Фёдор
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В мае 1940 года Фёдора Васильевича призвали в армию. В июне этого же года был направлен в 104 пушечный артиллерийский полк в звании рядового. Сначала был под Мурманском в полковой школе инструктором по практическому вождению автомашин. На второй день войны дедушка получил приказ прибыть на полуостров Рыбачий, где он занимался перегоном машин в порт для погрузки и отправки в тыл. Дальнейшая служба его проходила на этом полуострове. Он был шофёром на машине ЗИС-5, в кузове которой был установлен четырёхспаренный пулемёт для противовоздушной обороны. По воспоминаниям деда самое страшное за время войны было немецкие бомбёжки и злые коварные бураны. Раз он вёз снаряды в часть, а над головой немецкий самолёт кружил, бомбы начал сбрасывать. Одна попала рядом с валуном весом в 1,5 тонны. Его взрывной волной подняло и бросило на машину на мотор, кабину обрубило по самые дедушкины ноги. В другой раз он вёз продукты в часть, как из-за сопки вылетел вражеский самолёт и начал пулемётный обстрел. У прадедушки в кабине была винтовка над лобовым стеклом, пулемётной очередью расщепило её приклад, в этот момент прадед вывалился через дверь, а самолёт сбросил бомбу прямо в машину. А как-то раз прадедушка двое суток подряд без сна и отдыха подвозил на огневые позиции боеприпасы по единственной и очень опасной дороге. На одном из участков она хорошо просматривалась противником. Каждый раз нужно было проскочить этот отрезок под жестоким огнем врага. Он рисковал жизнью. Снаряды рвались один за другим. Но дед упрямо пробивался вперед, доставляя опасный груз. Так несколько раз в течение дня. Однажды зимой бомба разорвалась около машины, его выбросило в воронку, сутки он в ней провёл, пока его не нашли, простудил лёгкие. Его отправили в госпиталь, лечили, но кашель остался у него на всю оставшуюся жизнь. Один раз, когда была пурга, дедушка вёз боеприпасы и заблудился, переехал все минные поля и узнал об этом уже от постовых, которые удивлялись, как такое возможно. Помимо холода мой дедушка испытал и голод. Когда немцы пытались взять Мурманск, полуостров был отрезан от материка, продовольствие сбрасывали с самолётов, но не всегда удачно, продуктов не хватало. Приходилось ловить рыбу, тюленей. День Победы он встретил во Владивостоке. Домой дед вернулся в ноябре 1946 года, награждён медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Японией», «За победу над Германией». К сожалению, из этих военных наград сохранилась до наших дней только медаль «За боевые заслуги», остальные потеряны моим папой, когда он был маленьким. Но у дедушки много юбилейных медалей: «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945», «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «70 лет Вооружённых Сил СССР», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Медаль Жукова», орден «Отечественной войны» 2 степени, знак «Ударник коммунистического труда». Мой дедушка был хорошим человеком: честным, добрым, весёлым, трудолюбивым, умным, любознательным, он много читал и мог рассказать обо всём на свете, ответить на любой вопрос, многому научить. У него были золотые руки. Он сам построил дом, в котором потом жил с моей бабушкой и моим папой, этот дом стоит и по сей день. На мебель, которую он сам смастерил, любо дорого посмотреть. Он никогда не сидел без дела, трудился до последнего дня и умер в 1999 году, не дожив до своего 82-летия. Я горжусь своим дедушкой и всеми, кто внес свой вклад в Победу в этой страшной, грозной войне, подарив нам чистое мирное небо над головой. Они стойко и мужественно вынесли эти суровые военные годы, дедушки с оружием на фронтах, бабушки в тылу у станков на заводах и на полях в деревнях и сёлах. Низкий поклон за мир, за нашу спасенную землю. Честь им и слава!
Боевой путь
После войны
С войны вернулся в ноябре 1946 года и устроился на Государственный Союзный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени завод, где и проработал до 1977 года сначала токарем, потом шофёром.