Федор
Митрофанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С 1932г. курсант Харьковского военного пехотного училища.
Окончил училище в 1935г. Служил в Ленинградском военном округе.
С 1937г. слушатель 9 военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей (летнабов) станция Рогань (Харьков). С мая 1938г.- Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов.
Окончил училище в 1938г. Был направлен на Дальний Восток.
Участник советско-японского вооруженного конфликта у озера Хасан. Награжден нагрудным знаком «За бои у озера Хасан».
Служил в составе 57 бомбардировочного авиаполка, базировавшегося на аэродроме Чернышовка в Приморье. Полк имел на вооружении самолеты СБ.
С 06 июля 1941г. полк начал перелет на аэродром Сасово (Рязанская обл.). В конце июля в Сасово полк был переформирован в два полка. 1-я и 2-я авиаэскадрильи составили 57 «А» скоростной бомбардировочный авиаполк (командир полка майор Суржин Иван Семенович, помощник командира полка- старший лейтенант Кожевников Василий Дмитриевич).
22 августа полк вошел в составе 10 смешанной авиадивизии. На вооружении имел 15 самолетов СБ.
29 сентября 1941г. полк был переименован в 450 скоростной бомбардировочный авиаполк.
В составе полка Федор Митрофанович совершил 7 вылетов на бомбардировку войск противника.
В мае 1942г. полк расформирован, командование и летный состав были переданы в состав формировавшегося 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир полка майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович).
На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3, с лета 1942г.- американские самолеты «Аэрокобра».
Федор Митрофанович зачислен в состав второй авиаэскадрилья полка (командир старший лейтенант Колодяжный Сергей Амвросиевич).
На базе эскадрильи была сформирована оперативная группа полка, которая действовала с оперативного аэродрома Добринка (Тамбовская обл.) в интересах Юго-Западного и Степного фронтов. В 1942г. группой руководил старший лейтенант Гаврилов Дмитрий Дмитриевич.
Экипаж самолета Пе-2: командир- Коськов Алексей Васильевич, летнаб (летчик-наблюдатель) Моргун Федор Митрофанович, воздушный стрелок-радист Шкавров Иван Иванович. Самолет обслуживали: механик авиационный старший Тактамышев Гумир Галеевич, механик авиационный Синегубов Александр Дмитриевич, моторист авиационный Хлопов Михаил Васильевич.
К 01 сентября 1942г. капитан Моргун совершил 10 успешных вылетов на разведку.
Указом Президиума ВС СССР от 23 ноября 1942г. был награжден орденом Красной Звезды.
Награжден медалью «За оборону Сталинграда».
В январе 1943г. командование полком принял подполковник Артемьев Борис Павлович.
13 марта 1943г. Федор Митрофанович был назначен начальником штаба оперативной группы полка, которой командовал гвардии майор Дмитриев Павел Дмитриевич.
К 10 мая 1943г. совершил еще 20 боевых разведывательных вылетов в районы Харьков, Курск, Купянск, Касторное, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Ворошиловград, Изюм. 8 раз экипаж был встречен истребителями противника, прикрываясь огнем пулеметов уходил от преследователей. 3 раза был подбит зенитной артиллерией и совершал вынужденные посадки на своей территории.
Приказом от 28 мая 1943г. был награжден орденом Отечественной войны II степени.
17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк.
05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.
За долголетнюю и безупречную службу в ноябре 1944г. Федор Митрофанович был награжден медалью «за боевые заслуги».
Награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
К декабрю 1945г. гвардии майор Моргун- штурман авиаэскадрильи полка.
За долголетнюю и безупречную службу в 1947г. был награжден орденом Красной Звезды, в 1953г.- орденом Красного Знамени.
В 1952г. окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов.
Служил преподавателем во 2-м Чкаловском военном авиационном училище штурманов. В апреле 1952г. училище переименовано в Оренбургское военное авиационное училище штурманов.
Гвардии подполковник Моргун вышел в отставку 29 мая 1958г.
Боевой путь
Воспоминания
Расскажу один вылет двух Федоров. Стояли мы в Замостье. Помните, песню “На Дону и в Замостье тлеют белые кости…”. Судьбе угодно было, чтобы и мы прошли те боевые пути. Получили мы задание идти на разведку промышленного узла Котовице. Это был тугой орешек. Фашисты его крепко прикрывали и зенитным огнем (огнем зенитной артиллерии, вернее), и истребителями (огнем истребительной авиации). Но мы пошли. Зенитный огонь нам ни по чем. Мы умело и успешно преодолели завесу зенитного огня маневром по высоте, скорости и по направлению, а также внезапным появлением над объектами разведки. Короче говоря, мы успешно сфотографировали все, что надо было по плану, и уже пошли домой. Но тут обнаружили преследование истребителями. Можно было бы уйти пикированием до земли, перейти на бреющий полет и скрыться, но это не та местность, там горный район. Надо было маневрировать на той же высоте и не дать себя поджечь. Но вот беда, их двое, а мы одни. Они, вижу, занимают позицию так, чтобы взять нас в клещи: один — справа, другой — слева. Эта их тактика нам знакома. И мне надо только не отвлекаться в одну сторону. Давать короткие очереди в одну сторону и быстро перебрасывать турель в другую, ибо тот приблизится и может зажечь. Но я увлекся наблюдением за падающим, дымящимся истребителем. Понимаете мое чувство? Я вижу, “соображаю”, что сбил самолет, такое ведь редко у нас, разведчиков, бывает. А ведь сколько тренировал себя: не увлекайся, но тут увлекся и был наказан. Второй истребитель приблизился, поджег наш самолет и тут же скрылся. Но нам от этого не стало легче. Линия фронта уже недалеко, но сумеем ли мы ее перетянуть. Мы успели выйти из горного района. Перешли в пикирование. Правый мотор продолжает гореть. Дыму полная кабина, открыли форточки. Летчик дал скольжение, из кабины дым немного высасывает, но пламя с мотора не срывается. Летчик спрашивает: “Где линия фронта?” Я показал ему. Он принимает решение: как перетянем линию фронта, будем садиться прямо перед собою на брюхо (с убранными шасси). Линию фронта мы еле-еле перетянули, и тут же, как говорят, “плюхнулись”. И надо же, угодили прямо на минное поле. Противопехотные мины, что ли. Самолет покорежило, как следует. У напарника Федора Федоровича (*прим. возможно, командир полка Звонцов) лопнули обе барабанные перепонки, и кровь потекла с ушей. Оглох он, оглох и я. Голова дня три шумела (может, оттого и сейчас иногда шумит этим знакомым шумом). А через две недели мы уже были в строю и летали, как ни в чем не бывало. Он до 1948 г., а я — до 1958 г. Он на одно ухо оглох, и я тоже на одно ухо туговат, но почти незаметно. Вот такой обычный случай был с двумя Федорами. Таких случаев у нас была масса. Но были и такие случаи, что после такой же посадки мы хоронили своих боевых друзей. Всякое бывает. Как нас пехотинцы тащили с передовой, мы не помним. Помню, что мы очнулись уже в госпитале, и сестры сказали, что нас принесли с передовой. Самолет сел на минное поле и весь разбит. Вот и попробуй не поверь, что наш народ из чугуна литой. Самолет в дым, а летчик невредим (ну, немножечко-то и поврежден). Но этот эпизод не интересен, ибо мы взлетали, как орлы, а падали, как мокрая курица.