Михаил
Фёдорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Федорович Новосельцев был очень скромный и добрый человек, который не любил рассказывать о войне. На фронте он был военным водителем, проехал на грузовом автомобиле многие сотни километров военных дорог от Сталинграда до Берлина.
Будущий гвардии рядовой и военный шофер родился в 1909 году в деревне Вознесенье Неделинского сельсовета Малоярославецкого района Калужской области. Родители его были крестьяне. В 19 лет поехал в Москву на заработки, работал помощником пекаря в Москооппищепромсоюзе до 1930 года. Затем завербовался на рыбзаготовки на Аральское море, где и приобрел навыки общения с техникой, работая на рыболовецком судне помощником моториста до 1935 года, затем уехал в г. Кустанай Казахской ССР и стал шофером-автослесарем в гараже местного райпотребсоюза. Там же, в Кустанае, он встретил и свою любовь на всю жизнь - Клавдию Григорьевну Конькову. В 1938 году молодая семья приехала в Малоярославец, откуда Михаил Федорович и был призван на фронт 24 ноября 1941 года, вернулся домой он 18 ноября 1945 года. 528 рота подвоза 64 стрелковой дивизии, в составе которой воевал Михаил Фёдорович, обеспечивала боеприпасами передовые части воюющих войск, эвакуировала раненых с передовой в госпитали. Исполнять задачи нередко приходилось под огнём противника. Опыт и навыки работы с машинами нередко помогали в боевой обстановке, приходилось быстро ремонтировать технику в полевых условиях, выполнять даже сложные работы по ремонту двигателя. Во время войны Михаил Фёдорович был трижды ранен и один раз контужен. Застрявший осколок снаряда оставался в ноге всю оставшуюся жизнь.
Но никогда не унывал солдат и любил напевать песенку фронтового шофера:
Эх, путь-дорожка, фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая!
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
И действительно, дела его дома ждали. С войны гвардии рядовой М.Ф. Новосельцев вернулся в родной Малоярославец и очень гордился, что служил в гвардейских частях в составе 64 Могилёвской орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, которая прошла славный боевой путь и воевала в составе Донского, Западного, 1 и 2 Белорусских фронтов под командованием прославленных Маршалов Великой Отечественной войны Жукова Г.К. и Рокоссовского К.К. Сохранилось удостоверение военного шофера за № 9045, выданное военной комиссией Западного фронта. За ратные подвиги М.Ф. Новосельцев был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
После войны Михаил Федорович продолжил работу шофером в Малоярославце, и вскоре был признан лучшим водителем 11 строительно-монтажного управления газопровода Саратов – Москва имени И.В. Сталина. Его стахановский труд не раз был отмечен премиями и почетными грамотами. Несколько раз о нем писали корреспонденты газеты «Газовая магистраль». Одни названия статей говорят сами за себя: «Водитель трубовоза», «На мирных дорогах». И нельзя сказать, что судьба к водителю благоволила. В гражданской жизни на послевоенном месте работы Михаилу Фёдоровичу пришлось капитально отремонтировать закреплённый грузовик - пригодились навыки ремонта, приобретённые на фронте. Высокий, крепкий, сильный мужчина, прошедший войну, обладающий надёжными профессиональными навыками, смог своими умелыми руками восстановить автомобиль.
Михаил Федорович освоил ещё одну специальность - водителя-машиниста автокрана, к 1949 году имел 6-й высший профессиональный разряд крановщика.
С 1949 года Михаил Фёдорович Новосельцев трудился на строительстве первой в мире АЭС в будущем городе Обнинске, а затем до 1974 года в Обнинском управлении строительства. Портрет ветерана постоянно находился на Аллее трудовой славы ОУС.
В трудовой книжке в графе «Сведения о поощрениях и награждениях» уже не хватало места, пришлось отделу кадров вклеивать вкладыш с дополнительными страницами. Помимо премий и похвальных грамот в 1970 году появилась новая запись: «Новосельцев М.Ф. награжден медалью «За доблестный труд», в 1971 году присвоено почетное звание «Кадровый рабочий» с вручением ценного подарка, в том же году 26 апреля вновь награда – медаль «За трудовую доблесть».
