Григорий
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С 1941г. на Южном фронте, затем, с июня 1942г. по июнь 1943г. на Закавказском и Северо-Кавказском, далее, на Брянском, Центральном и Белорусском.
Награжден медалью «За оборону Кавказа».
Красноармеец, шофер 85 отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона.
При наводке переправу на р.Кубань у станицы Васюринская машины с переправочным имуществом шли по дороге, находившейся под обстрелом со стороны противника. Григорий Иванович своевременно подъехал к месту разгрузки, в пути помог двум молодым водителям в ремонте их машин.
Приказом от 27 марта 1943г. был награжден медалью «За отвагу».
06 февраля 1945г. наши части приступили к форсированию р.Одер- последней крупной водной преграды на пути к Берлину. Противник хорошо понимал это и всеми средствами пытался не допустить переправы советских войск. Левый берег Одера был выше правого, что давало противнику преимущество в размещении огневых средств. Все дороги на подступах к реке простреливались, налеты авиации не прекращались. Несмотря на это, переправа была налажена. Работать приходилось только ночью.
07 февраля на дороге от паромной переправы с донесением в штаб батальона на машине «Пикап», попав под обстрел самолета противника «Фокке-Вульф 190», тяжелое ранение получил старший лейтенант Кармановский Николай Васильевич, погиб водитель пикапа красноармеец Остапенко.
Похоронен в д.Фридрихсвилл, в 20км. восточнее г.Франкфурт-на-Одере.
Боевой путь
Батальон сформирован 10 сентября 1941г. в пос. Большой Янисоль (ныне Великая Новосёлка Донецкой области) из личного состава 11 и 16 отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов.
Командир- капитан Масик Петр Исаакович, политрук Салищев Семен Иосифович.
14 сентября батальон полностью укомплектован личным составом. Занимается боевой подготовкой.
15 сентября получен приказ- произвести разведку р.Северный Донец на участке Ростов-на-Дону – Изюм.
22 сентября- приказ переехать в Талаковку под Мариуполем, с 24 сентября разместились в Талаковке.
7 октября- приказ о передислокации в хутор Бронницкий (Ростовская обл). С 9 октября в Бронницком. Проводится инженерная разведка рек Дон и Северный Донец.
13 октября- наладив переправу через р.Северный Донец переехали на левый берег в хутор Хрящевский. Началось строительство наплавного моста в районе хутора Апаринский. 26 октября закончили строительство.
30 октября передислокация в станицу Трехостровскую (Волгоградская обл), прибыли 4 ноября. Приступили к постройке моста через р.Дон. Распутица затрудняла ход работ. 18 ноября мост был закончен. Приступили к боевой подготовке. Взяты под охрану и на обслуживание несколько близлежащих мостов.
С 18 января 1942г. передислокация в г.Калач. С 22 января приступили к боевой подготовке.
В конце апреля передислокация в г.Каменск у р.Северный Донец.
В апреле численный состав батальона- командный состав 55 человек, младший нач.состав 105 человек, рядовых- 559 человек.
В конце мая- в станицу Краснодонецкая.
13 июля район дислокации батальона подверглась противником шестикратной бомбардировке.
15-16 июля батальон передислоцировался в район станицы Мелеховской.
18 июля 1942г. батальону предстояло навести переправу на р.Дон в районе станицы Мелеховская. 2 августа был построен мост через р.Кубань. Батальон оборонял переправу. Когда создалась угроза захвата моста, его подорвали.
12 августа 1942г. батальон вошел в состав Северо-Кавказского фронта.
С 20 августа батальон готовит заграждения в районе Лазаревская. В конце сентября совершает марш Лазарвеская- Сухуми, грузится в эшелоны и направляется в г.Тбилиси. 2 октября преодолевает Главный Кавказский хребет и 3 октября сосредотачивается в районе г.Грозный. Производится разведка мест наведения переправ и постройки мостов на горных реках.
3 января 1943г. ведется постройка моста через р.Терек в районе г.Моздок для наступавших на город танковой бригады. Батальон следует за наступающими частями, в готовности к наведению переправ в предполагаемых местах форсирования водных рубежей. С 8 января батальон сопровождал танковую бригаду, продвигавшуюся в направлении Минеральные воды- Ново-Георгиевск.
В конце января наши части вышли к р.Кубань, через которую батальон строит мост. В период с 10 по 20 марта батальоном построено 8 балочных мостов общей длиной 211 метров. Отремонтировано 40 километров дорог. Мост под грузы 35 тонн, длиной 127 метров через р.Протока в районе Сад Гигант был построен за 34 часа.
С 20 марта батальон строит плавсредства для десантных отрядов, действующих в Темрюкских лиманах.
11 июня батальон эшелонами отправляется до ст.Кашира. С 18 июня размещается в д.Лужники.
Совершает марш через Калугу в Козельск, с 9 июля в подчинении 11 гвардейской армии. За 10 дней построено 10 мостов через реки Жиздра, Рессета и Лавотянка.
С 20 июля- в подчинении 11 армии Брянского фронта. Отремонтировано и восстановлено 67 взорванных мостов. Проведено разминирование дорог, мостов и минных полей.
С 10 августа- в подчинении 50 армии, проводится подготовка к форсированию р.Десна. Построен понтонный мост и три балочных моста.
