Сергей
Павлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Сергей Павлович Никольский - капитан 1-го ранга Военно-морского Флота
Воевал на Черном море, а затем на Северном море. За свои подвиги был награжден орденом Ленина, Красного знамени, орденами и медалями.
В начале войны служил на одной из батарей Батумского укрепления в должности старшего политрука. До войны он с отличием закончил школу политработников, которая находилась в Севастополе в Камышевой бухте.
В марте 1942 г. был назначен комиссаром на крейсер «КОМИНТЕРН», входящим в эскадру флота и был боевым кораблем, принимал участие в боях за Севастополь и Новороссийск, перевозил десантные войска и грузы и конвоировал транспорты между портами Кавказского побережья от Батуми до Новороссийска, где были сильнейшие атаки гитлеровской торпедной авиации по кораблям в море, также атаки вражеских подводных лодок и опасность магнитных и магнитно-акустических и плавающих неконтактных мин вдоль побережья. Вражеская авиация бомбила город Туапсе и Новороссийск, самолеты сбрасывали более ста фугасных и зажигательных бомб за один прилет, которые взрывались в 30-ти метрах от крейсера. Особенно сильным ударам подвергся Новороссийск, несколько раз в сутки противник бомбил порт и город. В налетах участвовали по 35«юнкерсов», которые сбросили на Новороссийск около 90 фугасных и 3 тысячи зажигательных бомб, каждый раз при отражении воздушных атак противника действовала и зенитная батарея «Коминтерна», который получал повреждения и потери в личном составе, но моряки крейсера, как и его командир и комиссар мужественно переносили сложные ситуации и работали четко и слаженно имея на борту воинские грузы.
В конце мая 1942 г. Севастополь переживал тревожные дни. Положение города с каждым днем ухудшалось. Для доставки пополнения в осажденный город был привлечен и крейсер «Коминтерн».
Крейсер внес существенный вклад в обеспечении воинских перевозок между портами Кавказского побережья. В обоих направлениях им было доставлено около 2500 бойцов и командиров, более 1000 тонн боеприпасов и др. грузов, много техники-автомашин, артиллерийских установок.
За 12 месяцев войны крейсер участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керченского-Феодосийской десантной операции, обеспечивая морские перевозки в Севастополь, Феодосию и отражал десятки атак вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев.
Однако, в июле 1942 г. во время налета гитлеровской авиации получил два прямых попадания и был серьезно поврежден. Его атаковали 13 бомбардировщиков и 11«юнкерсов». Одна из бомб взорвалась на левом штуфе и причинила большие разрушения, был выведен из строя и командный пункт. На корабле возник пожар. Было убито и ранено 69 человек.
Поврежденный крейсер был передислоцирован из Новороссийска в Поти, где базировались основные силы эскадры. «Коминтерн» получил новый приказ и его подготовили к новому походу в море. Крейсер принял на борт 500 человек маршевого пополнения и боезапасы и
17 августа в сопровождении буксира и базового тральщика «Защитник» и 2 сторожевых катеров вышел их Поти в Туапсе. По прибытию в порт началась работа по снятию артиллерии с крейсера и выгрузке боезапасов, плавучий кран снял артиллерийские установки и их немедленно отвозили вне порта и города. Работы на крейсере возглавлял батальонный комиссар С.П. Никольский.
Эта огромная работа требовала колоссального напряжения сил, люди трудились без отдыха.
Настало время прощания с членами экипажа, уходящими на защиту Туапсе. На митинге перед личным составом выступили командир крейсера 3-го ранга Ф.В. Жиров и комиссар С.П. Никольский. В полночь 19 августа крейсер принял на борт 500 человек эвакуированных и 100 тонн груза и вышел из Туапсе в направлении в Поти.
Это был последний поход «Коминтерна». Состояние его механизмов и навигационное оборудование не могли обеспечить нормальное плавание.
Ветеран Черноморского Флота, прощался с берегами Кавказа, мимо которых проходил сотни раз.
10 октября 1942 г. оставшиеся члены экипажа последний раз сошли со своего родного корабля на берег, сняв головные уборы и опустив головы, они провожали «Коминтерн» в последний путь. В 1942 г. значительно поврежденный корабль был затоплен севернее порта Поти.
Крейсер был затоплен для оборудования волнолома, обеспечивающего защиту входа в бухту.
Был дан прощальный салют из пистолета, в глазах моряков стояли слезы.
Так завершилась боевая служба «Коминтерна».
Ровесник легендарной «Авроры» и «Варяга» крейсер «Коминтерн» стал памятником самому себе как символ героизма советских моряков. Подвиги моряков-черноморцев увековечены в памятниках городов-героев Севастополя, Одессы, Новороссийска, Керчи. В центре Севастополя воздвигнут величественный мемориал, на гранитных плитах которого - названия кораблей, участвовавших в героической обороне города в 1941-42 годах. В списке кораблей золотыми буквами сияет и имя крейсера «КОМИНТЕРН».
Из командного состава «Коминтерна» на кораблях продолжали служить командир Ф.В. Жиров и комиссар С.П. Никольский, который был направлен на Северный Флот.
Он воевал в Полярном (Северодвинске) а затем в Мурманске до окончания войны.
На всех участках он трудился добросовестно, с высокой ответственностью за порученное дело, за что был удостоен многих государственных наград.
Примечание: данные о крейсере описаны в документальной книге «Крейсер «Коминтерн»,
авторами которой являются С. Ф. Спахов и М. Е. Степанов.