Дмитрий
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
НОВИКОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (07.11.1917 – 08.01.2008)
Гвардии Полковник, фронтовой лётчик-истребитель, штурмовик, бомбардировщик, разведчик
Дмитрий Александрович Новиков родился 7 ноября 1917 года в селе Заречное Ульяновской области в крестьянской семье. По окончании семилетней школы, пошёл учиться на рабочий факультет в Горьком по текстильному делу. Затем работал учителем начальных классов в селе Головцево. Во Владикавказе окончил планерную и лётную школу. В 1939 году успешно прошёл обучение в Тамбовском лётном училище, где до сентября 1941 года служил лётчиком-инструктором.
По рапорту, о направлении на фронт, в звании лейтенанта, был откомандирован в 708-ой смешанный специальный авиаполк, расположенный под городом Владимир. Полк входил в авиацию Западного фронта 3-й Воздушной Армии. Принимал непосредственное участие в боях: сначала на Западном, а позднее на Калининском и 1-ом Прибалтийском фронтах. На различных типах машин совершил около 280 воздушных боёв.
Начинал свои боевые вылеты на самолёте типа СБ – скоростной разведывательный фронтовой бомбардировщик) Вылетал в районы городов Белый, Вязьма, Гжатск и другие населённые пункты. Производил бомбардировки скопления войск и техники противника. В начале декабря 1941 года перебазирован на аэродром севернее г. Калинин. Начались полёты по уничтожению противника на Ржевско-Вяземском направлении. В начале 1942 года стояла очень морозная, холодная погода. Было очень трудно готовить к полётам самолёты. Шёл густой снег и бураны. Самолёты возвращались с большими пробоинами, приходилось очень быстро «латать» и снова в бой.
В марте апреле 1942 года были большие потери лётного состава и техники. Д.А.Новиков возвращаясь с группой из 3 самолётов с боевого задания, были атакованы истребителями противника. Вражеский снаряд попал в правый двигатель самолёта. Д.А.Новиков продолжал полёт на одном двигателе, который стал перегреваться. Главное было не упасть на вражескую территорию. Левый двигатель терял мощность, скорость падала. Штурман самолёта принял решение садиться на поляне в лесу. Машина ударилась о деревья, но самолёт не загорелся. На помощь подоспела советская пехота и полевая больница. Лётчиков извлекли из самолёта и направили в медсанбат, затем в город Калинин, к тому моменту он был уже освобождён. Далее в Москву в военный госпиталь в Сокольниках. Месяц в больнице и снова на фронт.
В мае 1942 года на самолёте ПО-2 приступил к ночным боевым заданиям. Бомбардировка осуществлялась бомбами весом 100 и 150 кг., таким образом, самолёт становился легче и маневреннее. Уничтожались техника, склады и живая сила противника.
Август 1942 года – 1943 год. Вылеты в тыл врага на трёх самолётах. Старший Д.А.Новиков. Производили высадку разведчиков в любых приспособленных для посадки местах в т.ч. прямо на дорогах. Утром возвращались и забирали разведчиков обратно на борт. Постоянные перелёты через линию фронта и обратно. Неоднократно спасали партизан, доставляли горючее, боеприпасы. В начале 1944 года переведён в 91-ый бомбардировочный полк, где продолжал выполнять боевые задания.
Д.А.Новиков Участвовал в освобождении: Калиниской, Смоленской, Витебской, Литовской, Белорусской областей. Городов: Полоцк, Дувгавпилс, Рига, Тильзит-Неман, Орша, Пилау, Тукумс-Либава, Тильзит, Данциг и м.д.
По заданию командования на самолётах Р-5, ЯК-2, ИЛ-2,У-2 совершил 603 боевых вылета на разведку, бомбёжку (в том числе и в ночное время) вражеских коммуникаций и для высадки наших разведгрупп (22 раза) на лесных площадках в тылу немецких войск. Сброшено бомб в общей сложности: 115.140 кг.
С самолётов управляемых лётчиком Д.А.Новиковым над территорией, временно оккупированной фашистами, было сброшено более полутора миллионов агитационно-пропагандистских листовок. По заданию Верховного Главнокомандующего Д.А.Новиков участвовал в переправке самолётами (10 рейсов) снарядов для «Катюш» на территорию соединения генерала Белова и других войск, попавших в окружение фашистов.
По заданию Главнокомандующего ВВС, с риском для жизни, три экипажа самолётов звена Д.А.Новикова доставили горючее для самолёта одного крупного военачальника, что позволило ему взлететь с занятой немцами территории.
