
Михаил
Максимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Некрасов Михаил Максимович родился 15 ноября 1922 г. во вторых Катуховских выселках Мировского сельсовета Панинского района Воронежской области в семье крестьянина – середняка. Его родители: отец – Некрасов Максим Романович, 1900 года рождения, мать – Некрасова Евдокия Дмитриевна, 1901 года рождения. Они занимались земледелием. В 1930 г. родители вступили в сельхоз артель «Красный Маяк» Мировского сельсовета. В этот же год Миша начал учиться в школе. Как и все ребята на селе очень рано стал помогать старшим в работах в домашнем хозяйстве и в сельхозартели. На территории сельсовета не было средней школы, поэтому в 1939 г. он переезжает в г. Воронеж для учебы в фабрично-заводском училище при заводе СК-2. В соответствии с законом «О всеобщей воинской обязанности» Михаил был призван в рабоче-крестьянскую Красную Армию. Во время службы успешно окончил 10 классов вечерней школы. После демобилизации в 1940 г. завершил ФЗУ и начал трудовую деятельность пирометристом по обслуживанию контрольно – измерительных приборов завода СК (синтетического каучука)-2.
Всё нравилось Михаилу- и работа, и коллектив. Мечтал учиться дальше, но грянула война. 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломна напала на Советский Союз. Уже 28 июля Сталинским РВК г. Воронежа Михаил Некрасов был мобилизован в РККА и направлен в полковую радиошколу Воронежского гарнизона. В октябре после обучения был откомандирован в 4-ю Московскую стрелковую ю Западного фронта помощником командира радиовзвода. В ноябре был госпитализирован из-за аппендицита. В команде выздоравливающих в декабре был направлен в 444-й стрелковый полк 108-й стрелковой дивизии, где был назначен командиром стрелкового отделения. Участвовал в разгроме фашистов под Москвой.
«Боевое крещение получил в боях за Москву, -вспоминал в 1985 г. Михаил Максимович. – Тяжелыми были испытания для нашего стрелкового взвода. Не раз приходилось ходить в атаку, видеть смерть товарищей. Фашисты, отступая оставляли после себя пепелище. Вместо деревень мы видели одни печные трубы. Но как только входили наши части, откуда-то из погребов, землянок выползали уцелевшие женщины, старики, дети. Глядя на них, голодных, замученных, мы ещё больше испытывали ненависть к поработителям, она удесятеряла силы».
20 января 1942 г. при освобождении г Можайска был ранен в правую руку. Лечился солдат в эвакогоспитале №2989 Западного фронта, откуда Михаила сначала направили в 206-й запасной полк, а 20 марта 1942 г. – в 61-й отдельный моторизованный понтонно – мостовой батальон командиром понтонного отделения.
Это подразделение, как другие подобные, обеспечивали форсирование крупных водных преград. Исключительное боевое мастерство и умение проявили воины-понтонеры для преодоления таких водных артерий, как Дон, Северский Донец, Днепр, Южный Буг, Днестр, Дунай, Висла, Одер. Они были форсированы в невиданно короткие сроки. Переправа войск обычно производилась табельными переправочными средствами, находившимися на вооружении инженерных частей. Среди них были различные металлические и деревянные понтоны, самоходные баржи, катера, лодки, плоты и т.д. Но этих переправочных средств часто не хватало. Традиционная смекалка советских солдат позволяла находить выход из трудных положений. Железные и деревянные бочки, бидоны из-под горючего, отдельные бревна – все это шло в ход, чтобы своевременно переправить войска на другой берег и, буквально, на плечах врага занимать плацдармы, создавать условия для наведения понтонного моста понтонерами. Понтонеры работали настолько быстро, что уже через несколько часов, а иногда и минут после подхода к реке начинали действовать понтонные и мостовые переправы. Параллельно возводились временные и постоянные деревянные мосты. Под артиллерийским и минометным огнем, под непрерывными бомбежками немецкой авиации героические понтонеры обеспечивали переправу советских войск через крупные водные преграды. В связи с возросшей глубиной наступательных операций на завершающем этапе войны советские воины-понтонеры в ходе одной операции форсировали одну за другой по несколько водных преград).
В боях на Орловско – Курской дуге отделение старшего сержанта Некрасова, несмотря на бездорожье, воздействие минометов и артиллерии противника, производило работы по строительству и восстановлению мостов. В Наградном листе от 20 августа 1943 г. командир батальона капитан Ремизевич отметил, что «Особенно отличился тов. Некрасов при постройке моста под тяжелые грузы через реку Вытебеть в районе деревне Ягодная. Несмотря на огонь автоматчиков, засевших в лесу на противоположном берегу, тов. Некрасов, всё время находясь на мосту, презирая смерть, руководил работой по укладке прогонов и настила. Видя перед собой своего бесстрашного командира, бойцы его отделения работали с удвоенной энергией. Мост был построен на 2 часа раньше срока. Танки преодолели реку. Достоин награждения медалью «За отвагу» (Приказ ВС Брянского фронта №: 92/н от: 14.09.1943 г. Информация об архиве -Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 686044. Дело ист. информации: 1756).
Вскоре – 14 сентября 1943 г.- уже новый комбат майор Трусов представил комсомольца старшего сержанта Некрасова к ордену Красной Звезда. Описал подвиг следующей информацией: «12 сентября 1943 г. батальон наводил понтонный мост через р. Десна в районе д. Ново-Хотмирово (Брянская область). Прямой наводкой вражеские самоходные пушки с дистанции 400-500 метров разбили мост. Часть личного состава при этом была выведена из строя. Было приказано паромы развести и вывести из линии моста. Старший сержант Некрасов под прицельным вражеским огнём первый вошёл на мост и начал разбирать поврежденное и выводить паромы. Его беспримерная отвага и презрение к смерти, стремление спасти во чтобы то ни стало материальную часть парка от вражеского огня, послужили примером для всех остальных бойцов. В течении нескольких минут паромы были рассредоточены. В ночи на 13 и 14 сентября 1943 г. при строительстве двух тяжелых деревянных мостов через р. Десна старший сержант под яростным огнём по месту постройки мостов, вместо установки 3-х опор установил со своим отделением по 7 опор. Мосты были закончены постройкой досрочно» (Приказ ВС 50-й А Брянского фронта №: 284 от: 05.10.1943 г. Информация об архиве -Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 682526.Дело ист. информации: 1546).
4 октября 1943 г. майор Трусов представил старшего сержанта Некрасова к награждению вторым орденом Красной Звезды. В Наградном листе указано, что «Рота наводила паромную переправу под грузы 30 т. через реку Сож в районе деревни Ново-Терешкович (Гомельская область). Во время переправы первого танка пристань на правом берегу реки не выдержала груза. Переправа танков могла задержаться на долгое время. Постройка новой пристани была приказана отделению старшего сержанта Некрасова. Под интенсивным пулеметным и артиллерийско-минометным огнём противника он доставил материал к месту постройки и окончил постройку за 20 минут вместо 1 час. 30 минут. Тов. Некрасов не уходил в укрытие, как было приказано, а остается и обеспечивает переправу танков. Грозные советские машины были досрочно переправлены на вражеский берег и с ходу вступили в бой» (Приказ 19 стрелкового корпуса 65-й А Центрального фронта №: 23/н от 10.10.1943 г. Информация об архиве - Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 686044. Дело ист. информации: 3878).