Всю жизнь работал Михаил Федорович не за страх, а за совесть, и на фронте, и на гражданке, не рассчитывая на награды. Это была его жизнь и жизнь его страны. Надо создать крепкую семью, надо отразить нападение врага, надо восстановить и отстроить разрушенную войной страну, надо построить дом, надо посадить сад. Все эти вехи судьбы прошел военный шофер, и не его вина, что из всех 4 рожденных детей в живых осталась только дочь Алина. Построенный после войны дом цел до сих пор, посаженный сад каждый год цветёт и плодоносит, а самое главное есть добрая память людей, которые знали Михаила Фёдоровича. Умер М.Ф. Новосельцев 19 апреля 1976 года - сказались фронтовые ранения и тяжелый труд. Его могила находится недалеко от центрального входа на городском кладбище в одной параллели с братским захоронением павших в боях за Малоярославец. Его жена - Клавдия Григорьевна умерла через 6 лет, в 1982 году.
Уже почти нет в живых тех, кто знал Михаила Фёдоровича лично, но память осталась. Нет с нами его единственной дочери, учителя с 47–летним педагогическим стажем, Алины Михайловны Клименко, но есть внуки ветерана - Сергей Владимирович Клименко и Марина Владимировна Кобякова и правнуки, один из которых, Алексей Клименко, будучи моряком Российского Черноморского флота, стал участником воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, все они помнят и чтут боевые и трудовые подвиги своего деда! А 3-летний праправнук Тимофей Кобяков участвовал в прошлом году в акции «Бессмертный полк», держа в своих маленьких ручках портрет своего прапрадеда - военного шофера, ветерана Великой Отечественной войны, и просто Русского солдата, вынесшего на своих плечах все тяготы этой войны, защитившего родную землю от врага! Ведь, до тех пор, пока жива память, жив и Солдат.
Боевой путь
64 Могилёвская орденов Суворова и Кутузова стрелковая дивизия, которая прошла славный боевой путь и воевала в составе Донского, Западного, 1 и 2 Белорусских фронтов
Воспоминания
Боец «Бессмертного полка».
Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Федорович Новосельцев был очень скромный и добрый человек, который не любил рассказывать о войне. На фронте он был военным водителем, проехал на грузовом автомобиле многие сотни километров военных дорог от Сталинграда до Берлина.
Будущий гвардии рядовой и военный шофер родился в 1909 году в деревне Вознесенье Неделинского сельсовета Малоярославецкого района Калужской области. Родители его были крестьяне. В 19 лет поехал в Москву на заработки, работал помощником пекаря в Москооппищепромсоюзе до 1930 года. Затем завербовался на рыбзаготовки на Аральское море, где и приобрел навыки общения с техникой, работая на рыболовецком судне помощником моториста до 1935 года, затем уехал в г. Кустанай Казахской ССР и стал шофером-автослесарем в гараже местного райпотребсоюза. Там же, в Кустанае, он встретил и свою любовь на всю жизнь - Клавдию Григорьевну Конькову. В 1938 году молодая семья приехала в Малоярославец, откуда Михаил Федорович и был призван на фронт 24 ноября 1941 года, вернулся домой он 18 ноября 1945 года. 528 рота подвоза 64 стрелковой дивизии, в составе которой воевал Михаил Фёдорович, обеспечивала боеприпасами передовые части воюющих войск, эвакуировала раненых с передовой в госпитали. Исполнять задачи нередко приходилось под огнём противника. Опыт и навыки работы с машинами нередко помогали в боевой обстановке, приходилось быстро ремонтировать технику в полевых условиях, выполнять даже сложные работы по ремонту двигателя. Во время войны Михаил Фёдорович был трижды ранен и один раз контужен. Застрявший осколок снаряда оставался в ноге всю оставшуюся жизнь.
Но никогда не унывал солдат и любил напевать песенку фронтового шофера:
Эх, путь-дорожка, фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая!
А помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела.
