на целинных землях в 60-годы был награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». Умер в Алма-Ате в 1968 г от миеломной болезни крови в возрасте 56 лет. Отец был скромным, ответственным и героическим человеком. О перевозках урана из Синьцзяна и испытаниях ядерного оружия в Забайкалье он рассказал мне, будучи уже тяжело больным. Он внес свой посильный героический вклад в создание ядерного щита СССР. Военные операции и деятельность отдельного дивизиона НКО 8285 до сих пор засекречена, хотя прошло уже около 80 лет.
Боевой путь
Мой отец, Овчаренко Василий Кириллович (1912) окончил Харьковское танковое училище. Прошел длинный боевой путь, начиная с войны с белофиннами в 1940 г. В 1943 - капитан, командовал 2 отдельным автобатальоном в/ч НКО 5285 (ГРУ Генштаба). Два автобата этой в/ч НКО 5285 в 1937-44 годы возили в Китай (Синьцзян) оружие для Чан-Кайши и Джу Дэ (винтовки, пулеметы, пушки, снаряды и патроны и легкие танки), оттуда тайно везли урановую руду в двойных бумажных мешках по 60 кг. Перевозки оружия были строго засекречены, но были только прикрытием перевозок урановой руды. В батальоне было вначале порядка 450 грузовиков ЗИС-5/6. Потом их заменили на Студебеккеры, после 1945 ЗИС-153/158. ЗИС-5/6 были трехтонки, За один рейс батальон перевозил порядка 1350 т. руды (до железнодорожной станции Сары-Озек, там была база дислокации части, там родилась моя старшая сестра Татьяна, 1944. В батальоне были особые ремонтные роты. Вдоль трассы были оборудованы 20 специальных стоянок с базами ГСМ и казармами. Длина трассы составляла более 3000 км, а рейс в одну сторону длился около месяца. В структуре отдельного дивизиона 8285 был специальный летный отряд. Они летали, насколько я видел позднее в Забайкалье, на истребителях. Вели разведку обстановки на трассе, осуществляли оперативную связь и защиту автомобильных караванов от японских бомбежек. Полевые аэродромы в местах дислокации части на снимках Google видны до сих пор. После 1944 г часть перебросили в Забайкалье - Наушки (здесь родилась средняя сестра Валентина , 1946), Кяхта, Соловьевск, Борзя, Хада-Булак и др. Задачи те же – перевозка урановой руды из Монголии, Китая и Забайкалья. В 1945 часть воевала с японцами и обеспечивала бросок через Гоби и Хинган. После 1949 (видимо 1950-51) прошли трагические испытания ЯО "Сенильга"- марш-бросок батальона на танках через ядерный эпицентр с интервалом 30 минут после взрыва. После этого отец часто лечился (отказывали почки). В хрущевские времена (1957) часть была расформирована, основной состав демобилизован (последний пункт -железнодорожные разьезды 79/77 около города Борзи - моя малая родина 1948). Следы пребывания воинской части в этих местах видны до сих пор – развалины гарнизонов и укрепрайоны Хада-булак, Падь-Уксахи. В это время отец был зам. ком. полка, подполковник. Командир был полковник Журкин. Отец был награжден медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», орденами «Красной Звезды» и «Красного знамени», Монгольской медалью «Бид Ялав», а также многочисленными юбилейными медалями. После демобилизации работал в Министерстве автомобильного транспорта Казахстана, директором автобазы, автотреста, начальником контрольно-ревизионного отдела министерства. За вывоз урожаев зерна на целинных землях в 60-годы был награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель». Умер в Алма-Ате в 1968 г от миеломной болезни крови в возрасте 56 лет. Отец был скромным, ответственным и героическим человеком. О перевозках урана из Синьцзяна и испытаниях ядерного оружия в Забайкалье он рассказал мне, будучи уже тяжело больным. Он внес свой посильный героический вклад в создание ядерного щита СССР. Военные операции и деятельность отдельного дивизиона НКО 8285 до сих пор засекречена, хотя прошло уже около 80 лет.
Воспоминания
Урановая руда для ядерного Щита СССР
Мой отец - Овчаренко Василий Кириллович в жизни был скромным, очень сдержанным, но твердым человеком. Основные факты его биографии мне стали известны только после его смерти в 1968 году. Демобилизован он был в звании подполковника в 1957 г. из в/ч 5285 особая бригада НКО (ГРУ Генштаба), которая в то время дислоцировалась в Забайкалье в районе рудника "Шерловая гора". Отец был сиротой, воспитывался в детском доме, окончил рабфак, был в 1930 г. призван в Красную Армию. После года службы по рекомендации командиров поступил в Харьковское танковое училище. Воевал с белофинами в 1940 г. В 1937-1944 он командовал 2 отдельным автобатальоном особой бригады НКО 5285 (ГРУ Генштаба). Эта бригада, под прикрытием перевозок оружия в Китай (винтовки, пулеметы, пушки, снаряды, патроны и легкие танки), занималась тайными перевозками урановой руды из Синьцзяна на железнодорожную станцию Сары-Озек. Руда перевозилась в двойных бумажных мешках на трехтонных грузовиках ЗИС-5/6. В батальоне было порядка 450 грузовиков, которые постепенно менялись на американские "Студебеккеры", а потом позднее на ЗИС-153/158. Рейсы батальона и бригады в Китай и Монголию длились по месяцу. В 1945 году бригада была передислоцирована в Забайкалье и приняла участие в войне с Японией. Однако продолжала возить урановые руды из Китая, Монголии и Забайкалья. В 1950-51 годах (Забайкалье) отец принимал участие в учениях "Сенильга" с применением ядерного оружия. Его батальон на танках через полчаса после наземного ядерного взрыва преодолевал эпицентр и доказывал надежность танковой брони от радиоактивного излучения. После хрущевской демобилизации в 1957 году в звании подполковника, вплоть до своей смерти в 1968 году, отец страдал почечной недостаточностью. Умер он в Алма-Ате в институте переливания крови от миеломной болезни в возрасте 56 лет. Отец был награжден медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», орденами «Красной Звезды» и «Красного знамени», Монгольской медалью «Бид Ялав», а также многочисленными юбилейными медалями.
После войны
После демобилизации в 1957 году отец работал в Министерстве автомобильного транспорта Казахстана. Директором автобазы, начальником автотреста, начальником контрольно-ревизионного отдела министерства. Ежегодно, осенью он руководил автоколоннами по вывозу урожая с Казахстанской целины. Награжден медалью "За освоение целинных и залежных земель". О перевозках урана из Синьцзяна и испытаниях ядерного оружия в Забайкалье он рассказал мне, будучи уже тяжело больным. Он внес свой посильный героический вклад в создание ядерного щита СССР. Военные операции и деятельность отдельного дивизиона НКО 8285 до сих пор засекречена, хотя прошло уже около 80 лет. Я считаю необходимым рассказать о боевом и героическом пути моего отца и его сослуживцев, которых уже никого нет в живых. Это они обеспечили нам послевоенное мирное небо на 75 лет, отдав за это свое здоровье и жизнь.