Моргун Федор Митрофанович
Моргун
Федор
Митрофанович
гвардии майор (в 1945г.)
5.02.1911 - 7.07.1984

История солдата

С 1932г. курсант Харьковского военного пехотного училища.

Окончил училище в 1935г. Служил в Ленинградском военном округе.

С 1937г. слушатель 9 военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей (летнабов) станция Рогань (Харьков). С мая 1938г.- Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов.

Окончил училище в 1938г. Был направлен на Дальний Восток.

Участник советско-японского вооруженного конфликта у озера Хасан. Награжден нагрудным знаком «За бои у озера Хасан».

Служил в составе 57 бомбардировочного авиаполка, базировавшегося на аэродроме Чернышовка в Приморье. Полк имел на вооружении самолеты СБ.

С 06 июля 1941г. полк начал перелет на аэродром Сасово (Рязанская обл.). В конце июля в Сасово полк был переформирован в два полка. 1-я и 2-я авиаэскадрильи составили 57 «А» скоростной бомбардировочный авиаполк (командир полка майор Суржин Иван Семенович, помощник командира полка- старший лейтенант Кожевников Василий Дмитриевич).

22 августа полк вошел в составе 10 смешанной авиадивизии. На вооружении имел 15 самолетов СБ.

29 сентября 1941г. полк был переименован в 450 скоростной бомбардировочный авиаполк. 

В составе полка Федор Митрофанович совершил 7 вылетов на бомбардировку войск противника.

В мае 1942г. полк расформирован, командование и летный состав были переданы в состав формировавшегося 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир полка майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович).

На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3, с лета 1942г.-  американские самолеты «Аэрокобра».

Федор Митрофанович зачислен в состав второй авиаэскадрилья полка (командир старший лейтенант Колодяжный Сергей Амвросиевич). 

На базе эскадрильи была сформирована оперативная группа полка, которая действовала с оперативного аэродрома Добринка (Тамбовская обл.) в интересах Юго-Западного и Степного фронтов. В 1942г. группой руководил старший лейтенант Гаврилов Дмитрий Дмитриевич.

Экипаж самолета Пе-2: командир- Коськов Алексей Васильевич, летнаб (летчик-наблюдатель) Моргун Федор Митрофанович, воздушный стрелок-радист Шкавров Иван Иванович. Самолет обслуживали: механик авиационный старший Тактамышев Гумир Галеевич, механик авиационный Синегубов Александр Дмитриевич, моторист авиационный Хлопов Михаил Васильевич.

К 01 сентября 1942г. капитан Моргун совершил 10 успешных вылетов на разведку.

Указом Президиума ВС СССР от 23 ноября 1942г. был награжден орденом Красной Звезды.

Награжден медалью «За оборону Сталинграда».

В январе 1943г. командование полком принял подполковник Артемьев Борис Павлович.

13 марта 1943г. Федор Митрофанович был назначен начальником штаба оперативной группы полка, которой командовал гвардии майор Дмитриев Павел Дмитриевич.

К 10 мая 1943г. совершил еще 20 боевых разведывательных вылетов в районы Харьков, Курск, Купянск, Касторное, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Ворошиловград, Изюм. 8 раз экипаж был встречен истребителями противника, прикрываясь огнем пулеметов уходил от преследователей. 3 раза был подбит зенитной артиллерией и совершал вынужденные посадки на своей территории.

Приказом от 28 мая 1943г. был награжден орденом Отечественной войны II степени.

17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк. 

05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.

За долголетнюю и безупречную службу в ноябре 1944г. Федор Митрофанович был награжден медалью «за боевые заслуги».

Награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

К декабрю 1945г. гвардии майор Моргун- штурман авиаэскадрильи полка.

За долголетнюю и безупречную службу в 1947г. был награжден орденом Красной Звезды, в 1953г.- орденом Красного Знамени.

В 1952г. окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов.

Служил преподавателем во 2-м Чкаловском военном авиационном училище штурманов. В апреле 1952г. училище переименовано в Оренбургское военное авиационное училище штурманов.

