Фёдор
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В июне 1941г. 12ый Истребительный авиационный полк (командир полка герой Советского Союза Коробков Павел Терентьевич) стоял в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск).
Моторный Федор Иванович был командиром 2ой эскадрильи , истребительного авиационного полка.
Накануне войны полк находился в лагерях, в селе Бовшев, в 25 км от г. Станислав. В полку было 100 самолетов, - это 5 эскадрилей.
21июня 1941г. Моторный Ф.И., командир 2ой эскадрильи, заступил на суточное дежурство. Накануне, Коробков П.Т. и Моторный Ф.И. решили объявить учебную тревогу, чтобы проверить оперативность прибытия летного состава на аэродром. В 18 часов 21 июня 1941г. над нашим аэродромом летит немецкий Юнкерс. Моторный Ф.И. поднял свое звено на перехват. Стрелять было запрещено. Немецкий летчик помахал руками, сделал съемку аэродрома , развернулся и полетел к себя. Коробков П.Т. и Моторный Ф.И. решили объявить учебную тревогу, и сразу же, все 100 самолетов были рассосредоточены по аэродрому, летный состав доложил о готовности. И тут звонок из ПВО страны «Боевая тревога». Это было утро 22 июня 1941г. Не прошло и 15 минут, как над аэродромом появились 9 юнкерсов и начали бомбить аэродром. Моторный Ф.И. поднял свое звено и уничтожили все 9 юнкерсов прямо над аэродромом. Через 5 минут летит новая девятка юнкерсов, и они полностью были уничтожены. За первый день было уничтожено 40 самолетов немцев. Моторный Ф.И. был награжден орденом Красной Звезды.
В г.Черновицах в это время стоял авиационный полк этой же дивизии. Накануне войны они получили новые самолеты МИГи, и даже еще не переучивались. Все самолеты находились в ангарах и были уничтожены в первые минуты войны, а личный состав (100 человек) пешим ходом пришел в полк Коробкова П.И., в составе которого, продолжили бить фашистов.
В г. Станиславе, в канун войны, стоял 12ый механизированный опытный корпус, это была очень большая наземная сила. 12ый Истребительный авиационный полк прикрывал этот мощный корпус, оснащенный новой техникой. 12ый механизированный опытный корпус в первые дни войны, прорвав оборону фашистов дошел до Варшавы!! Подкрепления не было. Кончилось горючее. Корпус окружили фашисты. Командир корпуса отдал приказ начальнику штаба «Сдаться немцам». Начальник штаба отказался выполнять такой приказ, застрелил командира корпуса, и связался по радио с 12ым Истребительным авиационный полк, чтобы им оказали помощь. Моторный Ф.И. со своим заместителем эскадрильи Лохшиным полетели в разведку, чтобы оценить обстановку. И затем, наши эскадрильи сбросили на парашютах несколько сот баков с горючим. И механизированный корпус смог с боем выйти из окружения. Это было в первые дни войны.
Наши войска отступали. И авиационная часть, где сражался мой папа, была возле г.Днепропетровска. Моторный Ф.И. со своим звеном много раз летал в разведку. В один из очередных вылетов в разведку со своим звеном (это было под г.Днепропетровском) увидели как через рожь шли сотни две фашистских кавалеристов. Штурмовать было запрещено приказом. Тем не менее, Моторный Ф.И. дал команду штурмовать и звено атаковало каваллерию. Фашисты кинулись в рожь, а рожь в тот год была хорошая, высокая. В звене Моторного Ф.И. были и форсирующие снаряды, и они подожгли рожь так, чтобы никто не ушел из тех, кто остался.
Война продолжалась. Наши войска отступали. Папину часть отправили на перевооружение. После перевооружения Моторный Ф.И. попал в дивизию, состоящую из трех полков – 523(или521 не помню) истребительный полк, 18ый Гвардейский полк и полк Нормадии, где и продолжал воевать. В ноябре 1942г. командиру полка, полковнику Пильщикову пришел приказ отправить капитана Моторного Ф.И. в г. Москву к начальнику отдела кадров ВВС генералу – майору Шатскому. Моторному Ф.И. был дан приказ прибыть в Люберцы (под Москвой) к начальнику авиационной части. Начальником авиационной части был подполковник Василий Сталин (Василий Иосифович Джугашвили, сын Сталина). В свою часть он отбирал лучших ассов, о которых писали во фронтовых газетах. Одним из них был мой отец, Моторный Федор Иванович. Сразу же по прибытию на аэродром состоялась встреча Моторного Ф.И. с командиром части Василием Сталиным. Василий Сталин сказал, что берет моего папу своим заместителем по воздушному бою - начальником воздушно – стрелковой службы. Это была группа РГК, в нее входили 250самолетов истребителей и 250 бомбардировщиков П-2. На построение всей группы Василий Сталин представил своего заместителя по воздушному бою – капитана Моторного Ф.И. и попросил пару слов сказать о себе. Мотоный Ф.И. сказал, что воевал как все летчики, защищал Родину. И тут выходит из строя герой Советского Союза, полковник Коробков Павел Терентьевич (он был рядовым летчиком в группе Василия Сталина) и сказал, что Мотоный Ф.И. был у него в полку командиром эскадрильи, и с поставленной задачей справится. Группа была очень сильная. На Сталинградском фронте группа трижды принимала участие в боях (аэродром был в Камышино), и как только они прилетали, фашисты прямым текстом передавали «Прилетели Сталинские соколы». По 70 – 80 самолетов фашистов сбивали они за один день на Сталинградском фронте. Два с половиной года (1942г. по середину 1944г.) воевал в составе этой части.
Моторный Ф.И. с первого до последнего дня Великой Отечественной войны принимал участие в боях против немецко-фашистских захватчиков. В 1945 г. после боев за взятие Кенигсберга, Моторный Ф.И. был переброшен на Дальний Восток, где воевал против японских самураев.
Награжден боевыми орденами и медалями:
ТРИ ордена Красной Звезды;
Орден Великой Отечественной войны I степени;
Два Ордена Великой Отечественной войны II степени;
Орден Боевого Красного Знамени;
Медали: - за Боевые Заслуги;
- за Оборону Ленинграда;
- за Оборону Сталинграда;
- за Взятие Кенигсберга;
- за Победу над Германией;
- за Победу над Японией;
и многими другими медалями, уже в мирное время.
Гвардии Подполковник Моторный Ф.И. с 1933г. по 1956г. служил в рядах Советской Армии.