С 22 сентября в подчинении 61 армии. Совершив 800-километровый марш, батальон приступил к организации форсирования р.Днепр. 25 сентября в районе Дымарка наведен наплавной мост. 3 октября мост был разбит авиацией противника. Собрав паром, батальон продолжил переправу войск и боеприпасов.
30 сентября получен приказ- организовать десантную переправу у г.Любеч. В ночь с 30 сентября на 1 октября под огнем противника переправлено два полка пехоты с вооружением и боеприпасами.
В ночь на 4 октября организована десантная переправа в районе д.Змеи.
В ночь на 8 октября паромы переправляли танки и самоходную артиллерию. Во время занятия плацдарма на правом берегу р.Днепр, мосты разводились на день и, с наступлением темноты, собирались вновь.
За умелое обеспечение форсирования р.Днепр 85 отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон представлен к ордену Ленина, Указом от 15 августа 1944г. награжден орденом Красного Знамени.
10 ноября 1943г. батальон находился в районе Гута (Черниговская обл.). В честь 2-й годовщины формирования батальона был устроен офицерский вечер. Командир части вручил правительственные награды бойцам и офицерам.
С 11 ноября батальон в подчинении 11 армии севернее г.Гомель. В районе д.Ветка через реку Сож организована паромная переправа, за ночь переправлен танковый полк, захвативший плацдарм на правом берегу реки. Когда враг был отброшен от реки, батальон приступил к наведению моста. 26 ноября г.Гомель был освобожден. Батальону присвоено почетное звание «Гомельский».
27 ноября в подчинении 3 армии, в районе г.Пропойск (Славгород, Белоруссия). Батальон приступил к боевой подготовке. Одновременно велась подготовка к строительству моста через р.Днепр.
18 декабря подполковник Масик Петр Исакович, в связи с переводом на должность командира 4 понтонного полка, сдал батальон новому командиру- капитану Морозову Петру Григорьевичу.
В феврале 1944г. батальон передислоцировался в д.Даниловичи, севернее г.Гомель. Продолжая заниматься боевой подготовкой.
С 9 марта в подчинении 3 армии, в числе нескольких батальонов приступил к постройке моста через р.Днепр общей длиной 2000м.
21 марта передислокация в Новый Быхов. Начал подготовку к постройке моста через р.Днепр.
С 8 апреля передислокация в г.Шихов. Батальон получил в обслуживание мост через р.Днепр. Немецкая авиация пыталась разбомбить мост, после каждого налета производился его ремонт. Для пропуска бронекатеров на г.Жлобин, водолазы батальона расчистили фарватер на своем участке.
27 июня получен приказ на форсирование р.Днепр в районе г.Жлобин. Единственная дорога к дамбе была заминирована, взорваны два моста. Батальон разминировал дорогу и возвел мосты. Пробился к Днепру и возвел переправу на 20 минут раньше заданного срока.
2 июля наведен мост через р.Березина в районе г.Бобруйск.
4 июля передислокация по маршруту Ровно-Луцк-Ковель. 19 июля сосредоточились в д.Волочек, перешли в подчинение 8 гвардейской армии.
20 июля наведен понтонный мост через р.Западный Буг в районе д.Опалин. 21 июля возведены свайные мосты под грузы 30 и 60 тонн.
24 июля батальон построил мост через р.Свинка в районе польского г.Цицув.
26 июля передислокация в район г.Камень, началась подготовка к форсированию р.Висла.
С 1 августа в подчинении 69 армии, передислокация в д.Вулька. 2 августа получен приказ- организовать паромную переправу в районе д.Кемпа-Хотецка. В 3 часа 4 августа началась переправа танков, самоходных орудий и пехоты.
15 августа за отличное выполнение заданий по переправе войск через водные рубежи батальон награжден орденом Красного Знамени.
22 августа батальон приступает к строительству свайного моста, продолжая вести паромную переправу, строя десантные лодки.
31 августа передислокация в район Казимеж для организации паромных и мостовых переправ.
5 сентября началась постройка свайного моста в районе Бохотница. 10 сентября мост длиной 520 метров был готов.
С 25 сентября батальон, с приданными ему 5 понтонными батальонами, начал возведение деревянного двухколейного моста под грузы 60 тонн. В период строительства были задержаны две группы немецких диверсантов-подрывников, расстреляно несколько плавучих мин, сброшенных с самолетов в реку. 30 сентября строительство моста закончено.
10 сентября состоялся офицерский вечер в честь 3 годовщины формирования батальона. На вечере присутствовал подполковник Масик.
7 ноября батальону вручено Красное знамя и орден Красного Знамени. После вручения знамени проведен парад части.
До 16 января 1945 года батальон занимался обслуживанием построенных мостов и переправ. Велась боевая подготовка и ремонт техники.
17 января прибыли в г.Радом.
18 января построен мост через р.Пеллица в районе Маяковеч.
23 января наведен понтонный мост через р.Варта в районе Нерки (Nerki).
25 января батальон в г.Шрода.
31 января снят с должности майор Морозов, командиром батальона назначен капитан Мордовин Кирилл Григорьевич, заместителем- капитан Губаев Федор Сергеевич.
5 февраля в 25км северо-восточнее г.Франкфурта-на-Одере, в д.Фридрихсвилл.
6 февраля приступили к форсированию р.Одер. Ночью собран паром, переправлены батальон пехоты, 6 орудий и 3 танка. Противник ведет обстрел берега и реки, переправа работает в темное время суток. За ночь паромы делают 16-18 рейсов.