Опрокиднев Борис Константинович
Опрокиднев
Борис
Константинович
старший лейтенант
5.10.1921 - 2.04.1945

История солдата

В 1940г. окончил Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей (летнабов).

В ноябре 1941г. на базе Челябинской авиационной школы стрелков-бомбардиров был сформирован 685 ночной бомбардировочный авиаполк. Имел на вооружении самолеты Р-5. Вошел в состав ВВС 10 армии Западного фронта. 

Экипаж самолета Р-5: летчик лейтенант Капральный Александр Андреевич, стрелок-бомбардир сержант Опрокилнев (согласно донесениям- экипаж №4).

Один из вылетов экипажа состоялся 23 декабря 1941г. с 12-45 по 16-10. Экипаж вел разведку в районе Тула- Белев- Козельск- Сухиничи. В районе станции Музалевка был обстрелян самолетом Ю-88 (Юнкерс). В районе Черепеть – обстрелян зенитным орудием.

25 декабря 1941г. экипаж с 10-22 по 13-29 выполнил разведку по маршруту Лаптево- Титово- Вороново- Козельск- Лихвин.

В конце марта 1942г. полк был передан в подчинение ВВС Западного фронта. Участвовал в Ржевско-Вяземской операции. В конце марта 1942г. полк был передан в подчинение ВВС Западного фронта. Участвовал в Ржевско-Вяземской операции. Базировался в Грабцево под Калугой. 

19 мая 1942г. выведен в резерв на переформирование. Был перевооружен на самолеты Ил-2. В тот период штурмовики Ил-2 были одноместной модификации. Стрелки-бомбардиры, входившие в состав экипажей были направлены в другие воинские части. 

Группа стрелков-бомбардиров в которую входили: Друзь Борис Антонович, Галимов Закий Зинатович, Домнин Гурий Иванович,  Опрокиднев Борис Константинович, Сапожников Валентин Павлович, Саутин Павел Тимофеевич, Теплых Михаил Григорьевич- была направлена в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк. Личный состав полка с 18 мая 1942г. находился в Казани, в составе 9 запасного авиационного полка, готовя экипажи для других частей. 

С 9 февраля по 10 марта полк на самолетах Пе-2 перебазировался в Петровск в 15 отдельный разведывательный запасной авиационный полк и приступил к прохождению программы по курсу разведывательной авиации.

21 апреля 1943г. стрелки-бомбардиры были назначены летнабами (летчиками-наблюдателями), им было присвоено звание младший лейтенант.

К 21 мая обучение было окончено. Полк преобразован в 511 отдельный разведывательный авиаполк. Командир полка майор Бабанов Анатолий Александрович. На вооружении полк имел самолеты Пе-2.

Со 02 по 04 июня перебазировался на аэродром Воронеж и вошел в состав 5 воздушной армии. 19 июля 1943г. приступил к выполнению боевых задач по воздушной разведке с аэродрома Чернянка. Вел разведывательную работу в интересах войск Степного фронта, участвовал в операциях на Белгородском и Харьковском направлениях. 

22 мюля 1943г. экипаж самолета Пе-2 летчик младший лейтенант Савенков Николай Константинович, летнаб младший лейтенант Опрокиднев Борис Константинович, воздушный стрелок-радист старший сержант Лузанов Иван Петрович произвел площадное фотографирование на участке Архангельское- Болховец.

04 августа 1943г.- в глубоком тылу на участках Грайворон- Ахтырка, Ахтырка- Опошня. Экипаж был атакован четверкой истребителей Ме-109 (Мессершмитт). Летчик умелым маневром увел самолет от преследования. Экипаж выполнил задание.

08 августа 1943г. экипаж вскрыл отход противника от Харькова.

На 15 августа полк дислоцировался на аэродроме Яблоново. Полк участвовал в Харьковской операции.

11 августа 1943г. провел разведку дорог в районе Харькова, Карловки, Люботина, аэродрома Полтава

16 августа 1943г.- районов Карловки. Краснограда.