Особую сложность представляла для наших войск форсирования Днепра. В его низовьях ширина достигала трёх километров, и тот факт, что река была запружена в некоторых местах, только увеличивал возможность её разлива. Правый берег гораздо выше и круче, чем левый; был превращён солдатами немецкой армии в огромный комплекс преград и фортификационных сооружений.
Встретившись с такой ситуацией, советское командование имело два варианта решения задачи форсирования Днепра. Первым вариантом была остановка войск на восточном берегу Днепра и стягивание дополнительных сил к местам переправ, что давало время на обнаружение наислабейшего места в оборонной линии немцев и последующей атаки в том месте (не обязательно в низовьях Днепра). Второй вариант развития событий представлял собой нанесение массированного удара без малейшего промедления, и форсирование Днепра с ходу по всему участку фронта.
Советские войска заняли противоположный от немецких войск берег практически на протяжении 300 километров. Все немногие штатные плавсредства были использованы войсками, но их катастрофически не хватало. Поэтому основные силы форсировали Днепр на подручных средствах: рыбацких лодках, импровизированных плотах из бревен, бочек, стволов деревьев и досок (см. одну из фотографий). Большой проблемой была переправа тяжёлой техники: на многих плацдармах войска не смогли быстро переправлять её в достаточном количестве на плацдармы, что вело к затяжным боям по их обороне и расширению и увеличивало потери советских войск.
Первый плацдарм на правом берегу Днепра был завоёван 22 сентября 1943 г. в районе слияния Днепра и реки Припяти, в северной части фронта. Почти одновременно 3-я гвардейская танковая армия и 40-я армия Воронежского фронта добились такого же успеха южнее Киева. Всего Днепр к 30 сентября форсировали 12 советских армий. Также было организовано множество ложных плацдармов, целью которых была имитация массовой переправы и рассредоточение огневой мощи немецкой артиллерии.
По воспоминаниям Маршала Советского Союза И. С. Конева об операции:
Битва за Днепр — классический пример высокого военного искусства советских войск в преодолении крупных водных преград и мощных укреплений на подступах к ним…В исторической битве за Днепр отличились все рода войск: пехота, артиллерия, танки, авиация, связь, но особенно инженерные войска Красной Армии. Упорство, смелость и героизм советских войск, высокое оперативное искусство командиров и начальников всех степеней обеспечили блестящий успех переправы и захват плацдармов на правом берегу реки.
По воспоминаниям генерала армии П. И. Батова об операции:
Все участники форсирования Днепра испытывали чрезвычайные психологические и физические перегрузки, так как стремительные атаки сменялись упорными схватками в обороне при бое за плацдарм, где одному приходилось сражаться за десятерых, пока не подойдут главные силы…Особо следует отметить высокий наступательный порыв и массовый героизм личного состава.
61-й отдельный понтонно-мостовой батальон, находясь в оперативном подчинении 65-й А обеспечивал форсирование реки Днепр у поселка Радуль (Репкинский район Черниговской области, Украина). При форсировании Днепра была применена новинка - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Очень трудным было наведение таких мостов, но ни один из них не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.
За отличные боевые действия 106-я и 193-я стрелковые дивизии, 143-й и 218-й минометные полки и 61-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон приказом Верховного Главнокомандующего были удостоены наименования Днепровских.
еспрецедентное количество награждённых при форсировании Днепра также отчасти объясняется директивой Ставки ВГК от 9 сентября 1943 г., гласившей:
В ходе боевых операций войскам Красной Армии приходится и придётся преодолевать много водных преград. Быстрое и решительное форсирование рек, особенно крупных, подобных реке Десна и реке Днепр, будет иметь большое значение для дальнейших успехов наших войск. <…>
За форсирование такой реки, как река Десна в районе Богданове (Смоленской области) и ниже, и равных Десне рек по трудности форсирования представлять к наградам:
1. Командующих армиями — к ордену Суворова 1-й степени.
2. Командиров корпусов, дивизий, бригад — к ордену Суворова 2-й степени.
3. Командиров полков, командиров инженерных, сапёрных и понтонных батальонов — к ордену Суворова 3-й степени.
За форсирование такой реки, как река Днепр в районе Смоленск и ниже, и равных Днепру рек по трудности форсирования названных выше командиров соединений и частей представлять к присвоению звания Героя Советского Союза
С 26 октября 1943 г. 61-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон находился в составе 7-й моторизованной понтонно-мостовой бригады.
На Белорусском (с 24 февраля 1944 г. – 1-м Белорусском) фронте бригада участвовала в Гомельско-Речицкой наступательной операции (10 – 30 ноября 1943 г.), Калинковичско-Мозырской наступательной операции (8 – 30 января 1944 г.), Белорусской стратегической операции «Багратион» (24 июня – 2 августа 1944 г.).
В ходе Белорусской операции бригада обеспечивала переправу войск через реки Березина, Свислочь, Неман и Западный Буг.
В сентябре 1944 г. бригада обеспечивала форсирование реки Нарев 65-й армией на территории Польши севернее Варшавы.
В этой операции командир отделения, кандидат в члены ВКП(б) М. Некрасов вновь отличился. Из наградного листа от 07 сентября 1944 г.: «Старший сержант Некрасов М.М. одним из первых со своим отделением прибыл к месту форсирования р. Нарев (река в западной Беларуси и северо-восточной Польше, правый приток Западного Буга) в районе Бурляки. 5 сентября 1944 г. У реки шел жаркий бой. Район переправы непрерывно обстреливался. Старший сержант сразу же приступил к разгрузке прибывающих понтонных машин и через 20 минут, собрав прибывших людей, приступил к сборке перевозного парома. Через 40 минут паром был готов. Канат ещё не был натянут, старший сержант по собственной инициативе погрузил автомашину и два орудия, и на веслах перевез боеприпасы и орудия. Во врем одного из рейсов переправа подверглась налету авиации противника. В результате пулеметного обстрела понтоны получили несколько пробоин. Старший сержант Некрасов М.М. бросился в понтон и стал заделывать пробоины. В это время он сам получил ранение в ногу; несмотря на это он продолжил забивать пробоины дабы спасти паром с важными грузами. И только когда прекратилась течь, перевязал рану. Старшему сержанту Некрасову М.М. было предложено отправиться в санчасть, но он отказался и продолжал производить переправу подкрепления и боеприпасов для расширения плацдарма на противоположном берегу р. Нарев. И только по приказанию командира роты покинул паром. Старший сержант Некрасов М.М. достоин награждения орденом Отечественной войны 1-й степени. Командир 61-й ОМПМ Днепровского батальона майор Ремизевич» (Приказ 105-го стрелкового корпуса №: 38/н от: 14.09.1944 г. Информация об архиве - Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 690155. Дело ист. информации: 5758).
Практически одновременно Некрасов М.М. был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (Приказ 05-го стрелкового корпуса от 14.09.1944 г. - Информация об архиве -Архив: ЦАМО.
Фонд ист. информации: Картотека награждений. Дело ист. информации: шкаф 61, ящик 9. К сожалению, ЦАМО почему- то засекретил Наградной лист.
Благодаря их исключительному мужеству и героизму воинов удалось переправить артиллерию и боеприпасы для захвата и расширения плацдарма на западном берегу р. Нарев, прикрывающей подступы к Восточной Пруссии.
