Павел
Фёдорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Морозов Павел Фёдорович родился 17 ноября 1909 года в семье плотника. С 16 лет начал самостоятельно работать. В 1928 году поступил в военно теоретическую школу лётчиков. К началу войны был женат и имел четверых детей.
В 1941г. служил инструктором военно авиационной школы в должности командира эскадрильи. Он просился на фронт, но его опыт и знания были необходимы для подготовки лётчиков. Из характеристики: "Отлично летает на самолётах: АШ-2, У-2, Р-1, Р-5, Р-6, И-5, И-15, И-16, УТИ-4, УТ-1, УТ-2,ЯК-1, ЯК-7, Р-39. Обладает хорошими инструкторскими и методическими знаниями и навыками по обучению молодого лётного состава ". А в апреле 1943г. его направили на новое место службы в Якутск.
Подвиг моего деда и его товарищей невозможно понять, не узнав о "ленд-лизе". Термин "ленд-лиз" означает применявшуюся в годы второй мировой войны систему передачи Соединенными Штатами Америки союзникам по антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия и т.д. По "ленд-лизу" перегонялись американские самолеты в Советский Союз. Часть самолетов перегонялась через трассу Аляска - Сибирь. Долгое время тема Алсиба была закрытой.
Из самых опытных летчиков и штурманов сформировали пять перегоночных авиаполков. Был принят эстафетный способ перегонки. Каждый авиаполк только на своем участке.
До авиабазы Фербенкс на Аляске самолеты перегоняли американские летчики, а там их принимали советские пилоты. Первый участок - от Фербенкса до Уэлькаля, второй участок - от Уэлькаля до Сеймчана, третий участок - от Сеймчана до Якутска, четвёртый участок - от Якутска до Киренска и, последний, пятый участок - от Киренска до Красноярска.
Перегонка истребителей велась группами в строю "клин", их вел лидер-бомбардировщик, в экипаж которого входили штурман и радист. Первым взлетал лидер "Боинг" Б-25, затем поднимались истребители почти одновременно, встречались в строю, каждый занимал свое место - в левом пеленге 6 самолетов, в правом 6 самолетов. Взлет, чаще всего, при плохих погодных условиях, морозах, туманах, нередко ночью. Полёт при сильной облачности, ветре, время в пути 4-5 часов. Перелет над высокими горами, на большой высоте, в кислородной маске. После посадки на промежуточном аэродроме погрузка в транспортный самолет и перелет назад. Только во время этого обратного пути летчики и отдыхали. Забравшись в спальный мешок и положив под голову парашют, старались уснуть. По прибытии на родной аэродром летчиков уже ждали очередные машины для перегонки.
Маршрут полета был необычайно трудным. Район трассы малоизученный с особо сложным рельефом местности и тяжелыми природными условиями. Больше шести тысяч километров то в сплошной облачности летом, то в тумане осенью и весной, то в морозы до пятидесяти градусов зимой. Самолеты в сильные морозы покрывались ледяной коркой, масло превращалось в камень, лопалась резина на шасси, выходила из строя тормозная система, отказывали карбюраторы, моторы стыли в воздухе. Только люди должны были выдержать все. Ничего подобного в истории авиации не было.
Это была тяжелая работа! Американцы сразу сказали, что по Алсибу могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские.
Истребитель Белл Р-39Q -"Аэрокобра" установлен на постамент в сквере аэропорта в Якутске. А на плитах вокруг высечены имена и фамилии 115 летчиков и техников, погибших на трассе. Данный самолёт является макетом, который изготовлен силами работников якутской АТБ. На самолёт нанесен номер 220613. "Кобра" с таким номером разбилась 6 ноября 1943 года при столкновении в облаках с другим самолетом. Произошло это в районе Витима. Летчик самолета №220613 - заместитель командира аэ 4-го ПАП майор Морозов Павел Фёдорович погиб.
С 1942 по 1945 годы было передано через Алсиб 7926 самолетов. За время перегона произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. При этом погибли 115 человек. Немало летчиков пропало без вести. Некоторые самолеты с останками пилотов были найдены через десятки лет после войны. А об иных до сих пор хранят тайну полярная тундра, северные горные хребты, полноводные реки и сибирская тайга.
По одним документам мой дед похоронен в Якутске, по другим в Олёкминске.
Мы, его дети, внуки и правнуки, помним его, гордимся им, гордимся тем, что он сделал для Победы. Я продолжаю поиски и, обязательно, кто-нибудь из его потомков возложит цветы на его могилу.
Ниже приведу информацию из учётно послужной карточки ЦАМО.
Откликнитесь, сослуживцы!
Служба в РККА
Наименование части
Наименование должности
С какого времени
По какое время
Ленинградская Военно-теоретическая школа лётчиков ЛВО
курсант
12.12.1928г.
Декабрь 1929г.
Качинская 1-ая Военная школа лётчиков УВО
курсант
Декабрь 1929г.
Ноябрь 1930г.
Качинская1-ая Военная школа лётчиков УВО
Инструктор лётчик
10.11.1930г.
Ноябрь 1930г.
Сентябрь 1931г.
67 авиаотряд КВО
Младший лётчик
30.09.1931г.
Сентябрь 1931г.
Август 1933г.
Часть 1086 МВО
2-ой отдельный авиаотряд
Старший лётчик
20.08.1933г.
Август 1933г.
Декабрь 1934г.
Ворошиловградская
11-я Военная школа пилотов ХВО
Командир звена
15.12.1934г.
Декабрь 1934г.
Май 1940г.
Присвоено звание Старший лейтенант 23.03.1936г.
Член ВКП(б) с 1937г. года. Принят ШПК Ворошиловградской ВАШ
Присвоено звание Капитан 19.02.1938г.
Олсуфьевская ВАШ
Командир отряда
05.06.1940г.
Май 1940г.
Декабрь 1940г.
Балашовская ВАШП
Командир АЭ
Декабрь 1940г.
Июль 1941г.
ЦФ в распоряжении командующего ВВС фронта
Командир группы ночных бомбардировщиков
Июль 1941г.
Октябрь 1941г.
13 Запасной ИАП (г.Кузнецк Пензенской области)
Командир АЭ
Октябрь 1941г.
17.03.1942г.
ВВС ПриВО
Командир отряда
27.01.1942г.
Список Балашовской ВАШП
Олсуфьевская ВАШ
Командир отряда
05.06.1942г.
16 Запасной ИАП
Командир 1-й АЭ
26.10.1942г.
17.03.1942
Присвоено звание Майор 08.03.1943г.
4 ПАП
Заместитель командира АЭ
Июнь 1943г.
Октябрь 1943г.
Погиб 6 октября 1943 года.