Всеволод
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
НУЖНЫЙ Всеволод Васильевич 22 02 1912 г. Витебск; призван Бердичевским ГВК, Житомирской обл.; 09 1939; Великая Отечественная; капитан, бригадир рем. восстан. б-на, 258-й рем. восстанов. батальон, 5-й легко-танковой бригады, 25-го танкового корпуса 17.09.39-11.39; Уральский танковый добровольческий корпус 03.43-04.43; демоб. 1943; инженер-конструктор ОМЗ.
Нужный Всеволод Васильевич // Книга памяти. 1941-1945. Очёрский район. Т. 2. - С. 318.
КОНСТРУКТОРЫ ЗАВОДА— ФРОНТУ
Советский народ под руководством партии Ленина—Сталина ведет героическую борьбу с немецким фашизмом. С первых дней отечественной войны вся наша промышленность перестроилась на выпуск вооружения, боеприпасов и тех предметов, которые нужны Красной Армии. Советские конструкторы создали новые виды вооружения, боеприпасов, которые несут гибель озверелому фашизму.
Вождь народов товарищ Сталин в своем первомайском приказе отметил, что наша Родина предоставила Красной Армии первоклассную технику. Лучшие конструкторы страны награждены правительством. Имена героев социалистического труда, конструкторов авиастроения т. т. Яковлева, Ильюшина наводят страх на врагов.
Работа конструкторов на Очерском заводе идет по пути экономии материалов, экономии времени на изготовление и простоты конструкции, одновременно улучшая ее боевые качества. За время отечественной войны заводом освоен целый ряд сложных конструкций, в самые сжатые сроки производилось проектирование и изготовление опытных образцов. Если в мирное время на эту работу тратились годы, то в условиях войны это делается в месяцы и дни.
В марте 1942 года группе конструкторов было поручено разработать новую конструкцию машины для Красной Армии. По расчетам на это требовался месяц. Через 10 дней после получения задания технический проект машины был готов, а через месяц были готовы рабочие чертежи машины.
Конструкторы т. т. Нужный, Мардер, Козловский Н., не считаясь со временем, в кратчайший срок разработали целый ряд конструктивных сложных узлов. После сдачи рабочих чертежей началось производство опытного образца, и здесь конструкторы сыграли решающую роль, оказывая повседневную помощь цехам в разъяснении и увязке рабочих чертежей. Работа конструкторов увенчалась успехом. Опытный образец машины был построен, испытан и принят на вооружение в Красной Армии. Большую помощь в сборке опытного образца оказал мастер тов. Луковский и слесарь тов. Щербина.
Другой пример: заводу необходимо было построить новую машину. Полученные чертежи были переданы на корректировку конструкторам. Группа конструкторов под руководством тов. Насонова в результате частичного изменения конструкций дала экономию в материалах и рабочей силе свыше 35 тысяч рублей. В данный момент тов. Насонов разработал новую усовершенствованную конструкцию машины, которая сейчас проходит войсковые испытания.
Завод находился в больших затруднениях с бензином для автомашин. Перед инженером-конструктором тов. Симановским была поставлена задача, в течение нескольких дней перевести автомашины с бензина на керосин. Эта задача была разрешена, через несколько дней машины на керосине совершали очередные рейсы. После этого тов. Симановский провел большую работу по переводу автомашин с жидкого топлива на твердое.
Основным методом в деле проектирования и изготовления опытных образцов является метод скоростного проектирования, когда проектирование идет наряду с изготовлением опытного образца и составлением технологии. Однако не все руководящие работники завода оказывают содействие конструкторам в этом деле, а порой тормозят работу. Зачастую в силу целого ряда обстоятельств руководство завода, не дожидаясь изготовления опытного образца и корректировки чертежей, запускает в изготовление целую партию машин, что очень вредно отражается при изготовлении. Большую трудность при конструировании новых машин конструкторы встречают из-за отсутствия необходимых материалов и технической литературы.
