Иосиф
Евстигнеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
От внучки:
Мой дед про себя никогда ничего не рассказывал. А про деда мне рассказывала бабушка, как он на мотоцикле ездил под пулями по замерзшей реке Висла и глушил рыбу взрывчаткой, чтобы накормить своих солдат перед тем, как им идти разминировать поля, чтобы им было легче разминировать мины. Дед всегда ходил со своими солдатами на разминирования. В 1945 подорвался на противотанковой мине, но остался жив. Это единственное письмо, которое дед написал про себя, и никогда ничего не говорил про войну, кроме того, что это было страшно.
Письмо деда:
Никифоров Иосиф Евстигнеевич родился в 1918 году, в крестьянской бедной семье в Смоленской области, Ельнинского района.
Отец и мать были совершенно не грамотные. Пошел учиться в 1-й класс в одиннадцать лет, так школ в то время в деревнях не было. Ходили в школу пешком за 5 км в другую деревню. Учебников и тетрадей не хватало (1-2 букваря на класс), а вместо тетрадей пользовались обрывками газет. Учился прилежно. Но кроме учебы надо было работать и в колхозе. С вечера выводил колхозных лошадей на пастбище, пас их всю ночь, а рано утром проводил в деревню, чтобы на их ехали в поле.
В 1931 году моего отца как старого специалиста отправили на работу в Донбасс на восстановление работы угольных шахт.
В 1933 году нас с матерью отец забрал к себе в Донбасс. В то время существовала безработица. Нам как иждивенцам выдавали по 400 граммов хлеба, немного крупы, по 1 кг мяса, по 0,5 кг сахара в месяц.
Устроился в школу учиться, но еле-еле проучился год и с трудом закончил 6 класс. Учеба у меня шла плохо, так как все преподавалось на чисто украинском языке и мне он давался очень плохо.
Устроился на работу в шахтоуправление рассыльным. Получал по тому времени 40 руб., но мне дали продовольственную карточку как служащему и я получал уже хлеба 800 граммов в день. Но аппетит у меня был волчий – я съедал сразу до 1,5 кг белого хлеба, ведь в деревне у нас хлеб был не чисто ржаной, а с добавкой 50% льняной мякины.
Людям, у которых я работал, я пришелся по душе. Они за мою прилежность к работе и ласку окружили меня отеческим вниманием и стали меня привлекать к счетно-бухгалтерской работе. И я ее выполнял хорошо.
Тут же открылась вечерняя школа рабочей молодежи. С преподаванием на русском языке. Мои начальники и сослуживцы мне предложили пойти учиться, но я боялся, что я не смогу хорошо справляться с работой и учебой. Но они меня сами отвели в школу. Я сдал экзамены за 8-й класс.
Мои наставники мне помогали всем, чем могли – готовили к урокам, отпускали раньше с работы и даже делились своим пайком и давали денег. Оказывается: «Свет не без добрых людей»! Я их запомнил на всю жизнь и им благодарен!
За это время я уже вырос по работе до счетовода! И получал уже 140 рублей в месяц.
В 1937 году я окончил 10 классов (и не плохо) и мне оставалось немного до призыва в армию.
Но мои добрые сослуживцы настояли на том, чтобы я поступил на вечернее отделение в Донецкий Индустриальный Институт.
Я так и сделал. Одновременно я уже приобрел специальность бухгалтера.
В 1938 году после окончания 2-го курса института меня начала манить военная романтика, и я хотел поступить в военное училище, но это было поздно (по времени года) и я решил пойти служить рядовым в Красную Армию. В октябре 1938 года был призван в армию. Окончив школу младших командиров попросился, чтобы меня направили в Ленинградское военно-инженерное училище, куда я сдал экзамены. В 1939 году во время финской войны нас, группу, перевели в Московское Военно-инженерное училище, которое я окончил в апреле 1941 года с отличием и был оставлен при училище командиров роты курсантов. А в июне 1941 года… война. Немцы подходили к Москве, училище погружено в эшелоны для эвакуации на Восток, но в это время меня вызвали в штаб училища и предложили передать другому командиру, а мне от имени ставки Верховного Главнокомандования дали командировку в г. Клин для подготовки немедленного взрыва железно-дорожного моста (между г. Калининым и г. Клином). Этот мост являлся для немцев ключом к Москве и правительство ответственность возложило на М.И. Калинина, от которого я имел пароль на связь и с ним и взрыв моста.
