Григорий
Никитович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 20.09.1923 года на Украине, в селе Мозолиевка Градижского (ныне Глобинского) района Полтавской области.
После тяжелого ранения из фронтового госпиталя был переведен долечиваться в московский госпиталь. Там познакомился со своей женой, которая работала в госпитале медсестрой. В 1945 году у них родился сын.
Умер дед в Москве 20.05.1980 года.
Мой дед никогда не рассказывал мне о войне. Он меня очень любил и, наверное, не хотел омрачать мое детство воспоминаниями о пережитом на фронте. Когда дед умер, мне было 10 лет. К тому моменту я знал только, что он после "лейтенатского училища" воевал на танке Т-34, был ранен, после ранения потерял ногу, вернулся с фронта с наградами, в числе которых был орден Красной Звезды.
Как дед выжил, потеряв ногу, мне рассказали после его смерти. Этот рассказ до сих пор не укладывается у меня в голове.
За что он получил орден Красной Звезды я случайно прочитал в газете "Знамя трехгорки" от 21 февраля 1975 года, в заметке "Всего один боевой день".
...19 ноября 1942 года. Сталинградский фронт. Моему и еще двум экипажам танков Т-34, оборудованным' противотанковыми тралами, было поручено проложить для наступающей армии путь в заминированной полосе.
Двигаясь на исходные рубежи, один из наших танков провалился на мосту неглубокой речушки. Дальше идти он не мог. У второго танка на исходных позициях оторвался трал. Итак, нашему экипажу предстояло трудиться за троих. Начало рассветать. Стоял густой туман. В небе появились две ракеты - сигнал атаки. «Вперед!» - скомандовал я, и машина понеслась на запад.
Однако противоминное приспособление, напоминающее огромный дисковый плуг, не позволяло танку развить максимальную скорость. А через несколько минут перед глазами водителя - столб дыма и огня. Есть противотанковая! Затем - вторая, третья мины. Некогда считать взрывы, так как справа и слева начали рваться снаряды противника.
«Впереди противотанковая пушка» - сообщил стрелок-радист Вася Смородин.
Выстрел из 76-миллиметровой - и от противника остались одни обломки. В это время сильный удар в правый бок потряс танк. Болванкой пробило броню и бак с горючим. У фальшброни (внутренняя стенка) болванка упала. Мотор стал работать с перебоями, так как вместе с топливом в систему через отверстие в броне стал просачиваться воздух. Даю команду переключить питание на левую сторону. Мотор заработал нормально, но сотни литров горючего вылились внутрь машины. Дышать становилось все труднее. А задание выполнено только частично: в заминированной полосе проложен всего лишь один путь, а нужно не менее трех. Разворачиваем танк в обратном направлении, чуть левее прежнего и прямо перед нами, как на ладони, - пушка противника. Немцы не подозревали, что с тыла на них движется советский танк, и хладнокровно вели огонь по нашим позициям.
«Ребята, - говорю я в ларингофон, - а ведь это та самая пушка, которая пробила нам правый борт».
«Так и быть - расквитаемся! - отвечает механик-водитель Николай Тищенко. - Иду на таран!».
Через несколько минут наш танк закачался на обломках фашистской пушки. Ни один фашист не ушел от расправы. Метким огнем двух пулеметов были уничтожены все гитлеровцы.
Второй, а затем и третий путь проложила наша машина в заминированной полосе. По проложенному пути пошли на запад танки нашей 8-й Гвардейской отдельной танковой бригады, а затем и другие танковые корпуса.
Пристраиваемся и мы к своей бригаде. Только к вечеру остановились на отдых. И тут «считать мы стали раны». Крепко же досталось нашей «тридцатьчетверке». Разбиты оба смотровых прибора у механика-водителя, поврежден пулемет стрелка-радиста, пробит правый борт и бак с горючим, нарушена радиосвязь. Всего мы насчитали 16 попаданий снарядов различных видов и только одно - сквозное. Но настроение у всех бодрое. На нашем боевом счету - 2 противотанковые пушки, 2 пулеметные точки, десятки уничтоженных фашистов и множество уничтоженных и обезвреженных противотанковых мин. Для одного боевого дня очень неплохо!
Родина высоко оценила боевой подвиг нашего экипажа - все члены экипажа награждены орденом Красной Звезды.
19 ноября 1942 года стал для меня двойным праздником: первая правительственная награда и вступление кандидатом в члены партии. А было мне в то время всего девятнадцать...
Г. ОЛЕИНИЧЕНКО, бывший командир танкового экипажа Т-34, гвардии лейтенант.
На снимке: курсант 1-го Харьковского танкового училища Г. Олейниченко. В июне 1942-го закончил Григорий Никитович танковое училище, получил первое воинское звание, первую боевую машину, первое боевое крещение. В этом же, грозном 42-м, экипаж лейтенанта Олейниченко успешно выполнил боевое задание на Сталинградском фронте, за что каждый член экипажа был награжден орденом Красной Звезды.
Как дорогую реликвию- хранит ветеран Великой Отечественной снимок военных лет...