С октября 1941 года по май 1945 года Д.А.Новиков командовал авиазвеном, эскадрильей, экипажами отдельных спецсамолётов отрядов «особого риска», в том числе 391-го авиаполка связи. Войну закончил героическим штурмом и взятием города-крепости Кёнигсберга.
24 июня 1945 года участник исторического Парада Победы на Красной площади в Москве.
В его боевой характеристике записано: «Д.А.Новиков выполняя боевые задания, проявлял мужество, волевые качества, военное мастерство. Чётко организует боевую работу. Свои знания передаёт молодому лётному составу».
После окончания Великой Отечественной Войны Д.А.Новиков окончил ускоренные курсы при академии имени Жуковского. Затем направлен продолжать военную службу в Дивизию особого назначения г.Москва, где командовал подразделением транспортной авиации. С 1954 пол 1956 годы участвовал в испытаниях атомного и водородного оружия на Семипалатинском полигоне, в результате чего получил большую дозу облучения и в 1959 году уволился по состоянию здоровья. В 1950 году получил «Свидетельство военного лётчика первого класса»
Не бросая авиацию, продолжил работу на заводе «Знамя Труда» обеспечивая безопасность полётов самолётов трёх ведущих заводов: Ильюшина (Ил), Сухова (Су), Яковлева (Як) и др. Занимал должность старшего руководителя полётов. Общий стаж работы на заводе составил 34 года.
Д.А.Новиков принимал участие в Парадах Победы на Красной площади в 1945, 1990, 1995, 2000, 2005 годах
За успешное выполнение боевых и специальных заданий Верховного и фронтового командования и проявленные при этом мужество, отвагу и храбрость Д.А.Новиков был награждён правительственными наградами в т.ч.:
- «Орденом Александра Невского»
- тремя орденами «Боевого Красного Знамени»
- двумя орденами «Отечественной войны» I и II-ой степеней
- тремя орденами «Красной Звезды»
- двумя медалями «За отвагу»
- двумя медалями «За боевые заслуги»
- медалью «За взятие Кенигсберга» и многими другими
правительственными наградами, в числе которых и трудовые награды:
- медаль «Ветеран труда»
- две медали «За трудовую доблесть»
«…Ведь я просто, как и любой гражданин своей страны, защищал честь государства, работал на его благо, растил детей, внуков, дождался
правнучку. Всё, что мы делали, - ради них, детей и внуков. Им быть
продолжателями наших дел и идей…» Д.А.Новиков
Боевой путь
По рапорту, о направлении на фронт, в звании лейтенанта, был откомандирован в 708-ой смешанный специальный авиаполк, расположенный под городом Владимир. Полк входил в авиацию Западного фронта 3-й Воздушной Армии. Принимал непосредственное участие в боях: сначала на Западном, а позднее на Калининском и 1-ом Прибалтийском фронтах. На различных типах машин совершил около 280 воздушных боёв.
Начинал свои боевые вылеты на самолёте типа СБ – скоростной разведывательный фронтовой бомбардировщик) Вылетал в районы городов Белый, Вязьма, Гжатск и другие населённые пункты. Производил бомбардировки скопления войск и техники противника. В начале декабря 1941 года перебазирован на аэродром севернее г. Калинин. Начались полёты по уничтожению противника на Ржевско-Вяземском направлении. В начале 1942 года стояла очень морозная, холодная погода. Было очень трудно готовить к полётам самолёты. Шёл густой снег и бураны. Самолёты возвращались с большими пробоинами, приходилось очень быстро «латать» и снова в бой.
В марте апреле 1942 года были большие потери лётного состава и техники. Д.А.Новиков возвращаясь с группой из 3 самолётов с боевого задания, были атакованы истребителями противника. Вражеский снаряд попал в правый двигатель самолёта. Д.А.Новиков продолжал полёт на одном двигателе, который стал перегреваться. Главное было не упасть на вражескую территорию. Левый двигатель терял мощность, скорость падала. Штурман самолёта принял решение садиться на поляне в лесу. Машина ударилась о деревья, но самолёт не загорелся. На помощь подоспела советская пехота и полевая больница. Лётчиков извлекли из самолёта и направили в медсанбат, затем в город Калинин, к тому моменту он был уже освобождён. Далее в Москву в военный госпиталь в Сокольниках. Месяц в больнице и снова на фронт
В мае 1942 года на самолёте ПО-2 приступил к ночным боевым заданиям. Бомбардировка осуществлялась бомбами весом 100 и 150 кг., таким образом, самолёт становился легче и маневреннее. Уничтожались техника, склады и живая сила противника.