В этот период наши войска упорно сдерживали натиск немецко-фашистских войск под г. Калинином, г. Волоколамском и Можайском мост еще действовал и наши эшелоны мы еще пропускали через мост. Но в самый критический момент «триумфального» наступления немцев на Москву в этих пунктах 28 ноября 1941 года я получил команду от имени М.И.Калинина на взрыв моста.
От этой команды мне в горло подкатил ком и появились, не по-мужски военному человеку, слезы: ведь этот мост строил наш народ, для себя, его строили высоко квалифицированные инженеры, конструкторы, отважные рабочие, а мне «лейтенантику» одним поворотом ручки подрывной машинки снести его с лица земли и Московского моря. Но команда есть команда и задание – не дать врагу ключ от Москвы – закон.
Мост был взорван, доложено по команде, но наши три самолета-разведчика сделали над мостом два круга, убедившись в правоте моей «работы» повернули в сторону Москвы, а я в обход г. Клин, где уже были немцы, 130 км пробирался к Москве пешком. Прибыв в Москву, услышал голос Левитана: «Наши войска перешли в контрнаступление на западном фронте и успешно ведут разгром немецко-фашистских войск под Москвой и успешно продвигаются вперед на Запад…»
При докладе в Москве меня «обвинили», что я поздно доложил и мне показали мою «работу» на снимках самолетов-разведчиков.
На мой вопрос: «Куда меня сейчас направляете?» – последовал ответ: «В свое училище». На мой протест опять в училище я получил ответ: «Нам лучше знать, куда вас послать».
Прибыв в училище я нашел только комендатуру с охраняемой командой. Комендант мне ответил, что моя комната и все квартиры закрыты, опечатаны.
Все, кто находился на выполнении спецзадания, размещаются там-то. Завтра, вы старший с командой в 25 человек выезжаете к новому месту дислокации училища. И мы выехали в г. Мензелинск, Татарской АССР. Но команды все возобновились. Только не возражались коренные «диверсанты» Москвы – курсанты нашего училища, которые еще до взрыва моего моста все глубже, больше «начиняли» важные объекты Москвы толом, пироксилином аммонитом, а теперь им самим придется «съедать» эту начинку, ведь ключ-то от Москвы мною передан М.И. Калинину.
От железной дороги (ст.Агрыз) нам предстояла пешая дорога в 120 км. И меня это озаботило. Ведь я командир, а в моем подчинении курсанты (всего один год армейской службы) и как я их доведу?
Но все мои опасения оказались напрасными. На станции уйма подвод, с продуктами и всевозможными угощениями. Люди там были всех национальностей, язык мы и всех не знали. Но было видно только одно: они встречали нас как победителей, и на всем этом 120 км в каждом селе нас ждали по 6-8 подвод с 2-х упряжкой лошадей, продуктами, теплыми шубами, тулупами, валенками и подготовленными хатами для ночлега. Но мы торопились. Ездовые нас везли по 3-4 дистанции (от намеченных сел) и они в шутку предлагали: «Давайте вернемся в Москву, может быть догоним немцев!» В этом мне видился облик наших многонациональных народов, ненавидевшего врага. По прибытии в училище я нашел «свою» роту. В штабе училища мне сказали: «Вы назначены преподавателем курса минно-подрывных работ. Опыт у Вас уже есть хороший. О выполненной тобой работе данные мы имеем».
Но к этому времени немцы были отогнаны от Москвы на 400-500 км, и училище уже грузилось на подводы (автомашины не ходили – большие снежные заносы) для переезда опять в Москву.
Возвратившись в Москву мы все заняли свои квартиры, восстановили учебный цикл, радовались успехам наших войск. Но знали и чувствовали, что до победы еще далеко.
А у меня отец и мать в оккупации в Донбассе, семья брата в Ельне, они ждут моей помощи, а я нахожусь в уже безопасном месте – г. Москве. Я прошусь на фронт – отказ, второй раз – отказ, третий раз – за подачу рапорта в наркомат обороны не по команде – выговор.
