
Леонид
Кселифонтович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
Мосов Леонид Ксенофонтович родился 1 августа 1918 года.
В 1939 году был призван в армию и службу проходил на Дальнем Востоке. Был заместителем политрука.
Когда началась война, дедушка писал докладные, чтобы его направили на фронт, однако они долго оставались без ответа. Наконец, пришёл ответ: «Ещё раз напишите-получите взыскание». Политруки были на вес золота.
В 1942 году Леонид Ксенофонтович был отправлен на службу во Владивосток, на пограничный корабль, где проходил службу заместителем командира корабля по политической части.
На Дальнем Востоке моряки-пограничники с началом Великой Отечественной войны продолжали нести службу по охране государственной границы. Несмотря на то, что между СССР и Японией существовал договор о нейтралитете, оперативная обстановка на морских участках границы была нестабильной. Японские военные корабли неоднократно вторгались в советские территориальные воды, а самолеты нарушали воздушное пространство. Наглые действия Японии против Советского Союза особенно усилились после вступления ее в союз с фашистской Германией. Японские военные корабли задерживали суда в проливах, а правительственные чиновники — в японских портах. Японские провокаторы войны бесчеловечно издевались над советскими гражданами — пассажирами и моряками, избивали их и подвергали мучительным пыткам.
В период войны Советского Союза с фашистской Германией Япония подтянула к нашим дальневосточным границам огромную армию, чем сковала на Дальнем Востоке наши значительные вооружённые силы. Этим она серьезно помогала германской армии и сама готовила нападение на Советский Союз, выжидая лишь «удобный» момент.
Империалистические планы японской военщины были сорваны героическом борьбой Красной Армии и Военно-Морского ФЛОТА с немецкими фашистами, а также нашей дальневосточном армией: Тихоокеанским флотом и Амурской флотилией, которые в течение всей отечественной войны надежно охраняли наши границы на востоке
В ходе боевых действий пограничные корабли в зависимости от полученной задачи действовали совместно с кораблями флота (флотилии) или самостоятельно. На речной границе первой боевой задачей пограничных катеров стала переправа на сопредельную территорию передовых отрядов Красной Армии, их огневая поддержка. По неполным данным, в первые дни войны с Японией плавсредства погранотрядов переправили через Амур и Уссури около 27 тыс. солдат и офицеров армейских соединений, 152 орудия, 652 тонны боеприпасов и продовольствия, 384 автомашины, 80 тракторов, 504 лошади, 312 повозок и т.д. Дивизионы и группы катеров, действуя совместно с кораблями Амурской военной флотилии (АВФ), поддерживали наши сухопутные войска, наступавшие на территории Маньчжурии.
Часть пограничных катеров использовалась для конвоирования транспортов с войсками и особо важными грузами, боеприпасами, горючими и смазочными материалами, а также для охранения мониторов Амурской флотилии при их переходах по рекам Амур и Сунгари.
В результате нашей победы в корне изменилась политическая и стратегическая обстановка на Дальнем Востоке. Советский Союз «занял прочные позиции на берегах Тихого океана и избавился от угрозы японского вторжения.
Военно-Морской Флот выполнил свой долг перед Родиной.
Дедушка прослужил на флоте до 1958 года, потом был уволен в запас.
Был награждён медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».