Владимир
Миронович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Окончил Полтавский техникум транспортного строительства.
В 1939г. поступил в Краснодарскую авиашколу (возможно, в Краснодарское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей). Перевелся в Таганрогскую военную авиационную школу пилотов.
21 июля 1941г. присвоено звание сержант. Направлен в 42 дальнюю бомбардировочную авиадивизию.
В мае 1942г. сержант Николаенко был направлен в состав 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир полка майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович).
Летчик самолета Пе-2 2-ой авиаэскадрильи. Командир эскадрильи- капитан Колодяжный Сергей Амвросиевич.
Экипаж самолета Пе-2: летчик Николаенко, штурман Юрьев Леонид Васильевич, воздушный стрелок-радист Семенов Василий Алексеевич, совершил несколько боевых вылетов в составе оперативной группы полка, которая действовала с оперативного аэродрома Добринка (Тамбовская обл.) в интересах Воронежского, Юго-Западного и Степного фронтов. В 1942г. группой руководил старший лейтенант Гаврилов Дмитрий Дмитриевич.
Самолет экипажа готовили к вылетам механики авиационные техник-лейтенант Журавлев Артемий Васильевич и старший сержант Сергеев Александр Кузьмич, моторист авиационный старший сержант Киряков Иван Сергеевич.
В январе 1943г. командование полком принял подполковник Артемьев.
К марту 1943г. Владимир Миронович в составе 1-й авиаэскадрильи полка. Командир эскадрильи- капитан Плитка Григорий Саввич. Оперативная группа полка а составе 1 авиаэскадрильи базировалась на аэродроме Курск-Центральный. Командовал группой гвардии майор Дмитриев Павел Дмитриевич.
11 марта 1943г. экипаж самолета Пе-2: летчик сержант Николаенко, штурман звена старший лейтенант Юрьев, воздушный стрелок-радист старший сержант Рассказов Алексей Яковлевич- вылетел по маршруту Курск- Кромы- Орел для установки загруженности железнодорожных узлов. В районе Орла попал пол огонь зенитной артиллерии противника. Один из снарядов повредил самолет. Его осколками Владимир Миронович был легко ранен в обе руки, самолет получил 9 пробоин. Совершая противозенитный маневр, экипаж заметил вражеский аэродром. Несмотря на раны, летчик, как командир экипажа, принял решение сфотографировать его. При дешифровке фотоотпечатков, на аэродроме были обнаружены 37 самолетов противника.
Это был 11-й успешный боевой вылет на разведку сержанта Николаенко. Майор Дмитриев представил экипаж к правительственным наградам. Приказом от 24 апреля 1943г. летчик Николаенко был награжден орденом Красного Знамени, штурман Юрьев- орденом Красной Звезды, сержант Рассказов- медалью «За отвагу».
Следующие боевые вылеты экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов совершил: в марте- 15, 17, 20, 22, 23, 27; в апреле- 11, 18 (возвратился по метеоусловиям), 21, 22 (3 вылета), 23 (2 вылета), 24, 25, 26.
17 апреля 1943г. Владимиру Мироновичу присвоено звание младший лейтенант.
05 мая экипаж задание выполнено частично по метеоусловиям.
Следующие боевые вылеты экипажа: май- 07, 10, 11, 12.
13 мая экипаж выполнял фотографирование опорных пунктов противника в районах Карачев- Брянск- Почеп. У линии фронта был обстрелян зенитной артиллерией противника, в районе д.Будановка- нашей зенитной артиллерией. Задание выполнил и вернулся на свой аэродром.
14 мая экипаж обнаружил и сфотографировал в районе Роговка- Куранино 491 танк и 940 автомашин противника. Из Змиевки был обстрелян зенитной артиллерией противника, в районе Шумановки встретил три истребителя ФВ-190 (Фокке-Вульф), от которых успешно скрылся. Вторым вылетом выполнил фотографирование маршрута Гремячево- Каменец (Орловская обл.).
Следующие боевые вылеты экипажа: май- 15, 16, 18, 21, 27 (от огня зенитной артиллерии противника самолет получил пробоину в киле и правом моторе). 30 (задание выполнил частично- встретил 10 немецких истребителей, ушел за линию фронта); в июне- 02, 04, 05, 11, 17.
К 13 июня 1944г. младший лейтенант Николаенко совершил 30 боевых вылетов на разведку. Был представлен к ордену Отечественной войны I степени. Приказ о награждении от 04 июля 1943г.
Награжден медалью «За оборону Сталинграда».
17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк.
05 июля 1943г. экипаж самолета Пе-2: летчик гвардии младший лейтенант Николаенко, летнаб старший гвардии старший лейтенант Юрьев, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Рассказов, взлетев с аэродрома Курск, выполнил разведку аэродромов противника в районе Нарышкино- Орел.
16 июля 1943г. экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов выполнял фотографирование обороны противника на участке Красная Слободка- Архангельское- Тросна (Орловская обл.). Был обстрелян зенитной артиллерией. Самолет получил 2 пробоины, был разбит один из фотоаппаратов. Алексей Яковлевич заметил пару приближавшихся истребителей ФВ-190 (Фокке-Вульф) и сообщил об этом командиру экипажа, по рации вывел истребители прикрытия на цель. Открыв заградительный огонь, дал возможность экипажу закончить выполнения боевого задания.