Сознание воинского долга перед Родиной помогло ему и его отделению успешно выполнить боевую задачу. Даже в минуты огневых налетов на участок переправы они не прекращали работу и постоянно находились в самых опасных и ответственных местах. Под минометном огнём, бомбовыми ударами наводили переправы, совершали вылазки на передовые линии в тыл врага, минируя поля. Сам Михаил не раз был ранен, находился на волосок от смерти, но выжил, всё превозмог, дошёл до Берлина.
В 1945 г. 7-я моторизованная понтонно-мостовая бригада ( сформирована 26 октября 1943 г. на Белорусском фронте в составе: управление бригады, рота управления и четыре -61-й, 63-й, 136-й и 50-й - моторизированных понтонно-мостовых батальонов) участвовала в Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 г.) – составной части Висло-Одерской стратегической операции и освобождении городов Лодзь, Кутно, Томашов. 19 мая 1945 г. бригада была награждена орденом Красного Знамени, а 11 июня 1945 г. — орденом Кутузова 2-й степени.
С 4 по 8 февраля 1945 г. 61-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон обеспечивал переправу войск 18-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии через реку Одер. Участвовал в Восточно-Померанской наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 г.); Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 г.).
В конце войны полное наименование бригады звучало как: 7-я моторизованная понтонно-мостовая Лодзинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада. Входивший в его состав 61-й моторизованный понтонно-мостовой Днепровский батальон именовался как: Краснознамённый орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды 61-й моторизованный понтонно-мостовой Днепровский батальон;
«Порой не верится- вспоминал Михаил Максимович в беседе с корреспондентом Анатолием Мясниковым, что может вынести человек все те испытания, которые выпали на нашу долю. Но мы пересилили, потому что жила в наших душах вера в правое дело в победу…
А вообще-то… Война – это тоже работа, только очень тяжелая, порой адская. И здесь нужны выдержка, воля, мужество. Они не покидали нас».
Как тут не вспомнить характеризующие М.М. Некрасова строки из Наградных листов - беспримерная отвага и презрение к смерти, стремление спасти во чтобы то ни стало материальную часть парка от вражеского огня,
Старший сержант Некрасов М.М. был также награжден медалями «За Победу над Германией», удостоен, как минимум, трех Благодарностей Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина:
- № 118 от 25.06.1944 г. прорыв обороны немце западнее города Жлобин, форсировании реки Друть севернее города Рогачева;
- № 233 от 19.01.1945 г. за овладение крупнейшим промышленным центром Польши городом Лодзь и городами Кутно, Томашув (Томашов) Гостынин и Ленчица – важными узлами коммуникаций и опорными пунктами обороны немцев;
- № 339 от 23.04.1945 г. за прорыв сильно укрепленной, глубоко эшелонированной обороны немцев, прикрывавшую Берлин с востока, продвинулись вперед от 60 до 100 километров, овладение городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц- Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфелъде, Карлсхорст, Кепеник и вход в столицу Германии Берлин.
(Прилагаются).
(Справка:
25 января 1943 г. впервые был подписан приказ Верховного Главнокомандующего – Маршала Советского Союза И. В. Сталина об объявлении благодарности войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Ленинградского и Волховского фронтов за успехи в разгроме немцев, за освобождение городов и сел нашей Родины. Следующая «Благодарность» была объявлена И. В. Сталиным войскам Донского фронта 2-го февраля 1943 г. Текст приказа заканчивался фразой: «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия». По мере продвижения наших войск на запад, последовали «Благодарности» за взятие городов, плацдармов, ликвидацию фашистских группировок. Последняя «Благодарность» была объявлена 3 сентября 1945 г. советским войскам за боевые действия против Японии и разгром ее армии. Всего за годы войны И.В. Сталиным лично было подписано 375 таких документов. Каждый такой приказ зачитывался перед личным составом войск и имел особое значение в поднятии боевого духа нашей армии. «Благодарность» приравнивалась к награждению орденами и медалями. Приказы Главнокомандующего были признанием патриотизма воинов, их стойкости духа, их веры в победу. Каждый такой приказ – это веха истории великой войны, истории великого народа, которую мы обязаны свято хранить).
Закончилась война. 17 мая 1945 г. фронтовик был откомандирован на учебу в Московское Военно – инженерное училище. Однако в апреле 1946 г. училище было объединено с Высшем военным инженерно-строительным училищем (ВВИСУ КА), преобразовано в Московское Краснознаменное Высшее военно-инженерное училище Красной Армии (МКВВИУ КА) и передислоцировано в Ленинград, а Михаил Максимович был направлен в 16-й понтонный полк Киевского военного округа на должность помощника командира комендантского взвода. Но уже в июле 1946 г. был зачислен на 2-й курс Военно-дорожного училища. В марте 1947 г. за отличную успеваемость был переведен на 3-й курс. В сентябре 1947 г. Михаил Нестеров получил диплом об окончании училище, первое офицерское звание. Дальнейшую службу проходил в 10-м полку 2- дорожно-строительной дивизии. После её расформирования он был направлен в 528-й отдельный автотракторный батальон (информация из автобиографии Некрасова М.М.). Другие должности и части, где служил в дальнейшем капитан Некрасов, пока неизвестны.
Но служил он в Советской Армии так, как и воевал- беззаветно, готовый в любую минуту защитить от врагов родную землю, выполнить интернациональный долг. Капитан Некрасов в послевоенное время был награжден медалью «За боевые заслуги» (05.11.1954 г.; возможно, за выслугу лет в Красной Армии в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР), третьим орденом Красной Звезды (30.12.1956 г. ; возможно, за подавление венгерского контрреволюционного мятежа в соответствии с Указом Верховного Совета СССР).
В учетно-послужной картотеке ЦАМО указаны последнее место службы Михаила Максимовича (5-й стрелковый полк(!?), дата окончания службы – 17 декабря 1956 г. Можно предположить, что увольнению капитана Некрасова из рядов Советской Армии предшествовали либо личные обстоятельства (убеждения), либо намечаемое масштабное сокращение Вооруженных сил СССР. Анализ архивных документов показывает, что это мероприятие, проходили при полной поддержке со стороны Министра обороны Г.К. Жукова. К 1964 г., по сравнению с началом 1953 г., число военнослужащих было уменьшено на 43% (с 5,736 млн до 3,3 млн человек).
После увольнения Михаил Максимович возвращается в г. Воронеж и возобновляет трудовую деятельность на заводе синтетического каучука им. С.М. Кирова.
Начавшиеся летом 1942 г. бои за Воронеж привели к тому, что завод СК был уничтожен практически полностью. Начался сложный период восстановления предприятия. Люди, жившие в бараках и землянках, в невероятно сложных условиях, разбирали завалы и возводили, по сути дела, новый завод. Все годы существования коллективу завод приходилось вести реконструкцию мощностей в условиях действующих производств. Михаил Максимович работал и учился,
Автору этого материала довелось поработать с Михаилом Максимовичем. В 1968 г. я демобилизовался из рядов Советской Армии. Работал аппаратчиком, мастером, начальником смены, инженером-технологом цеха 15-16, а в1973-1977 гг. избирался заместителем секретаря парткома завода. Общались мы по вопросам производства, партийно-политической деятельности. Летом 1976 г. вместе с семьями отдыхали в заводском пансионате в г. Геленджике, где он с супругой трепетно опекали внучку. В 1977 г. меня перевели на другую работу. К сожалению, больше с фронтовиком видеться не довелось.