Август 1942 года – 1943 год. Вылеты в тыл врага на трёх самолётах. Старший Д.А.Новиков. Производили высадку разведчиков в любых приспособленных для посадки местах в т.ч. прямо на дорогах. Утром возвращались и забирали разведчиков обратно на борт. Постоянные перелёты через линию фронта и обратно. Неоднократно спасали партизан, доставляли горючее, боеприпасы. В начале 1944 года переведён в 91-ый бомбардировочный полк, где продолжал выполнять боевые задания.
Д.А.Новиков Участвовал в освобождении: Калиниской, Смоленской, Витебской, Литовской, Белорусской областей. Городов: Полоцк, Дувгавпилс, Рига, Тильзит-Неман, Орша, Пилау, Тукумс-Либава, Тильзит, Данциг и м.д.
По заданию командования на самолётах Р-5, ЯК-2, ИЛ-2,У-2 совершил 603 боевых вылета на разведку, бомбёжку (в том числе и в ночное время) вражеских коммуникаций и для высадки наших разведгрупп (22 раза) на лесных площадках в тылу немецких войск. Сброшено бомб в общей сложности: 115.140 кг.
С самолётов управляемых лётчиком Д.А.Новиковым над территорией, временно оккупированной фашистами, было сброшено более полутора миллионов агитационно-пропагандистских листовок. По заданию Верховного Главнокомандующего Д.А.Новиков участвовал в переправке самолётами (10 рейсов) снарядов для «Катюш» на территорию соединения генерала Белова и других войск, попавших в окружение фашистов.
По заданию Главнокомандующего ВВС, с риском для жизни, три экипажа самолётов звена Д.А.Новикова доставили горючее для самолёта одного крупного военачальника, что позволило ему взлететь с занятой немцами территории.
С октября 1941 года по май 1945 года Д.А.Новиков командовал авиазвеном, эскадрильей, экипажами отдельных спецсамолётов отрядов «особого риска», в том числе 391-го авиаполка связи. Войну закончил героическим штурмом и взятием города-крепости Кёнигсберга.
24 июня 1945 года участник исторического Парада Победы на Красной площади в Москве.
Воспоминания
Новиков Борис Дмитриевич (сын)
Новиков Дмитрий Александрович
После войны продолжал свою лётную деятельность в Отдельном Дивизионе Особого Назначения (ОДОН ВВС), и был назначен командиром эскадрильи. В составе эскадрильи Дмитрий Александрович выполнял задания, связанные с научной деятельностью и работами, в т.ч. и сверхсекретными российского физика, организатора и руководителя работ по атомной науке и технике в СССР, академика АН СССР, трижды Героя Социалистического Труда Игоря Васильевича Курчатова.
Затем Новиков Д.А. был назначен командиром полка ОДОН, который был расположен на территории современного района Жулебино, также выполнял специальные задания.
В 1958 году полк ОДОН был передислоцирован, но Дмитрий Александрович не мог расстаться с авиацией, и был приглашен Генеральным конструктором предприятия «Илюшин» начальником лётно-диспетчерской службы. Под руководством Новикова Д.А. впервые был поднят в небо всемирно известный тяжёлый военно-транспортный самолет ИЛ – 76.
После войны создал Семью с Евгенией Александровной, с которой 1947 и 1949 году у них родились сыновья Борис и Михаил.
В свободной от работы время Дмитрий Александрович, посвящал себя прежде всего занятиям спорту. Зимой непременно выбирался с друзьями-однополчанами и семьёй на лыжах в люберецкие леса, летом проводил время на люберецких карьерах, занимаясь плаваньем. С возрастом постоянно брал на прогулки на природу своих внуков Екатерину и Бориса, знал все лесные тропинки и хорошие поляны, поддерживал дружеские отношения с местными лесничими. Каждое своё раннее утро начинал с зарядки и занятий с гантелями. Предпочитал здоровую и экологически чистую пищу, т.к. его родная сестра Марья Васильевна живёт (в 2015 году отмечает 90-летие) в родном селе Заречное Ульяновской области и ведёт собственное хозяйство, а Дмитрий Александрович часто гостил у ней. Кстати она работала почтальоном и развозила односельчанам пенсии из райцентра по 10 километров зимой на лыжах, летом на велосипеде и непременно с ружьём в целях безопасности.