На 4-й раз мое «нахальное требование» было удовлетворено. В 1942 году в Москве после боев доформировалась стрелковая дивизия и мне назначили командиром отдельного инженерно-саперного батальона. Короткая военная подготовка дивизии и двигаемся в действующую армию под Тулу-Калугу.
За своевременное обеспечение переправы через р. Рессета (Орловская обл.) награжден медалью «за боевые заслуги»; за форсирование р. Сож – орден «Отечественной войны – 2 степ.»
За бои в Ковельской операции – орденом «Красное Знамя»
За бои на р. Висла (Польша) – за обезвреживание 150 шт. плавучих речных мин и рассекречивание их устройства (экспонат и ее описание находятся в музее Сов. Армии в Москве) – орден «Отечественная война II степени»
Медали:
«За оборону Москвы»
«За освобождение Варшавы»
«За победу над Германией»
«20 лет победы в Великой Отечественной войне»
«25 лет победы в Великой Отечественной войне»
«30 лет победы в Великой Отечественной войне»
«50 лет вооруженных сил СССР»
«60 лет вооруженных сил СССР»
«30 лет разгрома немцев под Москвой»
В феврале 1945 года после прорыва обороны немцев на р. Висла, под Варшавой был тяжело ранен – потерял правую ногу и сильно контужен – на левое ухо совершенно не слышу, на правое – частично. После излечения в госпитале, в июле 1945 года обратно был направлен в Московское военно-инженерное училище преподавателем минно-взрывных и инженерных работ.
В июле 1946 года по состоянию здоровья уволен в запас. Инвалид Отечественной войны II группы.
С 1946 года работает в строительном тресте Московской области на административно-хозяйственных работ.
И сейчас, хотя мне 62 года, материально с бабушкой обеспечены (можно сказать – отлично) продолжаю работать не с целью «нажить богатство», а ради того, что я вношу свой труд на благо своего народа, на благо вас наших детей, внуков и правнуков, на благо своей Родины, укрепление ее могущества, на укрепление мира во всем мире. А народы всего мира это требуют, а мы Советский народ должны им помогать, как первое в мире, рожденное социалистической революцией, под руководством великого Ленина и его продолжателя Л.И. Брежнева.
Молодежи вся история рождения нашего государства, его борьбы за свое существование известно только по книгам и кинофильмам. Это хорошо, что они воспринимают правильно, и делают правильно. Но бывает не так. Эти отпрыски считают: «Мы живем в не тот век, дед и бабка живут хорошо, отец и мать – богаты – зачем нам утруждаться трудом?»
А кто эти блага-обеспеченность сделал?
А что вы молодежь будете делать для своих детей, и внуков и т.д.?
Международная обстановка между такими крупными государствами за последние 1,5-2 года, как между США, КНР и Советским Союзом очень обострилась. Она уже привела к явно открытой «холодной войне».
Ну, а если, при той технике, военной, приведет к «огненной» войне, сколько погибнет людей, во что превратится наша планета «Земля»?
Известно, что во 2-й Мировой войне мир потерял 50 миллионов человек, а Советский Союз – 20 миллионов.
Мы, все «старики»-участники войны ее пережили, снова о ней вспоминаем при накалившейся междунарожной обстановке. И если эта обстановка потребует от нас еще раз «отдачи» - мы отдадим. На фронт уйдем первыми, мы инвалиды найдем там себе место.
У нас пока есть «порох в пороховнице»! А вот остаться мне если придется в подполье, то мне будет труднее, ведь я очень приметливый – хромой, глухой, а говорить – умею. Как быть.
P.S. Всю войну я прошел в 4-й Бежецкой стрелковой дивизии, командиром 4-го отдельного саперного батальона. Все документы у меня на руках.
6/IV-80 г.
Боевой путь
Боевой путь деда описан в его письме в истории.
Воспоминания
Воспоминание семьи
В госпитале деду сообщили, что ему было присвоено звание подполковника. Но фронт продвигался очень быстро, и документы были потеряны. После войны не смотря на уговоры родственников дед не стал искать и восстанавливать звание подполковника. Он говорил, что воевал не за звание.
После войны
После войны работал на западной Украине, потом после переезда - в строительном тресте г. Мытищи.