Последние годы Михаил Максимович работал заместителем начальника отдела технического контроля предприятия. Забот у него было немало, ведь коллектив ОТК отвечал за качество продукции. Грамотный специалист, умелый воспитатель, он делал всё, чтобы честь заводской марки была на высоте. На «гражданке» Михаил Максимович был награжден медалями «За трудовую деятельность. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», по случаю юбилейных дат. В 1972 г. Михаила Максимовича нашла медаль «За оборону Москвы», к которой он был представлен в далеком 1944 г.
Умер Герой войны 07 апреля 1996 г. Участника Великой Отечественной войны проводили воинскими почестями.
Приложения:
Приказ Верховного Главнокомандующего
25 июня 1944 года
[№ 118]
Генералу армии Рокоссовскому
Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление из района юго-западнее города Жлобин, прорвали при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации сильно укрепленную оборону немцев, прикрывающую бобруйское направление, на участке протяжением 35 километров и за два дня наступательных боев продвинулись вперед до 30 километров, расширив прорыв до 80 километров по фронту.
Одновременно севернее города Рогачев войска фронта форсировали реку Друть и прорвали сильную, глубоко эшелонированную оборону противника на фронте протяжением 30 километров и продвинулись в глубину до 12 километров.
В ходе наступления войска фронта заняли более 100 населенных пунктов, среди которых Ректа, Озеране, Веричев, Заполье, Заболотье, Кнышевичи, Моисеевка, Мушичи, и перерезали железную дорогу Бобруйск – Лунинец в районе ст. Мошна, Черные Броды.
В боях при прорыве обороны немцев отличились войска генерал-лейтенанта Батова, генерал-лейтенанта Лучинского, генерал-лейтенанта Горбатова, генерал-лейтенанта Романенко, генерал-майора Иванова, генерал-майора Алексеева, генерал-майора Перхоровича, генерал-майора Шварева, генерал-майора Батицкого, генерал-майора Рагули, генерал-майора Жолудева, генерал-лейтенанта Колганова, генерал-майора Андреева, генерал-майора Санковского, полковника Морозова, генерал-майора Гребенника, генерал-майора Фроленкова, генерал-майора Борисова, генерал-майора Данилова, генерал-майора Кузнецова, генерал-майора Турчинского, полковника Сычева, полковника Кузина, полковника Михалицина, генерал-майора Ревуненкова, генерал-майора Мохина, генерал-майора Казакевича, полковника Цыпленкова, полковника Погребняка; артиллеристы генерал-полковника артиллерии Казакова, генерал-майора артиллерии Бескина, генерал-майора артиллерии Тимотиевича, генерал-лейтенанта артиллерии Семенова, генерал-майора артиллерии Петропавловского, генерал-майора артиллерии Игнатова, полковника Акимушкина, полковника Жигарева, майора Иванова, подполковника Беспалова, полковника Еремеева, [подполковника] Острейко, подполковника Гончарука, полковника Олейника, полковника Воскресенского, полковника Онуфриева, полковника Зражевского, полковника Травкина, полковника Подольского, полковника Ушакова; танкисты генерал-лейтенанта танковых войск Орла, генерал-майора танковых войск Панова, подполковника Верланя, подполковника Гаврилова, подполковника Соколова, подполковника Тидемана, подполковника Рыжанова, подполковника Макаркина, полковника Новака, майора Крапивы; летчики генерал-полковника авиации Руденко, генерал-лейтенанта авиации Осипенко, генерал-лейтенанта авиации Нестерцева, генерал-лейтенанта авиации Тупикова, генерал-майора авиации Комарова, генерал-майора авиации Крупского, генерал-майора авиации Байдукова, генерал-майора авиации Дзусова, генерал-майора авиации Каравацкого, генерал-майора авиации Волкова, генерал-майора авиации Меньшикова, генерал-майора авиации Счетчикова, генерал-майора авиации Юханова, полковника Чирвы, полковника Калинина, подполковника Шерстюка, полковника Иванова, полковника Сухорябова, полковника Борисенко, подполковника Рассказова; саперы генерал-лейтенанта инженерных войск Прошлякова, генерал-майора инженерных войск Швыдкого, генерал-майора инженерных войск Жирова, полковника Габера, полковника Яковлева (командир 7-ой моторизованной понтонно-мостовой бригады), полковника Петрова, полковника Арцишевского, майора Королева, капитана Лукачева, майора Козлова, подполковника Зборовского, капитана Снадина; связисты генерал-лейтенанта войск связи Максименко, генерал-майора войск связи Мишина, генерал-майора войск связи Мамотко, полковника Борисова.
В ознаменование одержанной победы наиболее отличившиеся в боях соединения и части представить к награждению орденами.
Сегодня, 25 июня, в 23 часа 30 минут столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Белорусского фронта, прорвавшим оборону немцев на бобруйском направлении, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.
За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях при прорыве обороны противника и форсировании реки Друть.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть немецким захватчикам!
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН
25 июня 1944 года [№ 118]
Приказ Верховного Главнокомандующего
19 января 1945 года
№ 233
Командующему войсками
1-го Белорусского фронта
Маршалу Советского Союза Жукову
Начальнику штаба фронта
Генерал-полковнику Малинину
Войска 1-го Белорусского фронта, продолжая стремительное наступление, сегодня, 19 января, с боем овладели крупнейшим промышленным центром Польши городом Лодзь и городами Кутно, Томашув (Томашов) Гостынин и Ленчица – важными узлами коммуникаций и опорными пунктами обороны немцев.
В боях за овладение городами Лодзь, Кутно, Томашув, Гостынин и Ленчица отличились войска генерал-полковника Чуйкова, генерал-полковника Цветаева, генерал-полковника Колпакчи, генерал-полковника Белова, генерал-лейтенанта Халюзина, генерал-лейтенанта Пулко-Дмитриева, генерал-майора Белявского, генерал-майора Владимирского, генерал-майора Орлеанского, генерал-майора Шеменкова, генерал-майора Сиязова, генерал-майора Вержбицкого, генерал-майора Баканова, генерал-майора артиллерии Хетагурова; артиллеристы генерал-полковника артиллерии Казакова, генерал-лейтенанта артиллерии Пожарского, генерал-майора артиллерии Пласкова, генерал-майора артиллерии Фролова, генерал-майора артиллерии Изумрудова, генерал-майора артиллерии Лярского, генерал-майора артиллерии Каменского, генерал-майора артиллерии Родичева, полковника Пилипенко, полковника Значенко, полковника Грехова, полковника Кальниченко, полковника Почиталова, полковника Филипповича, полковника Колесникова, полковника Кагана, полковника Копелева, полковника Пупкова, подполковника Караичева; танкисты генерал-лейтенанта танковых войск Орла, генерал-полковника танковых войск Богданова, генерал-полковника танковых войск Катукова, генерал-лейтенанта Радзиевского, [генерал-лейтенанта] Шалина, генерал-лейтенанта танковых войск Кириченко, генерал-майора танковых войск Ющука, генерал-майора танковых войск Веденеева, генерал-майора танковых войск Телякова, генерал-майора Дремова, полковника Бабаджаняна, полковника Бойко, полковника Жарикова, полковника Лукьянова, полковника Жарова, полковника Гусаковского, полковника Липатенкова, полковника Анфимова, полковника Кошелева, полковника Темника, полковника Соловьева, полковника [c.304] Моргунова, полковника Кузнецова, полковника Баранюка, полковника Шемякина, подполковника Смирнова, подполковника Секунды; кавалеристы генерал-лейтенанта Крюкова, генерал-лейтенанта Константинова, генерал-майора Ягодина, генерал-майора Миллерова, генерал-майора Курсакова, генерал-майора Коблова, генерал-майора Чаленко, генерал-майора Белова; летчики генерал-полковника авиации Руденко, генерал-лейтенанта авиации Брайко, генерал-лейтенанта авиации Савицкого, генерал-майора авиации Крупского, генерал-майора авиации Сиднева, генерал-майора авиации Токарева, генерал-майора авиации Дзусова, генерал-майора авиации Татанашвили, генерал-майора авиации Каравацкого, генерал-майора авиации Комарова, полковника Смирнова, полковника Ковалева, полковника Миронова, полковника Чирвы, полковника Тимофеева, полковника Белоусова, полковника Исаева, полковника Карягина, полковника Иванова, полковника Беркаля, полковника Федоренко, полковника Федорова, полковника Бузылева, полковника Сухорябова, подполковника Наконечникова, подполковника Тищенко, подполковника Комарова; саперы генерал-полковника инженерных войск Прошлякова, генерал-майора инженерных войск Ткаченко, генерал-майора инженерных войск Яковлева (командира 7-ой моторизованной понтонно-мостовой бригады), генерал-майора инженерных войск Воронова, полковника Вельского, полковника Харчевина, полковника Борисова, полковника Вандышева, подполковника Кузнецова; связисты генерал-лейтенанта войск связи Максименко, полковника Смолия, полковника Черкасова, подполковника Захарова, полковника Калечица, подполковника [государственной безопасности] Вакиша.
