Михаил
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Память, которая всегда со мной...
Я хочу рассказать о моём прадеде Никифорове Михаиле Васильевиче, дедушке моей мамы. Я никогда его не видел, но знаю его по рассказам бабушки.
Он родился летом 1906 года, точная дата рождения потерялась, потому что в бедных семьях не было принято их отмечать.
Мой прадед родом из города Пугачева Саратовской области. Отец его был из донских казаков, а мать - белошвейка из деревни.
Он закончил семь классов и поступил в Саратовский сельскохозяйственный техникум, но, проучившись год, оставил его, и уехал по набору на Горьковский автозавод. Там он окончил курсы шоферов и получил права водителя 1-го класса. Поселился в общежитии, спустя некоторое время встретил мою прабабушку Марию Петровну, которая также по оргнабору приехала на Автозавод из деревни Потемино и работала в токарном цехе.
Появились дети. Своего жилья у прадедушки и прабабушки не было и они путешествовали в поисках стабильной работы, где можно было бы получить комнату. Так они жили то в Пугачеве Саратовской области, то на Автозаводе. На Автозаводе они снимали угол в частном небольшом доме рядом с поликлиникой, построенной немцами одновременно с заводом в виде свастики в 100 метрах от заводской территории.
Семья росла, на квартире было тесно, а очередь на жилье была еще далеко, и после долгих переездов прадедушка и прабабушка оказались на Бору, где Михаилу Васильевичу сразу выделили комнату в бараке, где они и жили до тех пор, пока не построили собственный дом.
В 1939 году началась финская война. Но об этой войне мало кто знал в то время. Прадеда просто вызвали в военкомат, ничего не объясняя, посадили в теплушку и повезли на север. Прабабушке Маше за то, что её кормилец воюет на фронте, дали мешок муки. Когда прадед вернулся с этой войны, он ничего не рассказывал о ней, и говорил, что ездил в дальнюю командировку.
В 1941 он опять ушёл на фронт. Мой прадедушка прошел всю войну на передовой, возил боеприпасы, оборудование, солдат, т.е. был всегда на линии огня. На фронте его ранило. А дело было так: он вез снаряды на передовую, и в его грузовик попала бомба. Ударной волной его выбросило из машины, в результате чего он был контужен и ранен в левую руку. Его отправили в госпиталь. Он долго переживал, сможет ли он водить машину. Но его вылечили и после госпиталя на три дня отпустили домой. С фронта прадедушка пришел в 1945 году. С войны он вернулся весь седой. Когда дети просили его рассказать им о войне, то он ничего не рассказывал. У него было много наград: Орден Красной Звезды, медаль за взятие Кенигсберга, медаль за взятие Берлина, медаль за Победу в Великой Отечественной войне. Но он их редко носил, потому что был очень скромным.
Мой прадед был шофер 1 класса, отличный специалист своего дела. Он работал на деревоперерабатывающем заводе, который в народе называли просто Лесотаркой в городе Бор Горьковской области.
Михаил Васильевич был очень порядочным и трудолюбивым человеком и на заводе, да и в округе, был одним из уважаемых рабочих и, обращаясь к нему, окружающие величали его только по имени и отчеству. Он возил лес с лесоразработок, дрова для рабочих, ремонтировал автомашины; довольно часто ездил в командировки в Горький, Москву. На заводе считали, что из всех водителей только Михаил Васильевич сможет справиться с заданием в ответственной командировке.
Вставал прадед рано, в половине шестого, пил чай и в 6 утра уходил на работу. Работа его была связана с дальними поездками и, чтобы вернуться домой пораньше, а это примерно после 10 часов вечера, а то и за полночь, сам без будильника, поднимался ни свет, ни заря. Так было, когда он выполнял рейсы на лесозаготовки, так называемые делянки. Ездили в одиночку, без напарников, причем приходилось быть одновременно и грузчиком. Эта работа была очень тяжелая. Поездки в Горький и в Москву были связаны с огромным риском при переправе через Волгу, потому что зимой приходилось ездить по ненадежному льду, т.к. автомобильного моста через Волгу в то время не было. Тогда автомашины выстаивали километровые очереди, чтобы перебраться на пароме на противоположный берег, а зимой, рискуя собственной жизнью и машиной, по ледовой дороге, стоя на подножке своего грузовика при открытой дверце, крепко держа руль, чтобы в случае провала не уйти под лед вместе с машиной.
Мой прадед умер от тяжелой болезни в 1967 году. Причём когда он воевал на фронте, он ничем не болел, а после войны его организм не выдержал чудовищной нагрузки, постоянных стрессов. Ему приходилось тяжело работать, чтобы прокормить семью, где было четверо детей.
Я никогда не видел своего прадеда, никогда не разговаривал с ним. У нас осталось только две его фотографии: довоенная, где он молодой, полный сил, с женой и детьми, и послевоенная, где он сфотографирован для Доски Почёта с Орденом Красной Звезды, которым он так гордился.
И я горжусь своим прадедом, память о нём всегда со мной.
Пыхов Ким