К 24 августа 1943г. произвел 14 боевых вылетов.

Приказом от 03 сентября 1943г. младший лейтенант Опрокиднев был награжден орденом Красного Знамени.

19 августа 1943г. экипаж обнаружил переброску войск противника в район Мерефа.

27 августа 1943г.- провел разведку станций Сохновщина, Красноград, дорог на Новая Водолага, Полтаву, Карловку, аэродрома Полтава. В полете был атакован четверкой истребителей Ме-109, огнем пулеметов все атаки были отбиты.

Следующие известные боевые вылеты экипажа- 29 августа, 05 сентября, 04 и 11 октября.

К 19 октября 1943г. младший лейтенант Опрокилнев совершил 35 боевых разведывательных вылетов.

Приказом от 16 ноября 1943г. был награжден орденом Отечественной войны II степени.

15 декабря 1943г. на высоте 1000м. в районе Виска при выходе из облачности, экипаж был внезапно атакован с дистанции 150м. двумя истребителями Ме-109 (Мессершмитт). Атаки производились одновременно снизу-слева и сбоку-слева. Открыв ответный огонь, стрелок-радист Лузанов сбил один истребитель, который загорелся и упал в районе д.Мироновка. Второй со снижением ушел на свою территорию. Самолет Пе-2 с 13 пулевыми пробоинами, благополучно вернулся на свой аэродром.

В январе 1944г. экипаж вел разведку районов Свигерево, Высокогорье, Апостолово, Долгинцево, Кривой Рог, Бобринец, Николаев, Константиновка, Первомайск, Добрянка. 

В конце марта 1944г. командиром полка назначен подполковник Берман Семен Давидович.

30 марта 1944г. экипаж лейтенанта Савенкова выполнял задание по обнаружению отхода войск противника в районах Кишинев, Тирасполь, Дубосары, переправы через р.Днестр. В результате обнаружено несколько автоколонн общей численностью около 6100 автомашин, 15 железнодорожных составов, на аэродромах до 200 самолетов разного типа.

К 20 апреля лейтенант Опрокиднев совершил 50 боевых вылетов. Приказом от 09 июня 1944г. был награжден орденом Красного Знамени.

В мае экипаж вел разведку территории Молдавии.

К средине июня 1944г. старший лейтенант Опрокиднев произвел 72 успешных боевых вылетов. Был представлен к ордену Ленина, приказом от 23 июля 1945г. был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Основным способом разведки оборонительных рубежей противника было фотографирование. В полку было два-три отлично подготовленных экипажа, выполнявших самые сложные задачи по фотографированию площадей, занятых противником. Одним из таких экипажей к лету 1944г. стал экипаж Савенкова Николая Константиновича. В июле 1944г. экипаж, кроме выполнения задач по визуальной разведке, производил фотографирование переднего края обороны и других оборонительных рубежей в тылу противника на участке 5300 кв.км. По заданию военно-топографического отдела Генерального Штаба Красной армии произведено фотографирование площади 20018 кв.км. За выполнение этого задания начальником военно-топографического отдела штаба 2 Украинского фронта полковником Еремеевым Владимиром Георгиевичем экипажу дана оценка «отлично».

Фотографирование оборонительных рубежей противника, как правило, производилось в ясную погоду. Подход к цели осуществлялся на высоте 6000-7000м. со снижением до заданной с приглушенными моторами. Благодаря тщательной подготовке к каждому вылету, экипаж не имел ни одного возврата или полного невыполнения боевого задания. 

07 августа 1944г. экипаж выполнял фотографирование оборонительных рубежей на маршруте Холбоака, Космешть, Агапиа. Обнаружено: на отдельных участках противотанковые рвы, проволочные заграждения, ходы сообщения, 5 зенитных батарей, ДОТы, ДЗОТы, 20 артиллерийских позиций, 13 железнодорожных составов. 