В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городами Лодзь, Кутно, Томашув (Томашов), Гостынин и Ленчица, представить к присвоению наименований “Лодзинских” и “Томашовских” и к награждению орденами.
Сегодня, 19 января, в 23 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Белорусского фронта, овладевшим городами Лодзь, Кутно, Томашув, Гостынин и Ленчица, двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырех орудий.
За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Лодзи и других названных городов.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть немецким захватчикам!
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН
19 января 1945 года. № 233
Приказ Верховного Главнокомандующего
23 апреля 1945 года
№ 339
Командующему войсками
1-го Белорусского фронта
Маршалу Советского Союза Жукову
Начальнику штаба фронта
Генерал-полковнику Малинину
Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление с плацдармов на западном берегу Одера, при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации прорвали сильно укрепленную, глубоко эшелонированную оборону немцев, прикрывавшую Берлин с востока, продвинулись вперед от 60 до 100 километров, Овладели городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц- Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфелъде, Карлсхорст, Кепеник и ворвались в столицу Германии Берлин.
В боях при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин отличились войска генерал-полковника Кузнецова, генерал-полковника Берзарина, генерал-полковника Чуйкова, генерал-лейтенанта Перхоровича, 1-й польской армии генерал-лейтенанта Поплавского, генерал-полковника Белова, генерал-полковника Колпакчи, генерал-полковника Цветаева, генерал-майора Букштыновича, генерал-майора Кущева, генерал-майора Белявского, генерал-лейтенанта Лукьянченко, генерал-майора Роткевича, генерал-лейтенанта Пулко-Дмитриева, генерал-майора Владимирского, генерал-майора Орлеанского, генерал-майора Переверткина, генерал-лейтенанта Казанкина, генерал-майора Фирсова, генерал-лейтенанта Жеребина, генерал-лейтенанта Рослого, генерал-лейтенанта Глазунова, генерал-лейтенанта Рыжова, генерал-майора артиллерии Хетагурова, генерал-лейтенанта Позняка, генерал-лейтенанта Андреева, генерал-майора Анашкина, генерал-майора Сиязова, генерал-лейтенанта Халюзина, генерал-майора Вержбицкого, генерал-майора Бевзюка, генерал-майора Кеневича, полковника Суржица, полковника Зайковского, полковника Шейпака; артиллеристы генерал-полковника артиллерии Казакова, генерал-лейтенанта артиллерии Надысева, генерал-майора артиллерии Косенко, генерал-лейтенанта артиллерии Пожарского, генерал-майора артиллерии Морозова, генерал-майора артиллерии Модзелевского, генерал-майора артиллерии Егорова, генерал-майора артиллерии Пласкова, генерал-майора артиллерии Фролова, генерал-лейтенанта артиллерии Игнатова, генерал-лейтенанта артиллерии Рожановича, генерал-майора артиллерии Лихачева, генерал-майора артиллерии Зернова, генерал-майора артиллерии Зражевского, генерал-майора артиллерии Богдана, полковника Михайлова, генерал-майора артиллерии Середина, полковника Пасько, полковника Корчагина, полковника Писарева, полковника Жигарева, полковника Кобрина, полковника Блонского, полковника Викентьева, полковника Ляшко, генерал-майора артиллерии Керпа, полковника Соколова, майора Горкуна, подполковника Дорожкина, майора Бадаева, [полковника] Скворцова, подполковника Михайловского; танкисты генерал-полковника танковых войск Богданова, генерал-полковника танковых войск Катукова, генерал-лейтенанта Радзиевского, [генерал-лейтенанта] Шалина, полковника Анисимова, генерал-майора танковых войск Вайнруба, полковника Николаева, генерал-майора танковых войск Кретова, генерал-майора танковых войск Никулина, генерал-майора танковых войск Веденеева, генерал-лейтенанта танковых войск Кривошеина, генерал-майора танковых войск Телякова, полковника Бабаджаняна, генерал-майора Дремова, генерал-лейтенанта танковых войск Кириченко, полковника Юренкова, полковника Наруцкого, полковника Еремеева, полковника Бачакашвили; кавалеристы генерал-лейтенанта Константинова; летчики главного маршала авиации Новикова, главного маршала авиации Голованова, генерал-полковника авиации Руденко, генерал-лейтенанта авиации Брайко, генерал-майора авиации Каравацкого, генерал-лейтенанта авиации Савицкого, генерал-майора авиации Дзусова, генерал-майора авиации Сиднева, генерал-майора-авиации Токарева, генерал-майора авиации Крупского, полковника Сухорябова, полковника Беркаля, полковника Сталина, генерал-майора авиации Комарова, подполковника Наконечникова, полковника Рассказова, полковника Калинина, генерал-лейтенанта авиации Белецкого, генерал-майора авиации Скока, генерал-майора авиации Борисенко, полковника Турыкина, генерал-лейтенанта авиации Тупикова, генерал-лейтенанта авиации Счетчикова, генерал-лейтенанта авиации Нестерцева, генерал-майора авиации Лебедева, генерал-майора авиации Картакова, генерал-майора авиации Глущенко, генерал-майора авиации Чемоданова, генерал-майора авиации Набокова, генерал-майора авиации Балашова, генерал-майора авиации Тихонова, генерал-майора авиации Блинова, генерал-майора авиации Меньшикова, генерал-майора авиации Бровко, генерал-майора авиации Широкого, полковника Горевалова, полковника Чупикова, полковника Гусарова; саперы генерал-полковника инженерных войск Прошлякова, генерал-майора инженерных войск Фурсы, генерал-майора инженерных войск Ткаченко, генерал-майора инженерных войск Марьина, генерал-майора инженерных войск Бордзиловского, [подполковника] Ковалева, полковника Вельского, генерал-майора инженерных войск Харчевина, генерал-майора инженерных войск Яковлева (командира 7-ой моторизованной понтонно-мостовой бригады), подполковника Недзельского, полковника Масика, подполковника Чистова, полковника Прусса, инженер-подполковника Лесина; связисты генерал-лейтенанта войск связи Максименко, полковника Фалина, полковника Черкасова, генерал-майора войск связи Акимова, полковника Соловьева, генерал-майора войск связи Литвиненко, подполковника Винника, полковника Смолил, подполковника Захарова, подполковника государственной безопасности Вакиша.
В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин, представить к награждению орденами.
Сегодня, 23 апреля, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Белорусского фронта, в том числе 1-й польской армии генерал-лейтенанта Поплавского, прорвавшимся к Берлину, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.
За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть немецким захватчикам!
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН
23 апреля 1945 года. № 339
Боевой путь
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломна напала на Советский Союз. Уже 28 июля Сталинским РВК г. Воронежа Михаил Некрасов был мобилизован в РККА и направлен в полковую радиошколу Воронежского гарнизона. В октябре после обучения был откомандирован в 4-ю Московскую стрелковую ю Западного фронта помощником командира радиовзвода. В ноябре был госпитализирован из-за аппендицита. В команде выздоравливающих в декабре был направлен в 444-й стрелковый полк 108-й стрелковой дивизии, где был назначен командиром стрелкового отделения. Участвовал в разгроме фашистов под Москвой.
«Боевое крещение получил в боях за Москву, -вспоминал в 1985 г. Михаил Максимович. – Тяжелыми были испытания для нашего стрелкового взвода. Не раз приходилось ходить в атаку, видеть смерть товарищей. Фашисты, отступая оставляли после себя пепелище. Вместо деревень мы видели одни печные трубы. Но как только входили наши части, откуда-то из погребов, землянок выползали уцелевшие женщины, старики, дети. Глядя на них, голодных, замученных, мы ещё больше испытывали ненависть к поработителям, она удесятеряла силы».
20 января 1942 г. при освобождении г Можайска был ранен в правую руку. Лечился солдат в эвакогоспитале №2989 Западного фронта, откуда Михаила сначала направили в 206-й запасной полк, а 20 марта 1942 г. – в 61-й отдельный моторизованный понтонно – мостовой батальон командиром понтонного отделения.
Это подразделение, как другие подобные, обеспечивали форсирование крупных водных преград. Исключительное боевое мастерство и умение проявили воины-понтонеры для преодоления таких водных артерий, как Дон, Северский Донец, Днепр, Южный Буг, Днестр, Дунай, Висла, Одер. Они были форсированы в невиданно короткие сроки. Переправа войск обычно производилась табельными переправочными средствами, находившимися на вооружении инженерных частей. Среди них были различные металлические и деревянные понтоны, самоходные баржи, катера, лодки, плоты и т.д. Но этих переправочных средств часто не хватало. Традиционная смекалка советских солдат позволяла находить выход из трудных положений. Железные и деревянные бочки, бидоны из-под горючего, отдельные бревна – все это шло в ход, чтобы своевременно переправить войска на другой берег и, буквально, на плечах врага занимать плацдармы, создавать условия для наведения понтонного моста понтонерами. Понтонеры работали настолько быстро, что уже через несколько часов, а иногда и минут после подхода к реке начинали действовать понтонные и мостовые переправы. Параллельно возводились временные и постоянные деревянные мосты. Под артиллерийским и минометным огнем, под непрерывными бомбежками немецкой авиации героические понтонеры обеспечивали переправу советских войск через крупные водные преграды. В связи с возросшей глубиной наступательных операций на завершающем этапе войны советские воины-понтонеры в ходе одной операции форсировали одну за другой по несколько водных преград).
В боях на Орловско – Курской дуге отделение старшего сержанта Некрасова, несмотря на бездорожье, воздействие минометов и артиллерии противника, производило работы по строительству и восстановлению мостов. В Наградном листе от 20 августа 1943 г. командир батальона капитан Ремизевич отметил, что «Особенно отличился тов. Некрасов при постройке моста под тяжелые грузы через реку Вытебеть в районе деревне Ягодная. Несмотря на огонь автоматчиков, засевших в лесу на противоположном берегу, тов. Некрасов, всё время находясь на мосту, презирая смерть, руководил работой по укладке прогонов и настила. Видя перед собой своего бесстрашного командира, бойцы его отделения работали с удвоенной энергией. Мост был построен на 2 часа раньше срока. Танки преодолели реку. Достоин награждения медалью «За отвагу» (Приказ ВС Брянского фронта №: 92/н от: 14.09.1943 г. Информация об архиве -Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 686044. Дело ист. информации: 1756).
Вскоре – 14 сентября 1943 г.- уже новый комбат майор Трусов представил комсомольца старшего сержанта Некрасова к ордену Красной Звезда. Описал подвиг следующей информацией: «12 сентября 1943 г. батальон наводил понтонный мост через р. Десна в районе д. Ново-Хотмирово (Брянская область). Прямой наводкой вражеские самоходные пушки с дистанции 400-500 метров разбили мост. Часть личного состава при этом была выведена из строя. Было приказано паромы развести и вывести из линии моста. Старший сержант Некрасов под прицельным вражеским огнём первый вошёл на мост и начал разбирать поврежденное и выводить паромы. Его беспримерная отвага и презрение к смерти, стремление спасти во чтобы то ни стало материальную часть парка от вражеского огня, послужили примером для всех остальных бойцов. В течении нескольких минут паромы были рассредоточены. В ночи на 13 и 14 сентября 1943 г. при строительстве двух тяжелых деревянных мостов через р. Десна старший сержант под яростным огнём по месту постройки мостов, вместо установки 3-х опор установил со своим отделением по 7 опор. Мосты были закончены постройкой досрочно» (Приказ ВС 50-й А Брянского фронта №: 284 от: 05.10.1943 г. Информация об архиве -Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 682526.Дело ист. информации: 1546).
4 октября 1943 г. майор Трусов представил старшего сержанта Некрасова к награждению вторым орденом Красной Звезды. В Наградном листе указано, что «Рота наводила паромную переправу под грузы 30 т. через реку Сож в районе деревни Ново-Терешкович (Гомельская область). Во время переправы первого танка пристань на правом берегу реки не выдержала груза. Переправа танков могла задержаться на долгое время. Постройка новой пристани была приказана отделению старшего сержанта Некрасова. Под интенсивным пулеметным и артиллерийско-минометным огнём противника он доставил материал к месту постройки и окончил постройку за 20 минут вместо 1 час. 30 минут. Тов. Некрасов не уходил в укрытие, как было приказано, а остается и обеспечивает переправу танков. Грозные советские машины были досрочно переправлены на вражеский берег и с ходу вступили в бой» (Приказ 19 стрелкового корпуса 65-й А Центрального фронта №: 23/н от 10.10.1943 г. Информация об архиве - Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 686044. Дело ист. информации: 3878).
Особую сложность представляла для наших войск форсирования Днепра. В его низовьях ширина достигала трёх километров, и тот факт, что река была запружена в некоторых местах, только увеличивал возможность её разлива. Правый берег гораздо выше и круче, чем левый; был превращён солдатами немецкой армии в огромный комплекс преград и фортификационных сооружений.
Встретившись с такой ситуацией, советское командование имело два варианта решения задачи форсирования Днепра. Первым вариантом была остановка войск на восточном берегу Днепра и стягивание дополнительных сил к местам переправ, что давало время на обнаружение наислабейшего места в оборонной линии немцев и последующей атаки в том месте (не обязательно в низовьях Днепра). Второй вариант развития событий представлял собой нанесение массированного удара без малейшего промедления, и форсирование Днепра с ходу по всему участку фронта.
Советские войска заняли противоположный от немецких войск берег практически на протяжении 300 километров. Все немногие штатные плавсредства были использованы войсками, но их катастрофически не хватало. Поэтому основные силы форсировали Днепр на подручных средствах: рыбацких лодках, импровизированных плотах из бревен, бочек, стволов деревьев и досок (см. одну из фотографий). Большой проблемой была переправа тяжёлой техники: на многих плацдармах войска не смогли быстро переправлять её в достаточном количестве на плацдармы, что вело к затяжным боям по их обороне и расширению и увеличивало потери советских войск.
Первый плацдарм на правом берегу Днепра был завоёван 22 сентября 1943 г. в районе слияния Днепра и реки Припяти, в северной части фронта. Почти одновременно 3-я гвардейская танковая армия и 40-я армия Воронежского фронта добились такого же успеха южнее Киева. Всего Днепр к 30 сентября форсировали 12 советских армий. Также было организовано множество ложных плацдармов, целью которых была имитация массовой переправы и рассредоточение огневой мощи немецкой артиллерии.
По воспоминаниям Маршала Советского Союза И. С. Конева об операции:
Битва за Днепр — классический пример высокого военного искусства советских войск в преодолении крупных водных преград и мощных укреплений на подступах к ним…В исторической битве за Днепр отличились все рода войск: пехота, артиллерия, танки, авиация, связь, но особенно инженерные войска Красной Армии. Упорство, смелость и героизм советских войск, высокое оперативное искусство командиров и начальников всех степеней обеспечили блестящий успех переправы и захват плацдармов на правом берегу реки.
По воспоминаниям генерала армии П. И. Батова об операции:
Все участники форсирования Днепра испытывали чрезвычайные психологические и физические перегрузки, так как стремительные атаки сменялись упорными схватками в обороне при бое за плацдарм, где одному приходилось сражаться за десятерых, пока не подойдут главные силы…Особо следует отметить высокий наступательный порыв и массовый героизм личного состава.
61-й отдельный понтонно-мостовой батальон, находясь в оперативном подчинении 65-й А обеспечивал форсирование реки Днепр у поселка Радуль (Репкинский район Черниговской области, Украина). При форсировании Днепра была применена новинка - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40см. Мост с воздуха не наблюдался. Очень трудным было наведение таких мостов, но ни один из них не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.
За отличные боевые действия 106-я и 193-я стрелковые дивизии, 143-й и 218-й минометные полки и 61-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон приказом Верховного Главнокомандующего были удостоены наименования Днепровских.
Беспрецедентное количество награждённых при форсировании Днепра также отчасти объясняется директивой Ставки ВГК от 9 сентября 1943 г., гласившей:
В ходе боевых операций войскам Красной Армии приходится и придётся преодолевать много водных преград. Быстрое и решительное форсирование рек, особенно крупных, подобных реке Десна и реке Днепр, будет иметь большое значение для дальнейших успехов наших войск. <…>
За форсирование такой реки, как река Десна в районе Богданове (Смоленской области) и ниже, и равных Десне рек по трудности форсирования представлять к наградам:
1. Командующих армиями — к ордену Суворова 1-й степени.
2. Командиров корпусов, дивизий, бригад — к ордену Суворова 2-й степени.
3. Командиров полков, командиров инженерных, сапёрных и понтонных батальонов — к ордену Суворова 3-й степени.
За форсирование такой реки, как река Днепр в районе Смоленск и ниже, и равных Днепру рек по трудности форсирования названных выше командиров соединений и частей представлять к присвоению звания Героя Советского Союза
С 26 октября 1943 г. 61-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон находился в составе 7-й моторизованной понтонно-мостовой бригады. На Белорусском (с 24 февраля 1944 г. – 1-м Белорусском) фронте бригада участвовала в Гомельско-Речицкой наступательной операции (10 – 30 ноября 1943 г.), Калинковичско-Мозырской наступательной операции (8 – 30 января 1944 г.), Белорусской стратегической операции «Багратион» (24 июня – 2 августа 1944 г.).
В ходе Белорусской операции бригада обеспечивала переправу войск через реки Березина, Свислочь, Неман и Западный Буг.
В сентябре 1944 г. бригада обеспечивала форсирование реки Нарев 65-й армией на территории Польши севернее Варшавы.
В этой операции командир отделения, кандидат в члены ВКП(б) М. Некрасов вновь отличился. Из наградного листа от 07 сентября 1944 г.: «Старший сержант Некрасов М.М. одним из первых со своим отделением прибыл к месту форсирования р. Нарев (река в западной Беларуси и северо-восточной Польше, правый приток Западного Буга) в районе Бурляки. 5 сентября 1944 г. У реки шел жаркий бой. Район переправы непрерывно обстреливался. Старший сержант сразу же приступил к разгрузке прибывающих понтонных машин и через 20 минут, собрав прибывших людей, приступил к сборке перевозного парома. Через 40 минут паром был готов. Канат ещё не был натянут, старший сержант по собственной инициативе погрузил автомашину и два орудия, и на веслах перевез боеприпасы и орудия. Во врем одного из рейсов переправа подверглась налету авиации противника. В результате пулеметного обстрела понтоны получили несколько пробоин. Старший сержант Некрасов М.М. бросился в понтон и стал заделывать пробоины. В это время он сам получил ранение в ногу; несмотря на это он продолжил забивать пробоины дабы спасти паром с важными грузами. И только когда прекратилась течь, перевязал рану. Старшему сержанту Некрасову М.М. было предложено отправиться в санчасть, но он отказался и продолжал производить переправу подкрепления и боеприпасов для расширения плацдарма на противоположном берегу р. Нарев. И только по приказанию командира роты покинул паром. Старший сержант Некрасов М.М. достоин награждения орденом Отечественной войны 1-й степени. Командир 61-й ОМПМ Днепровского батальона майор Ремизевич» (Приказ 105-го стрелкового корпуса №: 38/н от: 14.09.1944 г. Информация об архиве - Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 690155. Дело ист. информации: 5758).
Практически одновременно Некрасов М.М. был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (Приказ 05-го стрелкового корпуса от 14.09.1944 г. - Информация об архиве -Архив: ЦАМО.
Фонд ист. информации: Картотека награждений. Дело ист. информации: шкаф 61, ящик 9. К сожалению, ЦАМО почему- то засекретил Наградной лист.
Благодаря их исключительному мужеству и героизму воинов удалось переправить артиллерию и боеприпасы для захвата и расширения плацдарма на западном берегу р. Нарев, прикрывающей подступы к Восточной Пруссии.
Сознание воинского долга перед Родиной помогло ему и его отделению успешно выполнить боевую задачу. Даже в минуты огневых налетов на участок переправы они не прекращали работу и постоянно находились в самых опасных и ответственных местах. Под минометном огнём, бомбовыми ударами наводили переправы, совершали вылазки на передовые линии в тыл врага, минируя поля. Сам Михаил не раз был ранен, находился на волосок от смерти, но выжил, всё превозмог, дошёл до Берлина.
