Никодим
Наркисович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Морошкин Никодим Наркисович родился 20 августа 1907 года.
В 1929 г призван в Особую Дальневосточную армию, где и получил первую военную подготовку, знания по геодезии, навыки по расшифровки карт и т.д., участвовал в конфликте на КВЖД.
В 1935 году с отличием окончил автодорожный факультет Военно-транспортной Академии имени Л.М. Кагановича, получив специальность по ремонту и эксплуатации автотранспорта. В 1939 году принимал участие в освобождении западных районов Белоруссии.
С первого дня Великой Отечественной войны был отправлен на фронт. Служил в звании майора в Авиации Дальнего Действия. В его задачу входило: обеспечение и доставка передовым частям фронта топлива, горючего, запчастей; организация ремонтных работ; подготовка разного рода специалистов по техническому обслуживанию техники.
Под карусельной бомбежкой противника приходилось организовывать переправу автотранспорта на самоходных баржах с крутых берегов Днепра, понтонной переправы Дона; по подвесным трубопроводам осуществлять перекачку бензина через реку Кубань; под атаками с моря и бомбежками авиации применять доставку бензина по воде вдоль берега Черного моря (Туапсе, Лазаревская, Сочи, Адлер), в канистрах самолетами ПО-2 переправлять топливо в районе Сухуми; производить разведку местности для полевых аэродромов; ночами колдовать в землянках над рецептами дизельного топлива из жидких и густых технических масел для танковых частей; составлять смеси для повышения октанового числа бензина для американских самолетов; подготавливать аэродром Выползово для применения ударов силами нескольких авиакорпусов методом звездного налета на крупные объекты противника.
Дедушка командовал автомобильными частями авиационного соединения при нанесении ударов по Кенигсбергу, Кюстрину и Берлину. 9 мая 1945 года получил задание подготовить 2 Вилиса для обслуживания 8 летчиков в Берлине и 12 мая доставив Вилисы на наших СИ-47 в Берлин, ему довелось посмотреть районы Рейхстага, Бранденбурских ворот, канцелярии Гитлера и МИДа.
После победы над фашистской Германией появилось много новых забот: сдача подвижного состава на пункте сбора 2-го Белорусского фронта в районе Кобрин-Брест; проведение демобилизации личного состава; материальное обеспечение дивизий и полков; добывание различными путями разведданных при сопровождении и организации движения автоколонн по дорогам восточной части Варшавы, территориям и лесным массивам, где действовали банды (бендеровцы, краевцы и т.п.).
За годы войны наша семья дважды получала извещение о его гибели.
Никодим Наркисович награжден орденом «Отечественной войны I степени», орденом «Красная Звезда», медалями: «За оборону Кавказа», «За Оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945г.»
В Москву дедушка, гвардии майор-инженер Морошкин Н.Н., прибыл только 6 марта 1946 года и вернулся к работе пассажирского автотранспорта при Моссовете. Работая главным инженером Управления Пассажирского автотранспорта Мосгорисполкома, вел работу по реконструкции г. Москвы, занимался восстановлением и развитием всех видов городского транспорта. Москву он знал досконально, всегда мог ответить на любой вопрос: где, куда, как проехать и пройти. Его не только уважали как великолепного специалиста, но и просто любили как хорошего человека, неоднократно избирали депутатом Московского Совета. До последних дней с лупой читал А.С.Пушкина, чуть-чуть не дожил до 90 лет. Это был очень красивый и порядочный человек.