И действительно, дела его дома ждали. С войны гвардии рядовой М.Ф. Новосельцев вернулся в родной Малоярославец и очень гордился, что служил в гвардейских частях в составе 64 Могилёвской орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, которая прошла славный боевой путь и воевала в составе Донского, Западного, 1 и 2 Белорусских фронтов под командованием прославленных Маршалов Великой Отечественной войны Жукова Г.К. и Рокоссовского К.К. Сохранилось удостоверение военного шофера за № 9045, выданное военной комиссией Западного фронта. За ратные подвиги М.Ф. Новосельцев был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
После войны Михаил Федорович продолжил работу шофером в Малоярославце, и вскоре был признан лучшим водителем 11 строительно-монтажного управления газопровода Саратов – Москва имени И.В. Сталина. Его стахановский труд не раз был отмечен премиями и почетными грамотами. Несколько раз о нем писали корреспонденты газеты «Газовая магистраль». Одни названия статей говорят сами за себя: «Водитель трубовоза», «На мирных дорогах». И нельзя сказать, что судьба к водителю благоволила. В гражданской жизни на послевоенном месте работы Михаилу Фёдоровичу пришлось капитально отремонтировать закреплённый грузовик - пригодились навыки ремонта, приобретённые на фронте. Высокий, крепкий, сильный мужчина, прошедший войну, обладающий надёжными профессиональными навыками, смог своими умелыми руками восстановить автомобиль.
Михаил Федорович освоил ещё одну специальность - водителя-машиниста автокрана, к 1949 году имел 6-й высший профессиональный разряд крановщика.
С 1949 года Михаил Фёдорович Новосельцев трудился на строительстве первой в мире АЭС в будущем городе Обнинске, а затем до 1974 года в Обнинском управлении строительства. Портрет ветерана постоянно находился на Аллее трудовой славы ОУС.
В трудовой книжке в графе «Сведения о поощрениях и награждениях» уже не хватало места, пришлось отделу кадров вклеивать вкладыш с дополнительными страницами. Помимо премий и похвальных грамот в 1970 году появилась новая запись: «Новосельцев М.Ф. награжден медалью «За доблестный труд», в 1971 году присвоено почетное звание «Кадровый рабочий» с вручением ценного подарка, в том же году 26 апреля вновь награда – медаль «За трудовую доблесть».
Всю жизнь работал Михаил Федорович не за страх, а за совесть, и на фронте, и на гражданке, не рассчитывая на награды. Это была его жизнь и жизнь его страны. Надо создать крепкую семью, надо отразить нападение врага, надо восстановить и отстроить разрушенную войной страну, надо построить дом, надо посадить сад. Все эти вехи судьбы прошел военный шофер, и не его вина, что из всех 4 рожденных детей в живых осталась только дочь Алина. Построенный после войны дом цел до сих пор, посаженный сад каждый год цветёт и плодоносит, а самое главное есть добрая память людей, которые знали Михаила Фёдоровича. Умер М.Ф. Новосельцев 19 апреля 1976 года - сказались фронтовые ранения и тяжелый труд. Его могила находится недалеко от центрального входа на городском кладбище в одной параллели с братским захоронением павших в боях за Малоярославец. Его жена - Клавдия Григорьевна умерла через 6 лет, в 1982 году.
Уже почти нет в живых тех, кто знал Михаила Фёдоровича лично, но память осталась. Нет с нами его единственной дочери, учителя с 47–летним педагогическим стажем, Алины Михайловны Клименко, но есть внуки ветерана - Сергей Владимирович Клименко и Марина Владимировна Кобякова и правнуки, один из которых, Алексей Клименко, будучи моряком Российского Черноморского флота, стал участником воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, все они помнят и чтут боевые и трудовые подвиги своего деда! А 3-летний праправнук Тимофей Кобяков участвовал в прошлом году в акции «Бессмертный полк», держа в своих маленьких ручках портрет своего прапрадеда - военного шофера, ветерана Великой Отечественной войны, и просто Русского солдата, вынесшего на своих плечах все тяготы этой войны, защитившего родную землю от врага! Ведь, до тех пор, пока жива память, жив и Солдат.