09 августа 1944г. экипаж производил фотографирование переднего края обороны противника на участке Яссы- Пашкари. Полет проходил на высоте 3000м. с прикрытием 4 истребителей Ла-5. Первая пара находилась справа-сзади на 50м. выше. Вторая- слева-сзади, выше на 150-200м. На втором заходе, не долетая до Тыргу-Фрумус, слева на дистанции 1000м экипаж заметил 2 истребителя FW-190 (Фокке-Вудьф). Командир через стрелка-радиста передал сигнал истребителям прикрытия. Левая пара развернулась в сторону противника и начала производить атаку. Истребители противника, не вступая в бой, ушли с правым разворотом и резким снижением на свою территорию.

16 августа 1944г. командир полка подполковник Берман подписал представления к званию Героя Советского Союза на Савенкова Н.К. и Опрокиднева Б.К.

13 ноября 1944г. экипаж вел разведку войск противника по маршруту: Асад, Шаха, Витра, Комарно, Будапешт. На железнодорожной станции Паркань обнаружено: 10 составов, на Келенфельд- 16 составов, на р.Дунай севернее Будапешта- 38 барж. В г.Будапешт- 4 действующих моста, 20 причалов, 22 баржи. На железнодорожной станции 4 состава.

05 декабря 1944г. экипаж выполнял разведывательный полет по маршруту Бам, Шахы, Нитра, Комарно,  Естрергом, на трех железнодорожных станциях обнаружено 24 состава и 185 рассредоточенных вагонов.

25 января 1945г. старший лейтенант Опрокиднев был награжден Летной медалью (США).

К апрелю 1945г. экипаж совершил более 130 успешных боевых вылетов.

02 апреля 1945г. в 20-30км. севернее Братиславы экипаж в составе: командир авиаэскадрильи старший лейтенант Савенков Николай Константинович, штурман авиаэскадрильи старший лейтенант Опрокиднев Борис Константинович и стрелок-радист старший сержант Лузанов Иван Петрович был атакован двумя истребителями противника. Экипаж на большой скорости со снижением начал уходить на свою территорию, отбивая атаки огнем пулеметов и гранатами АГ-2.  В результате- атака была отбита. Восточнее Братиславы, на высоте 4500м. экипаж был повторно атакован двумя истребителями противника. После первого боя боеприпасы были на исходе и вскоре закончились. Истребителям противника удалось поджечь самолет Пе-2, летчик, штурман и стрелок-радист получили ранения. Когда пламя стало подбираться к Ивану Петровичу, он выбросился через верхний люк на парашюте. Летчик и штурман в горящем самолете упали в районе д.Елка (10км. восточнее Братислава) и погибли. Стрелок-радист был доставлен в госпиталь.

Савенков Николай Константинович и Опрокиднев Борис Константинович были похоронены в п.Пештсенглеринд (Венгрия).

Указом Президиума ВС СССР от 15 мая 1946г. старшему лейтенанту Савенкову и старшему лейтенанту Опрокидневу присвоены звания Героев Советского Союза, посмертно.

Награжден медалью «За оборону Москвы».

Регион Свердловская область
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Екатеринбург
Место рождения г.Тюмень.
Годы службы 1939 1945
Дата рождения 5.10.1921
Дата смерти 2.04.1945

Боевой путь

Место призыва Свердловский ГВК, г.Свердловск.
Дата призыва 1939
Боевое подразделение 511 отдельный разведывательный авиаполк

Документы

Аэрофотоснимки, сделанные экипажем 13 ноября 1944г.

Аэрофотоснимки, сделанные экипажем 13 ноября 1944г.

автограф. 15 декабря 1941г.

автограф. 15 декабря 1941г.

Фотографии

Июнь 1942г. Казань.

Июнь 1942г. Казань.

С полковником Проценко Николаем Михайловичем

С полковником Проценко Николаем Михайловичем

Семья солдата

Вера
Опрокиднева Вера Николаевна

Жена. Служила в составе 514 отдельного батальона аэродромного обслуживания (полевая почта 45143), в 1945г. батальон обслуживал аэродром Кечкемет (Венгрия), на котором базировался 511 отдельный разведывательный авиаполк.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: