Василий
Фёдорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Огарков Василий Фёдорович (25.04.1919 – 15.11.1980) – родился в деревне Княщино на севере Кировской области. В семье было четверо детей и большое хозяйство. По этому, он закончил только начальную школу и помогал родителям. Семья была работящая, хозяйство крепкое, что по тем временам явилось причиной для раскулачивания.
Отца (Фёдора Григорьевича) выслали и молодой Василий уехал в Архангельск на заработки. Затем была служба в армии.
Армейские годы прошли в Петергофе в автобатальоне, далее война с белофинами. В армии выучился на водителя и во время войны уже крутил баранку. Рассказывал, что ездить было опасно: даже ночью, без света фар, финские снайперы стреляли с придорожных елей по водителям машин на огонёк папиросы. Может быть, по этому, он и не курил.
И вот в последний день службы в армии началась Великая Отечественная Война. И началась она для рядового Огаркова В.Ф. «дорогой жизни». Трасса протяженностью около 50 км, проложенная по льду Ладожского озера, по ней доставлялось всё необходимое для защитников блокадного Ленинграда, а в обратную сторону вывозили стариков, женщин и детей из осажденного города. Днём дорогу обстреливали, по этому, рейсы в Ленинград совершали ночью. На кабинах машин не было дверей, что бы водитель успел выскочить в случаях, когда машина попадала в полынью.
После Ленинграда перебросили в осажденный Сталинград, где подвозил боеприпасы - груз особо опасный. Был ранен, но быстро поправился и снова за баранку - в рейсы на передовую. Так прошла тяжелая, но победная «Курская дуга», дальше Румыния, Венгрия, Югославия. Там, как он говорил, было полегче, но бывало, что терял друзей, - это в Румынии были случаи враждебного отношения к советским солдатам. А в основном, население встречало русскую армию дружелюбно, особенно запомнились югославы - сербы: и спать уложат под пуховые одеяла, и накормят, и вином угостят, как лучших друзей! Войну закончил в Австрии. Там запомнились тяжелые горные серпантины, когда бывало, что один скат колеса чуть висел над обрывом в ущелье (задние колёса грузовиков двускатные).
Сам рассказывал про войну немного, только когда расспрашивали, чаще про фронтовую водительскую смекалку. Например, когда ездили по «дороге жизни», спали тогда по 2-3 часа и чтобы не заснуть подвязывали котелок в кабине так, чтобы стучал по затылку. А второй котелок с крупой и водой приспосабливали на коллектор мотора и пока в рейсе, каша свариться успевала. Или вот ещё случай, как он с передовой прибуксировал сразу две сломавшихся машины, а у самого на ЗИСе был перебит бензонасос. Он тогда поставил бензобак на крышу кабины и смог таким образом прибуксировать автомашины своих однополчан. Об этом случае писали во фронтовых газетах. Рядовой Огарков В.Ф. был представлен к ордену «Красной Звезды», но так его и не получил. Однако имел «Благодарность» за подписью И.В. Сталина.
У моего дедушки 8 боевых наград: медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Белграда», «За освобождение Будапешта», «За освобождение Вены» и «За победу над Германией». Кроме этого все юбилейные медали Победы до 1980 года.
Демобилизован был в июле 1946 года, помогал восстанавливать народное хозяйство на освобожденной от фашизма территории. Его трудовая деятельность после окончания войны началась с работы электромехаником в леспромхозе, затем, как коммуниста, его направили на подъём деревни в числе «коммунистов 25-ти тысячников». Так с 1959 года и до последних дней жизни он был главным механиком колхоза «Буденновец» Подосиновского района Кировской области, в тех краях, где он и родился. Осенью 1980 года гвардии рядового Огаркова В.Ф. не стало.
Про гражданскую жизнь коротко можно написать, что дедушка всегда был честным тружеником с выдумкой, сейчас бы сказали с креативным мышлением, веселым, ответственным, строгим, требовательным и добрым отцом своих четверых детей. Очень радовался своим первым внучатам. Безусловно, что он сейчас был бы доволен своими четверыми детьми, одиннадцатью внуками и 10 правнуками.