17 июля экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов на самолете Пе2 №21 выполнил разведку и фотографирование железных дорог в районе Комаричи- Навля- Хутор Михайловский- Терещинская- Рыльск.
21 июля экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов выполнил разведку передвижения техники противника и фотографирование железных дорог в районе Комаричи- Навля- Брянск- Почеп- Трубчевск- Суземка- Севск.
22 июля экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов выполнил разведку в районе Глухов- Кролевец- Шостка- Хутор Михайловский- Навля- Шаблыкино- Дмитровск Орловский.
24 июля экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов выполнил разведку в районе Глухов- Кролевец- Шостка- Хутор Михайловский- Навля- Комаричи.
30 июля экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов на самолете Пе-2 №18 выполнил разведку в районе Глухов- Кролевец- Шостка- Навля- Комаричи.
01 августа 1943г. с аэродрома Курск экипаж самолета Пе-2 №48: летчик Николаенко, летнаб гвардии младший лейтенант Захаров Александр Васильевич, стрелок-радист Рассказов- с 11-25 по 12-58 совершили вылет и сфотографировали оборону противника по западному берегу р.Десна от г.Новгород-Северский до г.Трубчевск.
02 августа на самолете Пе-2 №3 экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов- выполнил разведку передвижения войск противника в районе Сумы- Ворожба- Крупец- Хутор Михайловский- Навля.
03 августа на самолете Пе-2 №8 экипаж Николаенко, Захаров, Рассказов в период с 07-41 по 09-25 произвел разведку передвижения войск противника на участке Сумы- Ворожба- Середина-Буда- Севск.
В тот же день на самолете Пе-2 №46 экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов- выполнил фотографирование взлетно-посадочных площадок в районе Комаричи- Щегловка- Шабликино.
04 августа экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов выполнил разведку аэродромов противника в районе Гололобово- Брянск- Навля и станции Брянск.
07 августа 1943г. экипаж самолета Пе-2 №20: Николаенко, Юрьев, стрелок-радист гвардии старший сержант Разиньков Семен Петрович, взлетев с аэродрома Курск, выполнил разведку железных дорог на участке Терещинская- Кролевец- Конотоп- Ворожба. Над Конотопом и Ворожбой был обстрелян зенитной артиллерией противника. Посадку совершил в с.Никольское, юго-западнее Воронежа.
12 августа 1943г. экипаж: летчик Николаенко, летнаб младший лейтенант Водолазский Иван Петрович, стрелок-радист Рассказов с 11-00 до 12-40 совершил разведывательный полет по маршруту Глухов- Кролевец- Конотоп.
04 октября 1943г. экипаж самолета Пе-2 №32: летчик Николаенко, летнаб лейтенант Мельников Иван Семенович, стрелок-радист Рассказов, взлетев с аэродрома Конотоп, сфотографировал северный берег р.Тететрев от с.Тетеровское до устья.
06 октября экипаж Николаенко- Мельников- Рассказов вылетел в район Вязовка- Коростень на разведку передвижения войск противника и базирования авиации. В районе Иванков был встречен 5 истребителями ФВ-190. Пикированием ушел от преследователей на свою территорию.
07 октября экипаж самолета Пе-2 №36: летчик Николаенко, летнаб гвардии старший лейтенант Ковальчук Николай Евстафьевич, стрелок-радист Рассказов, выполнял разведку аэродромов и железнодорожных станций в районе Кировоград- Знаменка. Из-за расхода фотопленки на маршруте к Кировограду, экипаж выполнил задание частично.
08 октября экипаж самолета Пе-3 №34 Николаенко- Ковальчук выполнил разведку аэродромов противника в районе Кировоград- Знаменка.
11 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил фотографирование западного берег р.Березина от Бобруйска до Речица.
12 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил разведку района Дымер- Радомышль- Киев- Фастов.
13 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил разведку района Житомир- Бердичев- Дзержинск- Червоноармейское. Продолжительность вылета 2ч 50мин.
15 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил разведку погоды в районе Кировоград- Знаменка- Днепропетровск.
21 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил разведку войск противника в районе Кировоград- Знаменка- Днепропетровск.
24 октября 1943г. экипаж самолета Пе-3: летчик Николаенко, летнаб гвардии старший лейтенант Павлов Иван Павлович, вылетев с аэродрома Прилуки, выполнил разведку района Бородянка- Житомир- Брусилов- Киев.
22 ноября экипаж Николаенко, Юрьев, Рассказов, вылетев с аэродрома Прилуки, выполнил разведку районов Мировка- Жашков- Белая Церковь.
17 января 1944г. на 91 боевом вылете, экипаж самолета Пе-3 Николаенко- Юрьев был атакован 6 истребителями ФВ-190 (Фокке-Выльф) и сбит в воздушном бою. Экипаж погиб.
27 января 1944г. гвардии младший лейтенант Николаенко и гвардии старший лейтенант Юрьев были представлены к присвоению званий Герой Советского Союза, посмертно. Звания присвоены Указом Президиума ВС СССР от 13 апреля 1944г.