
Василий
Степанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
Участие моего дедушки Онуфриева Василия Степановича в Великой Отечественной войне.
В марте 1941 года 82-й батальон прибыл в Березовица-Остров для строительства обхода Тернопольского железнодорожного узла, здесь Василий Степанович Онуфриев и встретил войну.
Участие в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.):
С 22.06.1941г. по 26.02.1942г. помощник командира батальона (Юго-Западный фронт);
С 26.02.1942 по 04.03.1942г. начальник отдела заграждения и разминирования (Брянский фронт);
С 04.03.1942 по 15.07.1942г. начальник отдела заграждения и разминирования (Юго-Западный фронт);
С 15.07.1942 по 15.10.1942г. начальник отдела заграждения и разминирования (Сталинградский фронт);
С 15.10.1942 по 01.03.1943г. начальник отдела заграждения и разминирования (Воронежский фронт);
С 01.03.1943 по 27.10.1943г. начальник технической разведки и заграждения (Воронежский фронт);
С 27.10.1943 по 04.02.1944г. начальник технической разведки и заграждения (1-й Украинский фронт);
С 04.02.1944 по 16.08.1944г. командир батальона (1-й Украинский фронт);
С 16.08.1944 по 09.05.1945г. командир батальона (4-й Украинский фронт).
С 15.12.1938 служит в должности военинженера 3-го ранга, помощника комбата по технической части 82-го отдельного железнодорожного батальона 13 отдельной железнодорожной бригады (13 ождбр)( Приморский край).
В 1941 году стал военинженером 2-го ранга, помощником комбата по технической части 82-го отдельного железнодорожного батальона 13 отдельной железнодорожной бригады (13 ождбр)(Дальний Восток).
В октябре 1941 года начальник отдела заграждений УВВР-3 (управление военно-восстановительных работ) военный инженер 2-го ранга В. С. Онуфриев и его заместитель капитан П. А. Фролов, которые приобрели саперный опыт, разработали инструкцию по минированию и разминированию железных дорог, которая стала руководством и для минеров других фронтов. На ее основе ГУВВР разработало «Инструкцию по технике минирования и разминирования железных дорог», которая была издана и направлена в железнодорожные части в 1943 году (по книге И.Г. Старинова).
В 1942 году на участке Лихая — Сталинград был подготовлен к взрыву большой железнодорожный мост через Дон у разъезда Ложки. Подготовку моста к взрыву командир 27-й бригады поручил 52-му путевому батальону под командованием майора Н. С. Крутень, которому помогал начальник отдела заграждений УВВР военный инженер 2 ранга В.С.Онуфриев. Под огнем немецких танков мост был успешно взорван (по книге П.А. Кабанова).
В 1942-1943 годах начальник отдела заграждения железнодорожных войск Юго-Западного, Сталинградского, Воронежского и Первого Украинского фронтов. 03 июля 1944 года – инженер-подполковник, командир 14 мостового железнодорожного батальона 14 отдельной железнодорожной бригады (14 ождбр). В апреле 1945 года – инженер-подполковник, командир 18 мостового железнодорожного батальона 14 отдельной железнодорожной бригады (14 ождбр), район действий - Четвертый Украинский фронт. В 1944-1945гг. – командир 18 мостового железнодорожного батальона (восстанавливали мосты через Днепр, Вислу, Одер, виадуки в Карпатах и другие объекты). Так, например, на территории Чехословакии, восстанавливали мосты на реке Ольза на 287 км жд линии Моравска-Острава-Зебжидовице, реке Остравице на 269 км жд линии Моравска-Острава-Зебжидовице, на 220 км жд линии Моравска-Острава-Пржеров, через реку Быстричка на 206 км жд линии Оломоуц-Прага, через реку Бячева на 184 км жд линии Пржеров - Моравска-Острава; виадук на 27 км жд линии Михаляны-Кожице, мосты на 49, 52, 55 км жд линии Михаляны-Кожице.
Награжден следующими наградами:
- орден Красного Знамени[i] (№397577);
- орден Красной Звезды (приказ ЮЗФ № 20/Н от 17.01.1942г.)[ii] (№37921);
- второй орден Красной Звезды (№2866963);
- орден Отечественной войны 1-й степени (приказ 1-го УФ № 0106 от 30.08.1944г.)[iii] (№84541);
- Отечественной войны ордена 2-й степени (№33817);
- Отечественной войны ордена 2-й степени (№191011);
- Отечественной войны ордена 2-й степени (№3438059);
- медаль «За боевые заслуги» (за выслугу лет в Красной Армии) (№1410947);
- медаль за оборону Москвы (Ц №036220) , Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1-го мая 1944 года;
- медаль за оборону Сталинграда (Р №10906) , Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22-го декабря 1942 года;
- медаль за оборону Киева (№254335) , Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21-го июня 1961 года;
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»;
- юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в великой Отечественной войне 1941-1945гг»;
- юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в великой Отечественной войне 1941-1945гг»;
- юбилейная медаль «Сорок лет Победы в великой Отечественной войне 1941-1945гг».
[1] «Батальон под руководством инженера-подполковника Онуфриева в период сентябрь 1944 года - март 1945
года участвовал в восстановлении железнодорожных мостов через реку Стрый у г.Стрый, ч/з реку Самбор на участке Залуж-Загуж, в сложных условиях Карпат восстановил виадук 67 км участка Бескид-Мукачево, в восстановлении искусственных сооружений на участках Михаляны-Кошице и Кальвария-Бешьске, отдельные подразделения батальона привлекались к восстановлению жд моста ч/з реку Тиса на участке Берегово-Киралхаза, мостов 82 км и 181 км на участке Грыбув-Новы Сонч-Лиманова. Подразделения батальона показали на всех работах свою зрелость и успешно справлялись с поставленными задачами. Инженер-подполковник Онуфриев умело сколотил батальон, подготовил его к восстановлению больших искусственных сооружений, чем способствовал успешному восстановлению важнейших магистралей 4-го Украинского фронта». Из наградного листа командира 14 ождбр полковника С.И.Иванова от 24 марта 1945г.
[1] «В октябре 1941 года под личным руководством В.С. Онуфриева составлены и выполнены планы
заграждений на протяжении от Тернополя до ст. Гребенка и от ст. Ромодан до Харькова. Не взирая на опасность от непрерывных авианападений, артиллерийского и минометного огня противника, В.С. Онуфриев всегда был в рядах бойцов на боевых участках. В короткий срок в течение 8 суток, выполнена работа по составлению и осуществлению плана заграждений на Харьковском железнодорожном узле. 23 октября 1941 года все работы по разрушению железнодорожных устройств искусственных сооружений и В.С. Онуфриев в числе последних подрывной группы отошел со своего боевого участка. В его подрывной группе были ранены лейтенант Тарасов и трое красноармейца и один красноармеец убит». Из наградного листа командира 14 ождбр полковника С.И. Иванова от 30 ноября 1941г.
[1] «Показал образцы работы и выполнение приказов Народного Комиссара путей сообщения и начальника
желдорвойск 1-го Украинского фронта, обеспечил успешную подготовку к весеннему паводку 1944 года искусственных сооружений на восстановленных после освобождения от противника жел. дор. участках Южной и Юго-Западной железных дорог, окончание строительства высоководного моста ч/з Днепр у г.Киева и досрочное окончание строительства участка низководного жд моста ч/з Днепр у г. Киева, порученного батальону, чем способствовал бесперебойной работе железных дорог, питающих 1-й Украинский фронт и обеспечению подвоза частям Действующей Армии» Из наградного листа командира 14 ождбр полковника С.И.Иванова от 03 июля 1944г.