Задача коллектива конструкторов в новом 1943 году — это конструирование и освоение ряда новых образцов машин и аппаратуры, соответствующих основному профилю завода.
Л. Головачев. Газета «Сталинский ударник» от 22 января 1943.
КОНСТРУКТОРЫ ЗАВОДА—ФРОНТУ // Книга памяти. 1941-1945. Очёрский район. Т. 3. - С. 706.
Воспоминания
ПОРОДНИЛИСЬ СТАРЫЕ ЗАВОДЫ
«Знамя труда» от 8 декабря 1979 года.
К 35-летию Победы в Великой Отечественной войне
Клуб интересных встреч
ПОРОДНИЛИСЬ СТАРЫЕ ЗАВОДЫ
Есть на Украине город, крепко связанный с Очером трудной военной судьбой. Это — Бердичев, Житомирской области. Летом сорок первого около 200 эвакуированных рабочих, инженеров и техников — цвет Бердичевского завода «Прогресс», специалистов высокой квалификации пополнили поредевшую семью очерских машиностроителей. Нелегко было обживаться на новом месте. Местные жители, потеснившись в своих старых домах, рубленных еще дедами и прадедами, делились с приезжими кровом и пищей.
Без малого сорок лет прошло с тех пор. Очерский машзавод, один из старейших на Западном Урале, отметивший в этом году 220 лет со дня своего основания, преобразился, вырос и продолжает реконструироваться. Сейчас в числе других объектов строится блок цехов под одной крышей площадью 25 тысяч квадратных метров. Продукция предприятия вышла на мировой рынок. Троллейные подвески и запасные части к трубоукладчикам нынче отправлены в Иран, Афганистан, Нигерию, ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Монгольскую Народную Республику... Трубоукладчики с маркой ОМЗ работают и в тяжелых условиях Крайнего Севера и в жарких тропиках. Ряду изделий присвоен государственный Знак качества — троллейным подвескам и глубиннонасосным штангам нескольких типоразмеров.
Ордена Трудового Красного Знамени Бердичевский машиностроительный завод по-прежнему называется «Прогрессом». Это же название он носил и до Октябрьской революции, с той лишь разницей, что раньше на конце слова вполне обходились одной буквой «с». Ныне «Прогресс» — крупное предприятие, поставляющее машины и аппараты в 20 стран мира. Его продукция удостоена золотой медали на международной выставке в Лейпциге и диплома ВДНХ. На право выпуска некоторых видов оборудования, освоенных Бердичевским заводом, приобрели лицензии Япония, Финляндия, Индия, Алжир...
Побратимами стали Очерский и Бердичевский заводы, входящие в одно министерство. Крепнет дружба, родившаяся в годину суровых испытаний.
Через год, в декабре 1980, «Прогресс» отметит столетие своего существования. К юбилею готовятся. Одно из намеченных мероприятий — открытие заводского музея. Часть реликвий для него на днях собрана в Очере. С этой целью сюда приезжала молодой конструктор отдела главного конструктора завода «Прогресс» Нина Петровна Климова.
Командировали на Урал именно ее, судя по всему, не случайно. Климова — председатель исторической секции общества охраны памятников истории и культуры, внештатный экскурсовод по городу Бердичеву, лектор общества «Знание».
Женщина энергичная и эрудированная, в полной мере обладающая счастливым даром человеческого общения, на Очерском машзаводе нашла для будущего музея много фотографий и документов разных лет, включая период Великой Отечественной войны. По следам давних событий ходила от цеха к цеху теми же дорожками, что и ее земляки в грозовые сороковые. Представительница послевоенного поколения бердичевских машиностроителей хотела полнее вглядеться в ушедшие в историю годы, трудные и героические, вжиться в них, сердцем ощутить горячее дыхание того времени.
Здесь же, в Очере, встретилась с В. В. Нужным и О. У. Всемогущей, приехавшими сюда летом сорок первого года из Бердичева. Всеволод Васильевич до выхода на пенсию работал конструктором, Ольга Ульяновна — формовщицей в литейке ОМЗ. Им Очер стал второй родиной. Их живые воспоминания сущий клад для музея завода «Прогресс».
