ЗАКАРИЯ
АХМЕТОВИЧ
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Нуриев Закария Ахметович родился 5 января 1918 года в д.Шатмантамак Миякинского района Башкирской АССР в крестьянской семье. Работал водителем колхоза «Октябрь» Миякинского района. В июне 1941 года был призван на войну.Демобилизовался лишь в 1947 году.
После войны работал в райцентре водителем в местпроме, ветлечебнице, маслозаводе. Потом переехал на постоянное место жительство в Узбекистан. Умер в 1971 году 8 мая в возрасте 53 лет.
Боевой путь
В Красную Армию Закария Ахметович Нуриев был призван на третий день войны в июне 1941 года.Совсем недавно он, водитель колхоза «Октябрь» Миякинского района, от Зильдяровского МТС получил новенькую трехтонку — грузовик ЗиС-5. На зерноток, где она стояла, прибежал паренек-посыльный из сельсовета и сказал, что его срочно вызывают в Зильдярово вместе с машиной. Так, не зная, что он уезжает на войну, не простившись с мамой и родными, взяв с собой лишь старенькую телогрейку, покинул он Родину на долгих шесть лет.
Через двое суток водители с машинами оказались в автобате, который располагался в Подмосковье. И начались фронтовые будни, тысячи километров фронтовых дорог. Вскоре привык к бомбежкам, артобстрелам, хроническому недосыпанию и недоеданию. Казалось, к опасности уже привык, но на войне не угадаешь, где страшнее. Зимой 1941 года их автобат в спешном порядке перебросили на Волховский фронт под Ленинград. Только что по льду Ладожского озера открыли «Дорогу жизни». Вначале по ней ездили полуторки, а когда лед окреп, то пошли и трехтонки. Враг постоянно бомбил ледовую дорогу, обстреливая из тяжелых орудий. Далеко не все водители добирались до противоположного берега. На опасных участках ехали, открыв двери кабины, и если машина проваливалась под лед, у водителя и пассажира было всего несколько секунд, чтобы выскочить из нее.
57 рейсов по «Дороге жизни» сделал Закария Ахметович, потеряв при этом 17 грузовиков. Казалось, что страшнее этой дороги в жизни уже ничего не будет.
Это случилось летом 1943 года на Курской дуге. На его грузовик во время одной из поездок стал охотиться немецкий истребитель-бомбардировщик: то обстреливал из пушек и пулеметов, а потом решил разбомбить, вошел в пике. Спасения в чистом поле не было. Выпрыгнув из кабины, залег в придорожном кювете, и практически сразу же это место покрыло бомбой. Земляная осыпь засыпала бойца полностью. Когда немец «улетел», друзья-шоферы решили откопать его тело, чтобы похоронить по-человечески. Но Закария Ахметович был жив, только сильно контужен. Три месяца лечился в госпиталях, а потом снова на фронт.
Фронтовые дороги привели Закарию Ахметовича Нуриева в Чехословакию. Затем их автобат перебросили в Одессу, где он еще год служил, возил военные грузы. Демобилизовался лишь в 1947 году. За героизм и подвиги на войне был награжден орденом Красной Звезды и медалями, одна из них «За оборону Ленинграда».