В 1945 г. 7-я моторизованная понтонно-мостовая бригада ( сформирована 26 октября 1943 г. на Белорусском фронте в составе: управление бригады, рота управления и четыре -61-й, 63-й, 136-й и 50-й - моторизированных понтонно-мостовых батальонов) участвовала в Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 г.) – составной части Висло-Одерской стратегической операции и освобождении городов Лодзь, Кутно, Томашов. 19 мая 1945 г. бригада была награждена орденом Красного Знамени, а 11 июня 1945 г. — орденом Кутузова 2-й степени.
С 4 по 8 февраля 1945 г. 61-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон обеспечивал переправу войск 18-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии через реку Одер. Участвовал в Восточно-Померанской наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 г.); Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 г.).
В конце войны полное наименование бригады звучало как: 7-я моторизованная понтонно-мостовая Лодзинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада. Входивший в его состав 61-й моторизованный понтонно-мостовой Днепровский батальон именовался как: Краснознамённый орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды 61-й моторизованный понтонно-мостовой Днепровский батальон;
«Порой не верится- вспоминал Михаил Максимович в беседе с корреспондентом Анатолием Мясниковым, что может вынести человек все те испытания, которые выпали на нашу долю. Но мы пересилили, потому что жила в наших душах вера в правое дело в победу… А вообще-то… Война – это тоже работа, только очень тяжелая, порой адская. И здесь нужны выдержка, воля, мужество. Они не покидали нас».
Как тут не вспомнить характеризующие М.М. Некрасова строки из Наградных листов - беспримерная отвага и презрение к смерти, стремление спасти во чтобы то ни стало материальную часть парка от вражеского огня,
Старший сержант Некрасов М.М. был также награжден медалями «За Победу над Германией», удостоен, как минимум, трех Благодарностей Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина:
- № 118 от 25.06.1944 г. прорыв обороны немце западнее города Жлобин, форсировании реки Друть севернее города Рогачева;
- № 233 от 19.01.1945 г. за овладение крупнейшим промышленным центром Польши городом Лодзь и городами Кутно, Томашув (Томашов) Гостынин и Ленчица – важными узлами коммуникаций и опорными пунктами обороны немцев;
- № 339 от 23.04.1945 г. за прорыв сильно укрепленной, глубоко эшелонированной обороны немцев, прикрывавшую Берлин с востока, продвинулись вперед от 60 до 100 километров, овладение городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц- Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфелъде, Карлсхорст, Кепеник и вход в столицу Германии Берлин.
(Прилагаются).
(Справка:
25 января 1943 г. впервые был подписан приказ Верховного Главнокомандующего – Маршала Советского Союза И. В. Сталина об объявлении благодарности войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Ленинградского и Волховского фронтов за успехи в разгроме немцев, за освобождение городов и сел нашей Родины. Следующая «Благодарность» была объявлена И. В. Сталиным войскам Донского фронта 2-го февраля 1943 г. Текст приказа заканчивался фразой: «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия». По мере продвижения наших войск на запад, последовали «Благодарности» за взятие городов, плацдармов, ликвидацию фашистских группировок. Последняя «Благодарность» была объявлена 3 сентября 1945 г. советским войскам за боевые действия против Японии и разгром ее армии. Всего за годы войны И.В. Сталиным лично было подписано 375 таких документов. Каждый такой приказ зачитывался перед личным составом войск и имел особое значение в поднятии боевого духа нашей армии. «Благодарность» приравнивалась к награждению орденами и медалями. Приказы Главнокомандующего были признанием патриотизма воинов, их стойкости духа, их веры в победу. Каждый такой приказ – это веха истории великой войны, истории великого народа, которую мы обязаны свято хранить).
После войны
Закончилась война. 17 мая 1945 г. фронтовик был откомандирован на учебу в Московское Военно – инженерное училище. Однако в апреле 1946 г. училище было объединено с Высшем военным инженерно-строительным училищем (ВВИСУ КА), преобразовано в Московское Краснознаменное Высшее военно-инженерное училище Красной Армии (МКВВИУ КА) и передислоцировано в Ленинград, а Михаил Максимович был направлен в 16-й понтонный полк Киевского военного округа на должность помощника командира комендантского взвода. Но уже в июле 1946 г. был зачислен на 2-й курс Военно-дорожного училища. В марте 1947 г. за отличную успеваемость был переведен на 3-й курс. В сентябре 1947 г. Михаил Нестеров получил диплом об окончании училище, первое офицерское звание. Дальнейшую службу проходил в 10-м полку 2- дорожно-строительной дивизии. После её расформирования он был направлен в 528-й отдельный автотракторный батальон (информация из автобиографии Некрасова М.М.). Другие должности и части, где служил в дальнейшем капитан Некрасов, пока неизвестны.
Но служил он в Советской Армии так, как и воевал- беззаветно, готовый в любую минуту защитить от врагов родную землю, выполнить интернациональный долг. Капитан Некрасов в послевоенное время был награжден медалью «За боевые заслуги» (05.11.1954 г.; возможно, за выслугу лет в Красной Армии в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР), третьим орденом Красной Звезды (30.12.1956 г. ; возможно, за подавление венгерского контрреволюционного мятежа в соответствии с Указом Верховного Совета СССР).
В учетно-послужной картотеке ЦАМО указаны последнее место службы Михаила Максимовича (5-й стрелковый полк(!?), дата окончания службы – 17 декабря 1956 г. Можно предположить, что увольнению капитана Некрасова из рядов Советской Армии предшествовали либо личные обстоятельства (убеждения), либо намечаемое масштабное сокращение Вооруженных сил СССР. Анализ архивных документов показывает, что это мероприятие, проходили при полной поддержке со стороны Министра обороны Г.К. Жукова. К 1964 г., по сравнению с началом 1953 г., число военнослужащих было уменьшено на 43% (с 5,736 млн до 3,3 млн человек).
После увольнения Михаил Максимович возвращается в г. Воронеж и возобновляет трудовую деятельность на заводе синтетического каучука им. С.М. Кирова.
Начавшиеся летом 1942 г. бои за Воронеж привели к тому, что завод СК был уничтожен практически полностью. Начался сложный период восстановления предприятия. Люди, жившие в бараках и землянках, в невероятно сложных условиях, разбирали завалы и возводили, по сути дела, новый завод. Все годы существования коллективу завод приходилось вести реконструкцию мощностей в условиях действующих производств. Михаил Максимович работал и учился,
Автору этого материала довелось поработать с Михаилом Максимовичем. В 1968 г. я демобилизовался из рядов Советской Армии. Работал аппаратчиком, мастером, начальником смены, инженером-технологом цеха 15-16, а в1973-1977 гг. избирался заместителем секретаря парткома завода. Общались мы по вопросам производства, партийно-политической деятельности. Летом 1976 г. вместе с семьями отдыхали в заводском пансионате в г. Геленджике, где он с супругой трепетно опекали внучку. В 1977 г. меня перевели на другую работу. К сожалению, больше с фронтовиком видеться не довелось.
Последние годы Михаил Максимович работал заместителем начальника отдела технического контроля предприятия. Забот у него было немало, ведь коллектив ОТК отвечал за качество продукции. Грамотный специалист, умелый воспитатель, он делал всё, чтобы честь заводской марки была на высоте. На «гражданке» Михаил Максимович был награжден медалями «За трудовую деятельность. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», по случаю юбилейных дат. В 1972 г. Михаила Максимовича нашла медаль «За оборону Москвы», к которой он был представлен в далеком 1944 г.
Умер Герой войны 07 апреля 1996 г. Участника Великой Отечественной войны проводили воинскими почестями.