Экспромтом прошла незапланированная встреча с журналистами за «круглым столом» редакции «Знамени труда». Наша гостья рассказала о славной истории древнего Бердичева, где бывали Тарас Шевченко и Оноре де Бальзак, о неисчислимых бедствиях, выпавших на долю горожан в период фашистской оккупации, о Житомирщине, давшей многих выдающихся деятелей науки, литературы, искусства — хирурга Н. И. Пирогова, академика С. П. Королева, писателей и поэтов В. Г. Короленко, Лесю Украинку, Максима Рыльского, пианиста Святослава Рихтера... В годы гражданской войны с боями проходили Житомирщину прославленные полководцы революции К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Г. И. Котовский, осуществившие знаменитый Житомирский прорыв Первой Конной армии летом 1920 года с последующим уничтожением киевской группировки белогвардейцев и интервентов. В Великую Отечественную бывал там по заданию Центра легендарный разведчик Н. И. Кузнецов, искавший секретную гитлеровскую ставку, оказавшуюся поблизости от Житомира — под Винницей...
Целый день Климова просматривала пожелтевшие подшивки очерской районной газеты военных лет. К вечеру все пять подшивок, начиная с сорок первого и кончая сорок пятым годом, ощетинились многочисленными закладками. Отобраны для музея четыре самых лучших материала.
«Гвардейцы тыла» — озаглавлена корреспонденция в праздничном номере 1 мая 1942 года. Автор И. Колтунов пишет ярко и взволнованно: «И люди как будто бы те же, что раньше, и станки, и резцы, но что-то изменилось, что-то коренным образом изменилось в характере каждого рабочего, который вступил во фронтовую бригаду...».
Речь идет о фронтовых бригадах Таранца и Белинского в механическом цехе Очерского машзавода. «Я видел, — свидетельствует автор, — как утром в строю, за десять минут до начала работы токарь Вера Масюк получила задание обработать тридцать пять деталей вместо двадцати по норме. Она приняла это, как должное — приказ есть приказ!»...
Главный конструктор ОМЗ тех лет Л. П. Головачев, выступая в районной газете 22 января 1943 года со статьей «Конструкторы завода — фронту», писал: «В марте 1942 года группе конструкторов было поручено разработать новую конструкцию машины для Красной Армии. По расчетам на это требовался месяц. Через десять дней после получения задания технический проект машины был готов... Конструкторы т.т. Нужный, Мардер, Козловский Н., не считаясь со временем, в кратчайший срок разработали целый ряд конструктивно сложных узлов... Опытный образец машины был построен, испытан и принят на вооружение в Красной Армии»... (В 1949 году главный конструктор Л. П. Головачев, главный инженер И. Г. Сирак, ныне проживающий в Перми, инженер-конструктор М. Л. Насонов за выдающиеся научные работы, изобретения и коренные усовершенствования методов производства стали лауреатами Сталинской премии).
Заведующий бюро рабочего изобретательства А. Писанко 22 июля 1943 года в статье «Рационализаторская мысль на заводе» рассказал о новаторах производства Козловском, Белинском, Золкине, Ярославском, Ищенко. Тогдашний начальник литейного цеха В. Козловский (однофамилец конструктора Н. Козловского) 24 февраля 1945 года в заметке под заголовком «Мы обещаем Красной Армии» сообщал о трудовых успехах коллектива и обязательстве литейщиков работать еще лучше для окончательной победы над врагом.
Эти газетные материалы неоценимы для рождающегося музея. Авторы и герои корреспонденции — бердичевцы, ставшие очерцами в лихолетье войны, когда с особой силой проявилось несокрушимое единство многонационального советского народа на фронте и в тылу. Коренные жители плечом к плечу с приезжими ковали победу — в старых публикациях часто встречаются местные и украинские фамилии передовиков производства. Скопированные статьи, считает Нина Петровна, украсят музей завода-побратима.
Н. РЯЗАНОВ.