Гвардии подполковник Моргун вышел в отставку 29 мая 1958г.

Регион Оренбургская область
Воинское звание гвардии майор (в 1945г.)
Населенный пункт: Оренбург
Место рождения хут.Скели, Полтавская обл.
Годы службы 1932 1958
Дата рождения 5.02.1911
Дата смерти 7.07.1984

Боевой путь

Место призыва Харьковский ГВК, г.Харьков.
Дата призыва 20.06.1932
Боевое подразделение 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк

Воспоминания

Расскажу один вылет двух Федоров. Стояли мы в Замостье. Помните, песню “На Дону и в Замостье тлеют белые кости…”. Судьбе угодно было, чтобы и мы прошли те боевые пути. Получили мы задание идти на разведку промышленного узла Котовице. Это был тугой орешек. Фашисты его крепко прикрывали и зенитным огнем (огнем зенитной артиллерии, вернее), и истребителями (огнем истребительной авиации). Но мы пошли. Зенитный огонь нам ни по чем. Мы умело и успешно преодолели завесу зенитного огня маневром по высоте, скорости и по направлению, а также внезапным появлением над объектами разведки. Короче говоря, мы успешно сфотографировали все, что надо было по плану, и уже пошли домой. Но тут обнаружили преследование истребителями. Можно было бы уйти пикированием до земли, перейти на бреющий полет и скрыться, но это не та местность, там горный район. Надо было маневрировать на той же высоте и не дать себя поджечь. Но вот беда, их двое, а мы одни. Они, вижу, занимают позицию так, чтобы взять нас в клещи: один — справа, другой — слева. Эта их тактика нам знакома. И мне надо только не отвлекаться в одну сторону. Давать короткие очереди в одну сторону и быстро перебрасывать турель в другую, ибо тот приблизится и может зажечь. Но я увлекся наблюдением за падающим, дымящимся истребителем. Понимаете мое чувство? Я вижу, “соображаю”, что сбил самолет, такое ведь редко у нас, разведчиков, бывает. А ведь сколько тренировал себя: не увлекайся, но тут увлекся и был наказан. Второй истребитель приблизился, поджег наш самолет и тут же скрылся. Но нам от этого не стало легче. Линия фронта уже недалеко, но сумеем ли мы ее перетянуть. Мы успели выйти из горного района. Перешли в пикирование. Правый мотор продолжает гореть. Дыму полная кабина, открыли форточки. Летчик дал скольжение, из кабины дым немного высасывает, но пламя с мотора не срывается. Летчик спрашивает: “Где линия фронта?” Я показал ему. Он принимает решение: как перетянем линию фронта, будем садиться прямо перед собою на брюхо (с убранными шасси). Линию фронта мы еле-еле перетянули, и тут же, как говорят, “плюхнулись”. И надо же, угодили прямо на минное поле. Противопехотные мины, что ли. Самолет покорежило, как следует. У напарника Федора Федоровича (*прим. возможно, командир полка Звонцов) лопнули обе барабанные перепонки, и кровь потекла с ушей. Оглох он, оглох и я. Голова дня три шумела (может, оттого и сейчас иногда шумит этим знакомым шумом). А через две недели мы уже были в строю и летали, как ни в чем не бывало. Он до 1948 г., а я — до 1958 г. Он на одно ухо оглох, и я тоже на одно ухо туговат, но почти незаметно. Вот такой обычный случай был с двумя Федорами. Таких случаев у нас была масса. Но были и такие случаи, что после такой же посадки мы хоронили своих боевых друзей. Всякое бывает. Как нас пехотинцы тащили с передовой, мы не помним. Помню, что мы очнулись уже в госпитале, и сестры сказали, что нас принесли с передовой. Самолет сел на минное поле и весь разбит. Вот и попробуй не поверь, что наш народ из чугуна литой. Самолет в дым, а летчик невредим (ну, немножечко-то и поврежден). Но этот эпизод не интересен, ибо мы взлетали, как орлы, а падали, как мокрая курица.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: