Валерий
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Был призван в армию в январе 1943 г. Имел награды – Орден Славы III степени, медаль «За боевые заслуги» (1945 г.). Войну окончил в звании старшего сержанта 1188 стрелкового полка 357 стрелковой дивизии в составе 1 Прибалтийского фронта. Воинская специализация – стрелок, разведчик. Выбыл по ранению 30 января 1945 г. После ранения до 30 декабря 1945 г. служил в должности помкомвзвода 145 стрелкового полка и механика 15 отдельного полка связи. Впоследствии был награжден Орденом Отечественной войны (1985 г.), а также юбилейными медалями к 20. 30, 40 и 50 – летию победы в Великой Отечественной войне, 50, 60 и 70-летию Вооруженных сил СССР, знаком «25 лет победы в Великой Отечественной войне, медалями Жукова (1995 г.) и «Ветеран труда».
С конца 40-х годов жил в г. Печора Коми АССР, работал на Печорском лесокомбинате, с 50-х годов - в структурных подразделениях Министерства транспортного строительства СССР, Управлении транспортного строительства «Печорстрой». Научно-исследовательской станции Печорстроя, Строительно-монтажном поезде № 235 Печорстроя и др. Участвовал в строительстве Северной железной дороги, а также ж/д линии Микунь – Сыктывкар.
С 1988 г. жил в г. Сыктывкаре. Похоронен на Верхне-Човском кладбище в Сыктывкаре.
Боевой путь
Январь -сентябрь 1943 г. - курсант, пом. командира отделения 51 запасного стрелкового полка, сентябрь 1943-май 1944 - разведрота 11 отдельной армии, август 1944 - январь 1945 г.-пом. командира, комсорг разведроты 1188 стрелкового полка, февраль-апрель 1945 г. - эвакогоспиталь. Апрель - август 1945 г. - помеомвзвода 145 стрелкового полка, август - декабрь 1945 г. - механик 15 отдельного полка связи.
Воспоминания
О службе в разведке
При наступлении в Прибалтике разведрота часто уходила вперед основных подразделений. Около 10 месяцев не ночевали под крышей, быстро меняли дислокацию. однако, никто не болел.
Самое страшное, что видел во время войны - прорыв из окружения остатков немецких войск в составе танков и пехоты. Группа вышла на дорогу, по которой следовали безоружные части советских подразделений, выведенные на отдых и передислокацию, а также машины с ранеными, следующие в госпиталь. Танки разметали грузовики, а пехотинцы добивали безоружных и раненых. Погибло много военнослужащих, в том числе - раненый командир полка, а также медперсонал.
При штурме Риги участвовал в уничтожении моста через р. Лиелупе, чтобы не допустить отступления фашистских войск. За этот подрыв командир роты (предположительно) получил звание Героя Советского союза, рядовые - ордена и медали. По окончании войны служил в г. Рига, в штабе 16 воздушной армии (со слов).
После войны
С 1946 г. жил в г. Печора Коми АССР, работал на лесокомбинате, затем - в транспорртном строительстве. С 1988 г жил в г. Сыктывкаре, умер в 1997 г. Семья - жена Окапинская Либерта Степановна, дочь - Ольшевская Елена Валерьевна.